опыт инновационной работы по использованию технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность. Она мотивирует на активизацию профессиональной активности, самообразование, саморазвитие.

Проектно-исследовательский метод — это инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности учителя английского языка МБОУ«ООШ№13» с. Новосевастопольское

Сепертеладзе Ольги Николаевны

по внедрению технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся.

         

Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность. Она мотивирует на активизацию профессиональной активности, самообразование, саморазвитие.

Проектно-исследовательский метод — это инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.

В период модернизации системы образования и перехода на новые образовательные стандарты одной из междисциплинарных программ основного общего образования является программа проектной деятельности, и выпускник основной школы должен обязательно готовить выпускной проект, а значит, основы работы с проектами должны быть заложены в начальной школе.

Я стала вплотную заниматься данной темой с началом работы над созданием инновационной программы начального общего образования и программы внеурочной деятельности, согласно приказу по школе, готовила программу внеурочной деятельности по направлению проектная деятельность с 2011 года. В школе создана специально организованная инновационная среда, которая содействует реализации исследовательских программ. В 2011 году мною пройдены курсы повышения квалификации по теме «Основы тьюторского сопровождния».

Не секрет для учителя, что у ребёнка в силу возрастных особенностей обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая активность.

Особенность младшего школьного возраста – наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью, но  реализуя их, дети осваивают новые способы действия, приобретают новые компетенции, важные для дальнейшей учебы.

Проектно-исследовательская деятельность — это инновационная технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога, это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение проблемы, которое представлено в виде проекта. Учитель при этом старается сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение и добиться повышение качества образования.

Цели проектно-исследовательской технологии:

  • создание условий, способствующих активизации познавательного интереса ученика к самостоятельному приобретению знаний из различных источников,
  • формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач,
  • развитие коммуникативных навыков работы в команде и исследовательских навыков,
  • активное развитие мышления.

Задачи которые я поставила перед собой:

• изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

• исследовать актуальность проблемы в рамках школы;

• выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

• изучить теоретические основы новой технологии;

• выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

• использовать метод проектов в классно-урочной и внеклассной деятельности.

Предполагаемый результат:

• расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

•умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

• умение планировать работу над проектом;

• умение сотрудничать при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца.

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его, или является тьютером. Большую помощь в этом оказывают и  родители обучающихся, особенно на первых порах  при работе с Интернет- источниками, с программой POWER POINT.
 Период работы с данной технологией -

 от начала введения стандарта в 2011 году до полного перехода на стандарты в основной школе.

Виды разрабатываемых  проектов:

Исследовательские проекты. Школьники изучают определенную тему, а потом оформляют полученные результаты в виде компьютерных презентаций, или в форме сообщений. Такие исследовательские проекты становятся основой для будущих более серьезных работ в основной школе.

Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

Это драматизация сказок стихов, песенок и последующее обсуждение поступков героев, или собственное сочинение сказки.

Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в творческой форме.

Творческие проекты.  Проект может быть исполнен в виде внеурочного

занятия, праздника, акции, флэш-моба.

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

• готовности к целеполаганию;

• готовности к оценке;

• готовности к действию;

• готовности к рефлексии;

• готовности к самовоспитанию и самообразованию.

Выбор темы проекта

Тема проекта может быть сформулирована в соответствии с учебными программами.

Тема для проекта может быть инициативой учителя с учетом интересов учеников. При выборе темы проекта важно не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя  к самостоятельному поиску.

Не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Задания должны быть посильными, чтобы сохранить мотивационную составляющую. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной подтемой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Постепенно такой помощи требуется от учителя все меньше по мере приобретения учениками опыта. Но непременно должно соблюдаться условие – тема проекта должна быть интересной для учащихся. Выбор темы очень важен, зачастую он определяет успешность и результативность проектной работы в целом.

 В большинстве случаев мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой – «Christmas», «Big Ben», «Five O’Clock Tradition», «My pets», но часто готовим оригинальные проекты -  «Mister-Who-Ever-Saw-Him-Santa», «A Magic Stick»,….

Этапы проектной деятельности

На начальном этапе:

- определяем тему (подтему),

- определяем временные рамки (краткосрочный, долгосрочный проект),

- определяем источники информации,

- выбираем оптимальную форму презентации результатов,

- определяемся с типом проекта (групповой, индивидуальный), распределяем зоны ответственности.

 Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы -  предлагается на обычном уроке, или внеурочном занятии, параллельно вводятся необходимая лексика, грамматика.

 Этап организации работы.

Далее следует сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на проблему. Зачастую у учеников появляется своя собственная, неожиданная версия, свое видение решения проблемы после более детального изучения фактов. Затем мы обсуждаем промежуточные результаты, вносим необходимые коррективы. Важным условием эффективной работы является доброжелательная обстановка, располагающая к общению и позволяющая детям испытывать чувство успеха. Работа над проектом должна вызывать чувство удовлетворения.

 Завершающий этап.

 Оцениваем работы по оговоренным заранее и известным учителю и ученикам критериям, непременно при этом должен соблюдаться такт. Для этапа рефлексии можно использовать формы (приложения 1,2,3).

Этап практического использования.

Проектные работы в нашей школе защищаются в ходе традиционных школьных недель исследовательских проектов «Большая Академия наук» (5 - 9 классы), «Малая Академия наук» (1 - 4 классы), которые инициируются школьным Научным обществом учащихся и проводятся ежегодно в феврале и апреле.

Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно организовать обсуждение.

Лучшие работы удостаиваются наград в определенных номинациях, они включаются в архив проектно – исследовательских работ учеников школы и  размещаются на сайте школы.         

Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, учитель выступает роли консультанта - помогает советом, подсказывает, как лучше сделать, руководителя -  может наметить план проекта, его структуру и управлять им, модератора -  организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло, координатора -  организовывает сотрудничество, эксперта -  анализирует результаты, оценивает.

Учитель призван помочь ученикам:

  • получить доступ к различным источникам информации,
  • преодолеть трудности, возникающие в ходе выполнения проекта,
  • научить быть внимательным и ответственным при исполнении проекта,
  • проанализировать готовый проект, дать рекомендации.


Выводы.

1.Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.

2.Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения способствует знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию.

3.Легко проходит адаптационный переход из начальной в основную школу, т. к. ученикам известен алгоритм работы известен алгоритм работы, более того – сформирована потребность заниматься поисково – исследовательской работой.

4.Как показывает опыт, участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативности. Проект – это возможность для учащихся выразить собственные идеи в творческой форме, расширить общий кругозор, языковые знания.

5.Проектная деятельность при изучении английского языка делает не изучаемого к стране изучаемого язык, к ее традициям, самому языку, это воспитывает толерантность к чужой культуре, интерес к мировому историческому наследию, стимулирует самостоятельный познавательный поиск, инициативу, развивает учебное сотрудничество, целенаправленно формирует и развивает познавательные потребности. Проведение учебных исследований формирует личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Опыт инновационной работы учителя размещен на сайте «1 сентября», «ns портал» и в печатном сборнике издательства «Первое сентября» в 2015 году.

Директор школы:                        Парамонова Н.В.

1. курсы повышения квалификации по теме тьюторство пройдена в … году

; самостоятельная работа;

 представление опыта коллегам


2. Мастер-классы открытые уроки

 экспериментальные авторские разработки;..
авторские внеурочные занятия.

Вывод: эффективность использования технологии проектно- исследовательской деятельности в начальной школе - это не просто один из методов обучения- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвити

В школе работает научное общество учеников начальных классов. Итоги подводятся ежегодно на неделе малая академия наук

Библиография:

1. Бухаркина М. Ю. «Метод проектов в обучении английскому языку». Иностранные языки в школе. 2002.№1.

2. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, № 5.

3.Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

4. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / В.С. Лазарев. – М: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 
5. 
Лобок А.М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №1. – С. 6-10.
6. Нехорошева А.В. «Из опыта работы по проектной методике.» Иностранные языки в школе. 2003.№3.

7. Орлова Т.В. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.В. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
8.Организация инновационной деятельности образовательного учреждения. – «Завуч», №7, 2002.

9. Павлова Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования [Текст]: автореф. дис. канд. педагогич. наук / Е.П. Павлова – Якутск, 2009.– 9с.

10. Павленко И.Н. «Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста». ИЯШ, 2003, № 5.

11.Пинская М.А. «Оценивание в условиях введения требований нового федерального образовательного стандарта». Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2013.

12. Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ, 2003, № 5.

13.Побокова А. А., Немченко А.А. «Новые технологии в обучении иностранному языку проектная работа». Иркутск. 2003.

14. А.В.Петровский А.В. Психология. Словарь / А. В . Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: – 1990. – 496 с. 
15.Положение об индивидуальной инновационной деятельности. – «Завуч», №3, 2005.

16. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.

17. Сборник «На урок в Интернет», материалы Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года». Москва, РАО, 2000.

18.Тесленко О. В. «Проектные формы работы на уроке английского языка». Иностранные языки в школе. 2002 №3.

Интернет источники

http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/04/17/proektno-issledovatelskaya-tekhnologiya-v-organizatsii

http://www.myshared.ru/slide/303542/

http://nsold.rutype.ru/files/project-research.pdf

http://festival.1september.ru/articles/572229/

http://imc.chi.edu54.ru/DswMedia/proekt_issledovanie.pdf

http://gigabaza.ru/doc/61737-pall.html

http://w.school2100.ru/upload/iblock/df4/df4dd5f33aa86de09f23cb68d49f7976.pdf

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6157/

http://www.hsosh.ru/docs/uchitelia/pit_rss.pdf

Приложение № 1

Карта оценки презентации проекта.

Фамилия, имя: ___________________________________________ 

Дата: __________________

 Тема презентации: _______________________________________ 

 Презентация была интересной и содержательной.

 Презентация была понятной – она помогла мне лучше понять тему. 

 Презентация подготовлена самим выступающим.

 Автор   ответил на мои вопросы.

 Я узнал новое   из презентации. 

Приложение № 2

Форма отзыва о презентации.

Фамилия, имя____________________________________________

Фамилия, имя рецензируемого_______________________________

Название проекта__________________________________________

Достоинства работы_________________________________________

Недостатки работы___________________________________________

Предложения по работе_______________________________________

Приложение № 3

Анализ работы над групповым проектом.

В ходе работы над групповым проектом

Постоянно

Иногда

Это не наблюдалось

Я работал в команде

+

Я был сосредоточен

+

Я поддерживал других

+

Я продолжал пытаться, даже если не получалось

+

Я предлагал свое решение

+

Я выслушивал мнение других

+

Я проверял свою работу

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся           Глобальные изменения в информационной, в коммуник...

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"...

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретн...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....

Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучающихся в работе методического объединения учителей начальных классов

В данном материале описана работа ШМО учителей начальных классов, являющегося участником Муниципальной инновационной площадки «Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучаю...

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....