«Формирование гражданской личности обучающихся младшей школы (из опыта работы)»
статья на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и мировоззрения подрастающего поколения принадлежит СМИ. Пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняются легкодоступными носителями информации. Литература низкого качества и сомнительные телепередачи негативно влияют на формирование личности ребёнка, притупляют чувство гордости за свою отчизну, негативно влияют на формирование характера, подрывают моральные устои, складывающиеся в нашей стране в течение многих столетий. Младших школьников отличает ещё и недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство  развивается в течение всей жизни.

Следовательно, рождается понимание цели гражданского воспитания школьников как формирование отношения к Родине, высшим проявлением которого будет патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grazhd_lichnosti.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Доклад

«Формирование гражданской личности

 обучающихся младшей школы

 (из опыта работы)»

Подготовила                                                              

учитель начальных классов  

                                                      Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская СОШ»

 Курского района

Формирование гражданской личности  обучающихся младшей школы.

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В.Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.

Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и мировоззрения подрастающего поколения принадлежит СМИ. Пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняются легкодоступными носителями информации. Литература низкого качества и сомнительные телепередачи негативно влияют на формирование личности ребёнка, притупляют чувство гордости за свою отчизну, негативно влияют на формирование характера, подрывают моральные устои, складывающиеся в нашей стране в течение многих столетий. Младших школьников отличает ещё и недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство  развивается в течение всей жизни.

Следовательно, рождается понимание цели гражданского воспитания школьников как формирование отношения к Родине, высшим проявлением которого будет патриотизм.

Для   углубления знаний истории и культуры  России и малой родины в своей деятельности использую такие формы работы: классные часы, заочные путешествия, беседы, экскурсии. На классных часах «Россия, Родина моя!», «История родного края», «Государственные символы в истории России», «Нашей Родины сыны», «Куряне в годы войны», «Была война», «Военный хлеб»  у ребят  формируются понятия добра и зла, самостоятельные представления о благородстве и уважении к России, обращается сознание детей к высоким идеалам.  Уже в ноябре мною запланировано посещение детьми  Краеведческого музея  с экскурсией «Природа родного края», «Великая отечественная война  в родном крае», а через неделю—автобусная экскурсия «Курск—город воин, город—труженик».

Но работа по данному направлению проводится не только на внеклассных мероприятиях. Урок был и остаётся важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно здесь закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работе никогда не удаётся компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

 Считаю,  важнейшим принципом школьного образования необходимость воспитания духовных начал в человеке. Поэтому любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности.

 В своей  работе на уроке использую такие методы воспитания, как

  • внушение (это словесное воздействие одного лица на другое, которое принимается на веру, некритически),
  • убеждение (это такое предметно – словесное воздействие, которое призвано доказать истинность того или иного положения, моральность или аморальность того или иного поведения)
  • практическое  

 Например, на уроках литературного чтения работа с  произведениями устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, представление о добре, храбрости,  правде, трудолюбии. На уроках «Окружающий мир» дети знакомятся с историческими и культурными ценностями страны, постигают, что без связи с родной землёй не может быть нравственности.

Формирование у детей гражданской позиции напрямую связано с семейным воспитанием. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

 В работе с родителями провожу беседы «Воспитание у детей любви к родной природе», «Досуг семьи. Место ребёнка в нём.» и др.  Совместно с ними организую классные часы и экскурсии.

 Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного  года и имеют различные цели. Чтобы занятие было нравственно ценным, стараюсь создать эмоциональный настрой, распределяю между детьми задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время её проведения.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные наблюдения из жизни часто бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, помогающая детям обобщить полученные  знания. В этом случае использую одну из форм работы – этическую беседу, главное назначение которой – помочь детям разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твёрдую позицию, помочь осознать каждому ребёнку свой личный нравственный опыт поведения. Важно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении, сами делали выводы, учились отстаивать своё мнение, убеждать товарищей.

Воспитательная работа в классе даст заметные результаты, если она будет частью работы школы по патриотическому воспитанию детей.

Считаю, что воспитание гражданской позиции у ребёнка несет в себе любовь и уважение  к другим людям, бережное отношение к родной природе. А это постепенно перерастает в любовь к родине, своему народу.  

Убеждения педагога – самое ценное. В.А.Сухомлинский писал: «…Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества,…чтобы Отечество было святыней его сердца»

Литература:

1.Остроумов А. В. Гражданская личность.-- М.: Аруна, 2007.

2.Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной деятельности. – Киров: МИСМО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Кукольный театр как средство формирования мотивированной личности в младшей школе

Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного проц...

Создание условий для формирования культуры чтения у младших школьников. Из опыта работы Алексеевой Т.А.

Проблемы  обучения чтению остро стоят перед начальной школой. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Читательская культура – это привычка к сист...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:  «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....