Кукольный театр как средство формирования мотивированной личности в младшей школе
статья по иностранному языку (2 класс) по теме

Широких Ольга Владимировна

Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного процесса с учетом требований ФГОС.  Цель работы – доказать эффективность  деятельности кукольного театра при повышении мотивации во время изучения иностранного языка на занятиях внеурочной деятельности.

Для реализации вышесказанного необходимо изучить уже имеющиеся исследования по этой теме, проанализировать преимущества кукольного театра для детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности, описать личный опыт работы и очертить перспективу – что и является задачами данной работы.

Предмет исследования представляет собой организационно-методическую систему обучения младших школьников игры в кукольном театре, которая является средством развития личности в образовательном процессе и позволяет оказать влияние на развитие детей в данном процессе.

Объектом исследования является кукольный театр как вид художественно-эстетического творчества, принадлежащий одновременно художественной культуре и образованию у младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, кукольный театр, английский язык, учащийся младшей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotovaya_shirokih_o.v.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Широких О.В.,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 352

с углубленным изучением немецкого языка

Красносельского района

Кукольный театр как средство формирования

мотивированной личности в младшей школе

Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного процесса с учетом требований ФГОС.  

Цель работы – доказать эффективность  деятельности кукольного театра при повышении мотивации во время изучения иностранного языка на занятиях внеурочной деятельности.

Для реализации вышесказанного необходимо изучить уже имеющиеся исследования по этой теме, проанализировать преимущества кукольного театра для детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности, описать личный опыт работы и очертить перспективу – что и является задачами данной работы.

Предмет исследования представляет собой организационно-методическую систему обучения младших школьников игры в кукольном театре, которая является средством развития личности в образовательном процессе и позволяет оказать влияние на развитие детей в данном процессе.

Объектом исследования является кукольный театр как вид художественно-эстетического творчества, принадлежащий одновременно художественной культуре и образованию у младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, кукольный театр, английский язык, учащийся младшей школы.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, где ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно-ориентированный подход к учащимся. [2].  

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на
развитие целостного человека: его природных особенностей, его социальных
свойств и свойств субъекта культуры. При этом развитие и природных, и
социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания
образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную
ценность. [6, с. 576].

Таким образом, задача учителя в современном образовании заключается в том, чтобы найти подход для каждого учащегося, Чтобы раскрыть способности каждого ученика и дать возможность развиваться в той или иной сфере.

Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный характер воспитания ребенка, основываясь на увлеченности предметом. Она строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности ребенка. Психологическая атмосфера на таких занятиях носит неформальный характер, что способствует формированию равноправных отношений детей с педагогом. А это, в свою очередь,  повышает уровень межличностных отношений между педагогом и учащимся. Одним из отличием данных занятий от урочной деятельности является широкое использование образовательного пространства, поскольку занятия можно проводить в различных помещениях, например, в игровой комнате, в библиотеке, в спортивном зале или на прогулке.

По мнению В.Г.Ширяевой, школьный театр является «общей целью обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся как в области искусства и литературы, так и в области технических, ремесленных и административно-хозяйственных навыков» [7, c. 72].

Исследователь воспитательного потенциала театрализованной игры Г.И.Камаева уточняет, что театрализованная игра как динамическая целостность позволяет педагогу осуществлять воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов [1, c. 21]. Именно поэтому учителя в современной школе все чаще используют нетрадиционные формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные.

Введение преподавания театрального искусства в начальную школу на занятиях по внеурочной деятельности эффективно влияет как на воспитательный, так и на образовательный процесс, что способствует расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения, сплочению коллектива класса. Всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Повышение эффективности изучения иностранного языка имеет основные цели: активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую компетенцию.

Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить. Достаточно часто встречаются дети молчаливые и неконтактные как на уроках, так и в общении с товарищами, однако за ширмой кукольного театра они преображаются и играют сложные роли, демонстрируя при этом прекрасные актерские качества.

Кукольный театр – творческий коллектив, где все зависят друг от друга. Успех или неудача одного отражается на общем результате. Это сплачивает ребят, проявляется взаимовыручка, поддержка. Кукольный театр давно привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир.

Координация движения, моторика, активизация визуального и слухового созерцание, память, правильная речь, внимание ребенка – на всё это благоприятно влияет кукольный театр. Специалистами давно доказано, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления [3, с.9].

Необходимо также заметить, что импровизации во время театрального представления позволяют юному актеру сформировать полноценные представления о мире, дают возможность детям выплеснуть свою энергию.

Таким образом, с помощью кукольного театра можно, во-первых, привить ребенку любовь к творчеству и познанию, во-вторых, укрепить его веру в собственные силы, в-третьих, развить творческие способности младших школьников.

Занятия в кукольном театре в полной мере позволяют раскрыться младшему школьнику как личности в доступной и увлекательной ему обстановке, в последующем развивать свое мастерство, свои творческие способности [4].

На моих занятиях по внеурочной деятельности по английскому языка детьми изучались числительные от 1 до 5. И в качестве музыкальной разминки была предложена песня «Five little spackled frogs». Основной смысл данной песни заключался в том, что на бревне сидели 5 пятнистых лягушек и ели мошек. Одна из них прыгнула в воду, и на бревне осталось сидеть 4 лягушки. С каждым последующим куплетом лягушек становилось на одну меньше. В последнем куплете лягушка прыгнула в воду, и никого не осталось на бревне. Данная песня достаточно хороша для запоминания, поскольку слова каждого куплета повторяются, и только числительные используются на единицу меньше.         

На начальном этапе внимание учителя уделялось фонетической постановке звуков в числительных, особенно таким словам как one, two, three. Далее была предложена идея обыграть эту песню в кукольном театре, что было воспринято детьми с восторгом. Школьники предлагали идеи не только по оформлению костюмов кукол-лягушек, но и декорациям самой ширмы. Поскольку это учащиеся 2-го класса, то в создании и пошиве кукол детям помогали родители. Также помощь родителей потребовалась и при оформлении декораций и ширмы.

В перспективе идеями для постановки могут выступать простые сказки на английском языке, такие как «The Turnip» («Репка»), «The Little Red Hen» («Маленькая Красная Курочка»), «The Three Little Pigs» («Три поросенка») и другие. Основной особенностью данных сказок являются многократные повторы реплик главных героев, что, с одной стороны, облегчает усвоение роли и акцентирует внимание на основных моментах, а с другой стороны, способствует лучшему запоминанию.

В дальнейшем можно также использовать сказки из сборника Jazz Chants Fairy Tales by Caroline Graham,  оформленные в виде джазовых напевов. В сборник входят такие сказки как «Goldilocks and three Bears» («Златовласка и три медведя»), «Little Red Riding Hood» («Красная Шапочка»), «The Fishman and His Wife» («Рыбак и его жена») и другие [8].

При подборке сценариев необходимо обратить особое внимание на наличие языковых конструкций, которые будут отрабатываться на занятиях или часто встречаться в речи педагога по английскому языку. Кроме того, постановка сказки может стать логическим завершением изучения определенной лексической темы.

Таким образом, кукольный театр на английском языке имеет ряд преимуществ. Во-первых, повышает мотивацию на начальном этапе изучения иностранного языка. Во-вторых, раскрывает потенциал каждого ребенка, что дает возможность каждому ребенку «найти себя»: занятия в кукольном театре развивают у детей память, мышление, фантазию, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. В-третьих, в  процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. В современной реализации концепции ФГОС со временем театральные постановки станут неотъемлемой частью занятий по внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Камаева, Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на
    старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Г.И. Камаева. – Л., 1983. – 21 с.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
    2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. url:
    http://www.fcpro.ru/program//program-text .
  3. Панасюк,  Д.Н. Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов) 2012 г. – С. 9. url: http://nesvizh.edu.minskregion.by/gallery/3/vestnik11.pdf
  4. Поздеева, Ю.С., Матвеева, Н.О. Развитие творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. – VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2016.  url:  http://www.scienceforum.ru/2016/1763/20235 .
  5. Рыбина, О.В. Школьный театр как педагогическая среда
    формирования компетенций школьников современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №3(11), 2012,
    url:  www.sisp.nkras.ru .
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед.
    учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  7. Ширяева, В.Г. самодеятельный школьный театр: пособие для
    руководителей театральными коллективами школьников. М.: изд. апн
    рсфср, 1962. – 72 с.
  8. Jazz Chants Fairy Tale / Рифмовки  Сказки Год выпуска: 2003 г. Автор: Carolyn Graham / Кэролайн Грэхэм Категория: Рифмовки для аудирования Издатель: Oxford University Press.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе

Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом,...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

«Формирование гражданской личности обучающихся младшей школы (из опыта работы)»

Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в фор...

Кукольный театр как средство адаптации младших школьников

Статья "Кукольный театр как средство адаптации младших школьников"...