Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
статья по иностранному языку

Новоселова Ирина Владимировна

Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Средняя школа пгт Свеча"

«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»

Новоселова Ирина Владимировна

учитель немецкого языка

первой квалификационной категории


Введение

Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в российском обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению немецкого языка.

Если всё, что происходит на уроке, не станет личностно значимым для ребёнка, интерес к предмету, несмотря на новизну, будет падать, а учебный процесс станет неэффективным.

 Поэтому мне представляется важным использование на уроках иностранного языка современных педагогических технологий. В частности, метод проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, что отвечает требованиям современности, интересам моих учеников и пожеланиям родителей.

Применяя эту методику в обучении, я руководствуюсь  методическими рекомендациями доктора педагогических наук, исследователя в области современных технологий обучения учащихся Е.С.Полат. По ее словам «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащегося. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.

Это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий– проектов.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.

Условиями возникновения опыта стали мои наблюдения в ходе учебной деятельности. Я столкнулась с такими проблемами учащихся, как

  • - трудности усвоения материала
  • - низкая мотивация
  •  - трудности целеполагания
  •  - неумение планировать деятельность

А ведь  формирование всех этих умений – требование стандарта. И зачастую проблемы возникают из-за отсутствия верной мотивации.

Мною была выдвинута гипотеза:

правильное применение проектной деятельности на уроке немецкого языка, начиная с первой ступени обучения, будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширению кругозора и приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Передо мной стояли следующие задачи:

  1. выявить фактическое состояние учебной мотивации учащихся;
  2. на основе экспериментального этапа проверить эффективность проектной деятельности;
  3. установить итоговый уровень состояния мотивации учащихся в 4 –х классах. 

Актуальность и перспективность опыта вижу в следующем:

Метод проектов предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход прослеживается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт, готовый к применению.

Таким образом преимущества метода проектов:

  •  дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  •  успешно интегрируется в образовательный процесс;
  •  обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
  •  позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает общение.

  1. Теоретическое обоснование

В дидактике имеются различные классификации учебных проектов:

Также можно выделить ставшие популярными благодаря наличию в школах компьютеров всевозможные издательские проекты, продуктами которых являются школьные газеты, брошюры, альбомы и т.д.

В ходе работы над проектом любого типа обычно наблюдается актуализация целого комплекса вспомогательных знаний: межпредметных, межнаучных, оценочных и др.

Все виды деятельности учащихся в работе над проектами ориентированы на формирование универсальных учебных действий. Работа над мини-проектами и проектными задачами в начальной школе в перспективе является основой проектной деятельности на второй и третьей ступени образования.

Метапредметные

Предметные

Личностные

Подготовительный этап

Регулятивные УУД:

осознание и принятие целей и задач;

планирование: обсуждение этапов работы, сроков обсуждения промежуточных результатов, распределение обязанностей.

Усвоение нового грамматического и лексического материала, необходимого для разработки проекта.

Умение совершать собственный выбор,

принимать аргументированные решения;

осознавать личностный смысл предстоящей деятельности.

Основной этап

Познавательные УУД:

умение работать с информацией:

осуществлять поиск, в том числе в сети Интернет;

развитие умения исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

умение работать в группе;

развитие умения находить взаимопонимание и согласие.

Совершенствование речевых навыков;

развитие монологической и диалогической форм речи;

усвоение речевых функций, необходимых для совместной работы над проектом ;

интеграция всех видов речевой деятельности

Развитие ответственности;

уважительное отношение к чужому мнению;

развитие творческих способностей.

Заключительный этап

Регулятивные УУД:

развитие умения само - и взаимоконтроля, само - и взаимооценки.

Познавательные УУД:

развитие ИКТ компетенции при создании электронных презентаций;

развитие умения осуществлять презентацию с учетом особенностей аудитории.

СУУ:

умение представлять результаты своей работы на иностранном языке.

Развитие умения использовать ранее усвоенный материал в новых ситуациях общения;

совершенствование навыков использования языкового материала и речевых функций, необходимых для презентации, обсуждения и оценивания проекта.

Ощущение мотивации успеха; обмен личным опытом;

умение доносить и отстаивать свою точку зрения;

развитие доброжелательности, толерантности, патриотизма, гражданской идентичности и других важных качеств.

Проектная технология, используемая мной на уроках немецкого языка, включает в себя следующие технологии:

  • - проблемно-исследовательская (исследовать проблемы и проблемные ситуации);
  • - имитационного моделирования (приобретать опыт решения жизненно-важных проблем);
  • - рефлексивная технология (уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности);
  • - деятельностная технология (уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах и т.д.);
  • - коммуникативная технология (уметь общаться, вести диалог).

“Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Никто не утверждает, что проектная деятельность помогает решению всех проблем в обучении, но то что это она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию обучающихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний – это неоспоримый факт.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Итак, какие же иноязычные компетенции необходимы обучающимся?

  1. Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  2. Социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
  3. Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  4. Учебно – познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
  5. Компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

По отношению к обучающемуся работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

1.Мотивация, формирование интереса (всё начинается с мотивации – коренной проблемы школьного образования).

2. Целеполагание.

3. Планирование этапов.

4. Сбор данных, предварительная обработка материала.

5. Выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала.

6. Выполнение содержательной части проекта.

7. Рефлексия.

8. Оценка.

9. Коррекция.

Итак, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

При работе над проектом обучающийся разрешает значимую для него проблему. Роль учителя не передавать знания, а обеспечивать деятельность обучающихся, то есть:

- консультировать;

- мотивировать - высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом;

- наблюдать.

Роль обучающегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (процесс принятия на себя ответственности);

- оценивает. Обучающийся оценивает «чужой» продукт, а также и свой и себя в процессе этой деятельности.

Таким образом, метод проектов у многих ассоциируется с обучающимися среднего и старшего звена, но опыт работы  показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. А в условиях реализации ФГОС второго поколения проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса.

Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения (например, проектные задачи), поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Начинаю применять метод проектов во 2 классе. Участвуя в данной деятельности обучающиеся знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о своих интересах на немецком языке.

Темы для 2 класса: «Моя семья»; «Кулек со сладостями Schultüte – что это такое?»; «Такие разные сказочные персонажи!» и  другие.

«Моя семья» - данный проект позволяет учащимся проявить индивидуальность и самостоятельность в выполнении творческого задания на немецком языке по теме «Моя семья». Конечным продуктом проекта станут презентации, мини-сочинения, коллажи и др.

Цель проекта: в результате проектной работы дети смогут продемонстрировать знания по теме «Моя семья» в удобной  творческой форме.

Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, ребенок учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

 развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

 привить навыки сотрудничества с другими людьми;

 активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;

 привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников,

осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Задачи проекта:

- Обобщить лексический материал по теме «Семья»

- Продемонстрировать уровень сформированности лексических и грамматических навыков, умений читать и писать, умение сделать небольшое сообщение (5-7фраз) на заданную тему.

Подготовительный этап.

1.Учитель помогает каждому обучающемуся определиться с вариантами оформления результатов работы.

2.Обучающиеся выбирают необходимый для проекта материал.

Основной этап.

Работа над проектом: начинается самостоятельная, поисковая работа обучающихся в соответствии с планом. Оформление результатов проектной деятельности проводится  в виде презентации, буклета,  статьи, стихотворения и т.д). Обговариваются с ребятами критерии оценивания представленной работы.

Критерии оценивания:

1.Содержание отобранного материала и соответствие его теме.

2.Красочность и эстетичность оформления материала.

3.Включённость в работу. Умение работать с информацией.

4.Креативность.

Результат:

В ходе работы над проектом  учащиеся освоят:

  • основные факты и понятия по теме "Familie";

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • составить генеалогическое древо своей семьи;
  •  использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Применение проектной методики на занятиях немецкого языка  повышает мотивацию обучающихся при изучении немецкого языка, даёт простор для творческой и созидательной деятельности.

Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Т.к. в I триместре оценочная система во 2 классе отсутствует, мы обычно вводим специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “красочность”: “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были еще разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.

Критерии оценки проекта (2 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

  • Формат А4
  • Название
  • Автор
  • Наличие картинки (рисунка)
  • Аккуратность

2.

Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

  • Соответствие теме проекта
  • Наличие оригинальных находок
  • Полнота
  • Логичное изложение материала

3.

Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):

  • Фонетическая правильность речи
  • Грамматическая правильности речи
  • Лексическая правильность речи
  • Степень владения материалом
  • Эмоциональность в представлении

Итого:

12-14 баллов – “5” – супер, замечательно!
9-11 баллов – “4” – хорошо!
6-8 баллов – “3”- удовлетворительно, в следующий раз обязательно будет лучше!

Итоговая отметка:

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы.

Темы проектов для 3 класса: «Пасха», «Мое любимое животное», «Поздравительная открытка».

Тема проекта: «Мое любимое животное»
Тип проекта: практико-ориентированный с элементами творческой деятельности; краткосрочный/ мини - проект.
Цели проекта:

  1. Повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  2. Повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению немецким языком;
  3. Повышение уровня самостоятельности учащихся.
    Задачи проекта: 1. Формировать языковые знания и совершенствовать речевые умения учащихся по теме «Животные».

2.Учить учащихся методам самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.

3.Совершенствовать навыки поисковой работы со словарем.

I этап: Под руководством учителя разрабатывается план проведения проекта :
-содержание проекта
- каким будет результат проекта, способ презентации;
-сроки выполнения.
II этап: Отработка программного лексико-грамматического материала по теме.                                                                                                                                        
III этап: Оформление проекта.
IV этап: Рассказ – описание «Мое любимое животное». Презентация своих загадок одноклассникам.

V этап: Рефлексия (обсуждение результатов; оценка проекта).                    

Оценивание проекта:

В начале, выступающего оценивают обучающиеся класса. Так как они обладают еще очень скудным речевым запасом, то оценки звучат следующим образом «Хорошо», «Проект разноцветный», «Мне нравится», «Много картинок» или наоборот даются отрицательные оценки, но очень редко. Далее проект оценивается учителем, комментарии звучат в основном на русском языке, т.к. важно проанализировать ошибки, как в оформлении, так и в содержании, чтобы следующий проект был на ступеньку выше. Все замечания высказываются учителем в очень корректной форме, даже в очень слабых работах нужно найти рациональное зерно, чтобы у обучающихся не появилось стойкое неприятие к проектной деятельности. Лучшие работы помещаются на стенд кабинета или в альбом с лучшими проектными работами.

Результат проектной работы обучающихся для презентации проводится на уроке повторения, на котором можно закрепить усвоение пройденного материала и развитие речевых умений.

4 класс - долгосрочный проект + ИКТ, тема «Зимние праздники в Германии», «Необычный детский календарь – “Adventskalender”.

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки презентации (5 баллов):

  • Объем презентации (5 слайдов)
  • Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
  • Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
  • Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
  • Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

2.

Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

  • Соответствие между темой и содержанием
  • Актуальность, новизна
  • Информативная насыщенность проекта
  • Наличие оригинальных находок, собственных суждений
  • Логичное изложение материала

3.

Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

  • Точное следование регламенту (2-3 мин.)
  • Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
  • Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
  • Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
  • Самостоятельное управление слайдами презентации

Итого:

13-15 баллов – “5”

10-12 баллов – “4”

7-9 баллов – “3”

Итоговая отметка:

На второй ступени образования, в 5 классе, дети продолжают заниматься проектной деятельностью, перенося имеющийся опыт не только на учебную деятельность, но и применяя его во внеклассной работе, а также на других предметах.

В 2017-2018 уч.году мне было предложено пилотирование программы внеурочной деятельности «Deutsch für kleine Entdecker» («Лаборатория талантов»). Программа разработана для обучающихся с целью развития мотивации к изучению иностранного языка на фоне традиционного обучения. Она предусматривает иной подход к изучению иностранного языка и базируется на предметно-языковом интегрированном обучении (с английского Content and Language Integrated Learning, сокращенно CLIL). При таком подходе иностранный язык является не только предметом освоения, но и используется как средство преподавания и исследования явлений окружающего мира. Таким образом, огромным «плюсом» этой программы является интеграция содержания нескольких школьных дисциплин – иностранного языка, окружающего мира и технологии, а также «широкие возможности для личностного развития обучающихся, для их организованного содержательного общения и совместной исследовательской и творческой деятельности учителя и учеников» (автор программы проекта Урывчикова Н.В.).Немецкий культурный центр им. Гёте организовал для учителей немецкого языка школ-участниц проекта ряд обучающих семинаров и вебинаров. Для реализации проекта Гете-Институт предоставил необходимую литературу для учителя и учащихся, а также «Чемодан юного исследователя» с нужным оборудованием для проведения опытов. Дети, занимаясь наукой, не только фиксируют ход и результат своих исследований в красочных рабочих тетрадях, но и имеют шанс получать награды – отличительные наклейки в Тетрадь своих достижений. Например, за умение работать в команде, за готовность помочь другому, за оригинальные идеи, за выдвижение гипотез, за описание результатов открытия и за использование при этом немецкого языка. В результате, каждый из них продвигается к высшему титулу - «Гений».

Мониторинг показывает рост интереса к немецкому языку, положительной учебной и личной мотивации.

  1. Практическое описание

На экспериментальном этапе учащимся экспериментальной  и контрольной  подгруппам было предложено ответить на вопросы анкеты определения уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой,  измененной автором применительно к уроку немецкого языка.         Вывод об уровне мотивации учащихся на начало эксперимента был сделан на основании полученных результатов.

        Анкета для определения школьной мотивации 

        Цель: определить уровень мотивации к изучению немецкого языка младших школьников.

        Описание методики: детям были розданы бланки с вопросами анкеты и тремя вариантами ответов на каждый вопрос, из которых детям предлагалось выбрать наиболее верный для них ответ.

1

Тебе нравится на уроках немецкого языка?

Да. Не очень. Нет.

2

Ты всегда с радостью идешь на урок немецкого языка или тебе часто не хочется идти на урок?

Иду с радостью.

Бывает по-разному.

Чаще не хочется идти.

3

Если бы тебе сказали, что завтра на урок немецкого языка необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел на урок или остался бы дома?

Пошел бы на урок.

Не знаю.

Остался бы дома.

4

Тебе нравится, когда отменяют урок немецкого языка?

Не нравится.

Бывает по-разному.

Нравится.

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий по немецком языку?

Не хотел бы.

Не знаю.

Хотел бы.

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет.

Не знаю.

Хотел бы.

7

Ты часто рассказываешь об уроках немецкого языка своим родителям и друзьям?

Часто.
Редко.

Не рассказываю.

8

Ты хотел бы, что бы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель.

Точно не знаю.

Хотел бы.

9

У тебя в класс много друзей?

Много.

Мало.

Нет друзей.

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.

Не очень.

Не нравятся.

        Результаты подсчитывались по следующей схеме: за каждый первый ответ дается 3 балла, за второй – 1 балл, за третий – 0 баллов.

        Если ребенок набрал 25-30 баллов, значит у него сформировано отношение к себе как к школьнику и учебная активность на высоком уровне. Если ребенок набрал 20-24 балла, значит его отношение к себе как к ученику практически сформировано. Если набранное число баллов 15-19, то у ребенка положительное отношение к уроку немецкого языка, но он привлекает не учебными сторонами. Количество баллов от 10 до 14 говорит о несформированности учебной мотивации ребенка. Если учащийся не набрал 10 баллов, это говорит о негативном отношении к уроку немецкого языка.

        Опираясь на данную схему, мы получили следующие результаты:

Из диаграммы видно, что мотивация к изучению иностранного языка  на момент начала исследования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Итоговое анкетирование в экспериментальной группе показало, что ученикам нравятся уроки немецкого языка, что можно выявить при сравнении результатов ответов на вопросы №1,4,7,8, которые показывают стабильный интерес учащихся к предмету. Единственный вопрос №7 дал определенную отрицательную динамику. Этому можно найти объяснение в том, что сначала предмет был новым, и все казалось необычным, а далее произошло некоторое пресыщение предметом, накопилась усталость к концу года, поэтому дети стали меньше рассказывать об уроках немецкого языка дома.

        Надо отметить, что при этом наблюдаются некоторые подвижки в осознании детьми важности изучения немецкого языка, что видно из анализа ответов на вопросы №2,3,5,6. Единственным вопросом, где наблюдалась минимальная отрицательная динамика, является вопрос №2. Однако, столь незначительное перераспределение голосов при ответах, близких к максимальным, на мой взгляд, не меняет общей картины. На основании этого можно констатировать, что у всех учащихся экспериментальной группы произошли небольшие сдвиги в осознании ценности урока иностранного языка.

        Анализ ответов, полученных при анкетировании контрольной группы, показал, что учеников устраивает их учитель немецкого языка (вопрос №8), но что касается самого урока, то практически везде наблюдается отрицательная динамика, как в вопросах №1,4,7, связанных с эмоциональным восприятием предмета, так и вопросах №2,3,6, связанных с осмыслением учениками значения предмета.

                Также на экспериментальном этапе была проведена беседа с целью выявить необходимость введения проектной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе.

 Учащимся были предложены следующие вопросы:

  1. Что тебе нравится делать на уроках немецкого языка и почему? (читать, писать, слушать магнитофон, задавать вопросы, отвечать на вопросы, выполнять творческие задания, играть);
  2. Что тебе не нравится делать на уроках немецкого языка? Почему?
  3. Чем бы тебе хотелось заниматься на уроках немецкого языка еще?
  4. Когда ты узнал, что у вас будет немецкий язык, тебя это обрадовало или нет? Что ты подумал?
  5. Когда учитель дает задание проектной деятельности, ты радуешься или огорчаешься?

Анализ ответов на первый вопрос показал, что в контрольной группе детям больше нравится играть и слушать магнитофон. Некоторым детям также нравится отвечать на вопросы. Многие дети без внимания оставили творческие задания. В экспериментальной группе основная часть детей ответила, что им нравится все. Оставшиеся ученики отдают предпочтение творческим заданиям, аудированию, говорению и игре.

        Ответы на второй вопрос в обеих группах очень разнородные, но все же можно выделить общую направленность ответов: затруднения у детей вызывают письменные задания по грамматике.

        Последующие два вопроса показывают общий интерес учащихся к культуре Германии. Им хотелось бы пообщаться с немецкими школьниками, ездить на экскурсии, узнавать новое о Германии. Большинство детей обрадовало сообщение о том, что они будут изучать немецкий язык во втором классе, так как считают, что в будущем они будут путешествовать по миру, и знание немецкого языка поможет им в общении с иностранцами. Некоторые ребята отметили, что немецкий язык поможет им узнать много нового. Трое учащихся сказали, что немецким язык знает  президент Путин В. В. Вопрос о проектной деятельности в экспериментальной группе: больше нравятся проекты с художественным направлением, радуются, когда начинаем уже придумывать, обговаривать тематику на уроке. Таким образом, мы видим, что в современном обществе дети рано начинают осознавать, что иностранный язык важен, и интересуются им.

Отслеживая учебные результаты моих учеников, могу отметить позитивную динамику среднегодовых оценок и качества знаний:

Классы

Год

Количество учащихся

Средний балл %

На «4» и «5»

%

2-4

2014-2015

71

3,58

32

45,1

2-4

2015-2016

55

3,55

24

43,6

2-4

2016-2017

41

3,59

20

48,8

2-4

2017-2018

50

3,58

24

48

Рассмотрев теорию вопроса применения проектной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе, проведя педагогический         эксперимент и опираясь на полученные результаты, мы пришли к выводам, что на первом году обучения иностранному языку закладываются основы для формирования коммуникативной компетенции, знакомства с национально-культурными особенностями носителей языка. Учебная деятельность младшего школьника должна быть насыщена элементами творчества, вызывать интерес и эмоциональный подъем. Это будет способствовать повышению мотивации учащихся к изучению языка и иноязычной культуры.

        Проектный подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения, является актуальным и перспективным.

Проектную деятельность  в преподавании иностранного языка  следует включать в уроки уже на начальном этапе обучения с целью повышения мотивации и уровня знаний учащихся о стране изучаемого языка.

Таким образом, цель исследования, которая заключалась в том, чтобы показать, что проектная деятельность, включенная в учебный процесс и дозированная в соответствии с этапом изучения иностранного языка, играет важную роль в повышении учебной мотивации младших школьников, достигнута. И наша гипотеза, что если в начальной школе использовать различные виды проектной деятельности на уроке иностранного языка, то это будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширению кругозора и приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, нашла своё подтверждение.

Работу над данной темой планирую продолжить, провести мониторинговые исследования в 5-х классах, поработать над проблемой преемственности, расширить информационное пространство урока и внеурочной деятельности, за счёт ресурсов Интернет.

Данным опытом делилась с коллегами на уровне школы, района и округа. Использование проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению предмета целесообразно в рамках любого учебного  предмета, ведь метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.

Используемая литература:

  1. «Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции/Агентство образовательных инициатив, прикладных исслед. И консалтинга «Перспектива»; [сост., отв.ред.: Осколкова Н.В.]- Северлдвинск, 2016. -112 с., илл.
  2. Бим. И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей//Иностранные языки в школе. 2009. - №1
  3. Вебинар «Проектная деятельность на уроке немецкого языка с УМК «Горизонты» Ольховик Мария Юрьевна, ведущий редактор редакции немецкого языка Центра лингвистического образования издательства «Просвещение»
  4. Воронцов А.Б.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом  «Федоров», 2006. – 176 с. ISBN 5-9507-0328-6
  6. Интернет-журнал «Науковедение» Турчен Дмитрий Николаевич «Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования УУД», ноябрь – декабрь 2013 г.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности//Народное образование. – 2000. - №7
  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – №№»2,3.
  9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008 . – С.70.
  10. Сергеев И.С.. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятс...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

«Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»

laquo;Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»...