Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья по иностранному языку на тему

Кобзарь Жанна Анатольевна

Статья содержит общую информацию по проектам, а также практические советы по организации проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. К статье также прикреплена технологическая карта урока "Защита проекта "Дом мой мечты".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.72 КБ
Файл zashchita_proekta_dom_moey_mechty.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НА  УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Применение метода проектов связано с большими преимуществами.

-  Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

-  На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

-  Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

-  Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

-  Метод проектов создаёт образ цельного знания и способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний.

-  Интерпретация результатов позволяет приобретать умения презентации и самопрезентации.

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема 

Определение темы проекта, его цели, задач.

  • Проектирование 

Разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп (если проект групповой).

  • Поиск информации

Сбор, анализ, систематизация необходимой информации.

  • Продукт

Изготовление продукта, подготовка к устной защите, отработка умений отвечать на вопросы оппонентов и слушателей.

  • Презентация

Выступление, презентация своего продукта; участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей, участие в качестве эксперта на защите проектов.

  • Портфолио

Классификация проектов

По доминирующей деятельности учащихся:

-  практико-ориентированные,

-  исследовательские,

-  информационные,

-  творческие,

-  ролевые.

По продолжительности:

Мини-проекты, краткосрочные, годичные.

По количеству участников:

Индивидуальные и групповые.

По форме продукта:

Плакат, газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, фоторепортаж, видео, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

        На уроках английского языка я использую индивидуальные и групповые мини-проекты на заключительном этапе изучения темы. Делюсь идеями, которые, думаю, будут вам полезны.

          При изучении темы «Моя семья» предлагаю создать герб своей семьи. При выполнении данного задания ребята знакомятся с понятием «герб», «символика», находят интересную информацию о необычных гербах, анализируют символы на различных гербах, выбор цвета и создают герб собственной семьи. Хочу отметить, что такие работы зачастую несут много психологической информации о самом ребёнке и взаимоотношениях в семье, что может быть полезным для классного руководителя. При защите проекта, в зависимости от подготовки детей, можно предложить рассказать о символах, назвать использованные цвета и объяснить свой выбор.

При изучении темы «Мой дом» ребята создавали проект «Дом моей мечты». Искали в интернете идеи необычных домов, создавали плакат с изображением дома, о котором мечтают, подробно рисовали любимую комнату, готовили описание по предложенному плану. При подготовке защиты проекта хорошо отрабатываются грамматические темы «Оборот there is|are», «Предлоги места».

Изучая тему «Праздники», мы создавали презентации на тему «Новый Год в моей семье». В презентации ребята размещали фотографии, сделанные собственноручно во время подготовки и празднования Нового Года. В описании использовали тему «Present Continuous», «Продукты», лексику по теме «Праздники». В младших классах ребята с удовольствием создают открытки с поздравлениями на английском языке и  приглашения на вечеринку по случаю Дня Рождения.

По теме «Страны изучаемого языка» и «Моя страна – Россия», мы создавали буклет «Самые популярные сувениры». Проект стимулирует познавательную активность, расширяет кругозор и позволяет развивать творческие способности, а также умения оформлять работу, выбирать единый стиль, выгодно располагать материал, эффективно подбирать визуальные средства.

При изучении темы «Внешность человека» большой интерес вызвал проект «Мой любимый популярный певец». Ребята готовили презентацию с описанием внешности, ярких черт характера или образа, а также представляли свои любимые песни этого исполнителя.

По теме «Животные» отлично проходит проект по созданию энциклопедии о животных, отдельную страницу которой готовит каждый ученик. На странице размещаются изображение и описание животных соответственно уровню подготовки  детей и пройденных грамматических и лексических тем.

Всегда интересны детям спектакли, которые готовятся по определённой тематике. Например, при изучении темы «Моя семья» на ура проходит спектакль «Теремок», а по теме «Животные» спектакль «Колобок» или «Бременские музыканты». Удовольствие и для детей, и для родителей.

Безусловно, не на каждом уроке можно и нужно реализовывать проект, но проектная деятельность в качестве обобщения изученного или контроля знаний, умений и навыков представляется мне очень удачным способом соединения образовательных, воспитательных и  развивающих задач учебной деятельности.

В качестве примера проведения такого урока предлагаю ознакомиться с моей методической разработкой «Защита проекта «Дом моей мечты».



Предварительный просмотр:

                       Технологическая карта урока

Учитель: Кобзарь Жанна Анатольевна

Предмет: английский язык

Класс: 5

Тип урока: контроль знаний и умений

Тема:   «Дом моей мечты»

Цель:    создание условий для совершенствования лексических

             и грамматических навыков говорения.

Задачи: 

Образовательные – обобщить изученный лексический и грамматический материал по теме «Мой дом».

Развивающие          – развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативную культуру, умения презентации и самопрезентации.

Воспитательные   – воспитывать положительное отношение к знаниям и процессу обучения;

                                          – формировать опыт публичного выступления.

УУД:

Личностные        устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные      – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

                                      – осознать качество и уровень усвоения;

                                      – давать собственную оценку деятельности на уроке и совместно с учителем и одноклассниками: контроль, оценка, коррекция деятельности партнера и себя.

                                      –  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-  ствии с задачами и условиями коммуникации;

                                              –  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка.

                                       – постановка вопросов – инициативное сотрудничество;

                                       –  управление поведением партнера.  

Познавательные  – синтез – составление целого из частей; 

                                          – осознанное построение монологической и диалогической речи;

                                          – осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Планируемые результаты:

Предметные    –  умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации;

                                   – задавать вопросы на основе изученного лексического и грамматического материала.

Личностные    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

                     – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

                     – развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях,

                 умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные  формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

                                          определять наиболее эффективные способы достижения результата;

                            формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

                             деятельности;

                            освоение  форм познавательной и личностной рефлексии.

Ресурсы:  компьютер, телевизор, презентация по теме, собственные проекты домов, раздаточный      материал.

Форма:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология:  защита проектов.

Структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые

умения

Организационный этап.

Определение этапа проектной деятельности.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя,  включаются в речевую деятельность.

Регулятивные УУД:

– осуществление саморегуляции и самоконтроля;

- освоение формы и критериев оценки деятельности одноклассников.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя.

Познавательные УУД:

- синтез – составление целого из частей.

Актуализируют     этапы

Problem

Planning

Search for information

Product

Presentation

Portfolio

проектной   деятельности:

Определяют   реализуемый

на    уроке   этап  проекта.

Постановка цели и задач урока, определение последовательности работы.

Сообщает цель и задачи, последовательность работы на уроке, критерии оценки  выступлений.

Знакомятся с последовательностью работы на уроке, порядком работы с оценивающими листами, критериями оценки выступлений.

Мотивация учебной деятельности учащихся, создание атмосферы творчества.

Создает атмосферу эмоционального переживания при знакомстве с иноязычной культурой, используя мультимедийную презентацию по теме «Самые необычные дома мира», мотивирует познавательную активность и произвольные высказывания мнения детей.

Смотрят и слушают презентацию, включаются в речевую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя;

- произвольно высказывать личное мнение.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения особых и общих признаков;

- умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации.

Регулятивные УУД:

- давать собственную оценку увиденного.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся метапредметных и предметных умений.

Организует деятельность по презентации собственных проектов, и оценке проектов одноклассников.

Презентуют собственные проекты: демонстрируют и описывают «Дома своей мечты».

Оценивают презентации одноклассников по установленным критериям, заполняют оценочные листы.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с лексическими, грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД:

- осознанное построение монологической и диалогической речи;

- синтез – построение целого из частей.

Регулятивные УУД:

-  волевая саморегуляциялция как способность к мобилизации сил и энергии;

- осознать качество и уровень усвоения;

- оценка деятельности одноклассников.

Рефлексия

Организует самооценку и оценку проделанной работы и личных достижений. Выставляет оценки с комментариями.  

По предложенной шкале производят самооценку. Делятся на группы. Каждая группа подсчитывает итоговые баллы.

Совместно с учителем составляют рейтинг выступающих.

Делятся впечатлениями о проделанной работе, дают оценку своих достижений, отмечают интересные особенности выступлений одноклассников, делают выводы.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- управление поведением партнёра.

         

           Your name ____________________________________

            3 – excellent    2 – good    1 – not bad    0  - nothing

Name

Idea

Speech

Answers

Total score

Alekseenkova Nastya

Ananiev Matvey

Delina Zoya

Chershneva Marina

Guzeva Nastya

Kolosova Nastya

Mulikova Milena

Safonov David

Sdobnikova Anna

Sizova Vika

Tihomirova Katya

Volkov Ivan

Yanson Nastya

Zabelova Nastya

                                 

                                    REFLECTION

   0---------------------------5--------------------------10

Name

Total score

Alekseenkova Nastya

Ananiev Matvey

Delina Zoya

Chershneva Marina

Guzeva Nastya

Kolosova Nastya

Mulikova Milena

Safonov David

Sdobnikova Anna

Sizova Vika

Tihomirova Katya

Volkov Ivan

Yanson Nastya

Zabelova Nastya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...