Главные вкладки

    Проектная деятельность в начальной школе на уроках английского языка
    статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме

    Слюсарева Лия Петровна

    Статья-  анлиз: о том как важна проектная самостоятельная работа младших школьников на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл met_pr._proetnaya_deyatelnost.docx25.7 КБ
    Файл Презентация к статье1.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

    Использование проектной  технологии  на уроках английского языка

     в начальной школе

         Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

          Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

          Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

         Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться.

     Использование этой технологии позволяет:

    – затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

    – делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;

    – создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;

    – постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

    – предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

     Суть проектной технологии – создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и др.).

    Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

    Преимущества проектной технологии сводятся к следующему.

    1) В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Школьников объединяет цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими и т.д. 2) В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом, проектная технология позволяет исключить формальный характер изучения младшими школьниками языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.

    3) Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.

    В практике иноязычного образования в начальной школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени (1–2 месяца, четверть).

      Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мое фамильное дерево» и др.) и групповыми («Мы о себе», «Наш родной город»). Так, для второклассников проект может называться «Я, мы и другие», основой его служит сфера интересов, в которой ребёнок приобретает свой социальный опыт общения, он связан с дружбой (другом, друзьями). Для четвероклассников может быть избрана сфера интересов, в которой дети моделируют мир представителей какой-либо профессии, сферы деятельности или обмена, предметами (напр. коллекции) и проекты могут называться «Мы делаем/творим наш театр», «Наши коллекции» и т.п.

       Организация проектной деятельности детей начинается с отбора и формулировки темы проекта. Необходимо определить потенциал проекта в плане развития у учащихся не только коммуникативной компетенции, но и их эмоциональных, когнитивных, творческих, социальных, языковых способностей и определить его конечный продукт.

       Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован другим и «защищён»: индивидуальный – в своём классе, групповой/коллективный – перед учениками других классов/школ, учителями, родителями и т. д.

      Основные принципы использования проектной технологии в начальной школе:

    – формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/открыть новое; совместно сделать что-либо и т. д.);

    – получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка;

    – самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости;

    – обоюдная ответственность маленьких учеников и учителя за результаты работы.

         

       Использование проектной технологии предполагает определённую последовательность работы:

    Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;

    Этап 2 – сбор материала, в том числе и языкового, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);

    Этап 3 – использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы;

    Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта.

    Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности. На подготовительном этапе дети вместе с учителем определяют тему проекта и его конкретную цель. Так, для второго класса итоговая цель упомянутого выше проекта «Я, мы и другие» состоит в оформлении коллажа под девизом «Мы о себе», который представляет каждого ученика (его привычки, любимые занятия, любимую еду, любимое дело, особенности внешности и характера и др.) и всю группу в целом.

      На последующих этапах дети не просто усваивают те или иные языковые явления и речевые образцы. Они учатся видеть и оценивать себя и других, узнают, как много общего есть в их привычках и предпочтениях, во внешности, и как они отличны друг от друга. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно и под руководством учителя, играя с языком и на языке, наблюдая друг за другом, работая в малых группах, дети собирают необходимую информацию и оформляют её как в своих индивидуальных альбомах «Мой проект – я о себе», так и в форме совместного коллажа «Мы о себе…».

       На заключительном этапе ученики осуществляют презентацию своего коллажа и своей группы на утреннике с учащимися параллельных классов.

      Таким образом, выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. В итоге может состояться прекрасный спектакль, в котором участвуют все ученики, и в котором каждый из них может сыграть любую роль. Спектакль можно снять на видеоплёнку и использовать в дальнейшем в учебном процессе с целью развития у детей умений аудирования и говорения.

    Успехи участвующего в проекте ученика могут быть оценены как с точки зрения приобретаемых им знаний, навыков и умений, так и с позиции тех изменений, которые происходят в его личности (его системе отношений, позиции).

    Осуществить контроль выполнения проектной деятельности – значит оценить вклад проекта в реализацию следующих целей:

    • Чему научились школьники в языковом отношении? (Например, они умеют составить список необходимых для приготовления салата продуктов).

    • Как изменилась их деятельность общения? (Например, они могут, взаимодействуя друг с другом коллективно, вежливо благодарить, спрашивать, отказываться и т.д.)

    • Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? (Например, они могут сравнить празднование Пасхи в нашей стране и в Англии и находить общее и различное.)

    • В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? (Например, он может играть роли героев сказки, выразительно декламировать стихи.)

    • Какими универсальными действиями овладели дети? (Они могут, например, осуществлять самостоятельный поиск информации о своём родном городе.)

    Проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной  ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано провести  презентацию данного  проекта.

    Литература

    1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7.

    2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.

    3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. – М.: МГЛУ, 2009.

    TopList


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проектная технология по английскому языку в начальной школе Слюсарева Лия Петровна

    Слайд 2

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Слайд 3

    Использование позволяет затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр; постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

    Слайд 4

    Суть проектной технологии Создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и др.).

    Слайд 5

    Преимущества проектной технологии создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя меняются функциональные обязанности ученика и учителя

    Слайд 6

    Формы проекта индивидуальные ( коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мой друг») групповые («Мы о себе», «Наш родной город»)

    Слайд 7

    Принципы использования проектной технологии формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/открыть новое; совместно сделать что-либо и т. д.); получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка; самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости; обоюдная ответственность маленьких учеников и учителя за результаты работы.

    Слайд 8

    Этапы работы над проектом УЧИТЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ 1-Й ЭТАП – ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Формулирует Осуществляет 1) проблему/тему проекта 1)личностное присвоение проблемы 2)сюжетную ситуацию 2)вживание в ситуацию 3)цель и задачи 3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2-Й ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4)организовать группы 4)разбивку на группы 5)распределить амплуа в группах 5)распределение ролей в группе 6)спланировать деятельность по решению задач проекта 6)планирование работы 7)возможные формы презентации результатов 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3-Й ЭТАП – ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: 8)консультирует учащихся по необходимости 8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9)ненавязчиво контролирует 9)Консультируются по необходимости 10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания 11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11)подготавливают презентацию результатов 4-Й ЭТАП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ Принимает отчет: Демонстрируют: 12)обобщает и резюмирует полученные результаты 12)понимание проблемы, цели и задачи 13)подводит итоги обучения 13)умение планировать и осуществлять работу 14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. 14)Найденный способ решения проблемы

    Слайд 9

    Контроль выполнения проектной деятельности предполагает цели: • Чему научились школьники в языковом отношении? • Как изменилась их деятельность общения? • Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? • В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? • Какими универсальными действиями овладели дети?

    Слайд 10

    Общеобразовательная ценность проектной технологии формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в социальных ситуациях, развитие чувства ответственности за конечный результат умение публично выступить и аргументированно проводить презентацию данного результата становление ученика как субъекта своей учебной деятельности и как субъекта своей культуры, способного достойно её представить на иностранном языке в межкультурном общении.

    Слайд 11

    Литература 1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7. 2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. 3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М., 2002. 4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: Совет Европы. – Страсбург: МГЛУ, 2003. 5. Никитенко З.Н. Европейский Языковой Портфель для учащихся 2–4 классов. – М.: МГЛУ, 2006. 6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. №1.

    Слайд 12

    Приложение The English ALPHABET

    Слайд 13

    М y friend


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка

    Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...

    Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

    В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

    Презентация: " Формирование УУД в начальной школе на уроках английского языка"

    Сегодня в пределах программ ФГОС много пишут и говорят об универсальных учебных действиях. Эта презентация посвящена УУД в начальной школе по английскому языку....

    Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)

    В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...

    Применение здоровьесберегающих технологий в Начальной школе на уроках английского языка

    Использование сдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в Начальной школе...

    Презентация на тему :Проектная деятельность в начальной школе. Проект по русскому языку на тему " Тайна одного слова"

    Презентация к уроку русского яззыка в 3 классе , в которой ведется работа над словом " Золотой"...