Образовательный потенциал урока английского языка в начальной школе в контексте реализация ФГОС
статья по иностранному языку на тему

Образовательный потенциал урока английского языка в начальной школе в контексте реализация ФГОС
В статье представлен подход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС на уроке английского языка в начальной школе и диалогового взаимодействия с обучающимися и их родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курикова Виктория Васильевна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Образовательный потенциал  урока английского языка в начальной школе в контексте реализация ФГОС

Приоритетной целью школьного образования в контексте ФГОС становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Одна из задач ФГОС – развивать и воспитывать личность в процессе познания. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Образование органично включает в себя и познание, и развитие, и воспитание.

На сегодняшний день, как известно,  важнейшим средством реализации новых целей образования становятся личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые, рефлексивные модели обучения. Они нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в жизненных ситуациях.

Жизнь настолько  быстро меняется, что ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний, – развитие и воспитание личности обучающегося на основе активных способов деятельности.

Новый стандарт образования дает возможность педагогу по-новому взглянуть на урок и воплотить новые творческие идеи.

Современный урок – это основа для будущего, диалог как деятельность, как метод, как содержание; познание и самопознание; проблема ситуация; открытие, ступенька к знанию; ситуация выбора, успеха, самореализации, другими словами -  «умение учиться».

«Умение учиться» лежит в основе формирования УУД, которые позволяют полноценно освоить все компоненты учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступают существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

При реализации основных положений ФГОС в своей педагогической практики я столкнулась со следующими противоречиями:

  • Между стремлением педагога использовать межпредметные навыки и умения обучающихся при изучении английского языка и неготовностью обучающимися интегрировать известные ЗУНы в новую ситуацию.
  • Между стремлением педагога организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и  непродуктивным поведением обучающихся, характерным для традиционной системы урочной и внеурочной деятельности.

3.        Между стремлением педагога отработать УУД с обучающимися и отсутствием психолого - педагогического сопровождения ребенка в формировании самооценки обучающихся.

4. Между стремлением педагога использовать современные педагогические технологии в изучении предмета и наличием традиционных форм взаимодействия школы с родителями.

Из данных противоречий вытекает главная проблема:

Каков механизм внедрения ФГОС  на уроках английского языка в начальной школе?

На мой взгляд, устранить противоречия в практике помогут мне идеи:

  • идея организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
  • идея саморазвития личности на основе интеграции;
  • идея формирования исследовательского поведения у обучающихся;
  • идея диалогового взаимодействия с родителями.

Как вижу я процесс воплощения идей?  Организация развивающего пространства строится при использовании в урочной и внеурочной деятельности следующих технологий:

технология самостоятельной деятельности;

технология проблемного обучения;

технология проектной деятельности;

технология диалога взаимодействия;

технология игровых методов.

Новый подход к организации образовательного процесса на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС направлен на достижение педагогической цели: сформировать исследовательское поведение у обучающихся с помощью УУД.

Исходя из вышеизложенного, управленческая цель: найти эффективный механизм внедрения ФГОС  на уроках английского языка в начальной школе.

Задачи:

  • Освоить современные педагогические технологии, направленные на формирование исследовательского поведения обучающихся (Технология самостоятельной деятельности, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология диалога взаимодействия, технология игровых методов.)
  • Апробировать новые формы содержательного взаимодействия с родителями обучающихся в рамках предмета английский язык.
  • Организовать диалоговое взаимодействие с субъектами образовательного процесса (администрация, классные руководители, психолог, родители, обручающиеся) по саморазвитию личности.
  • Осуществлять мониторинг результативности внедрения развивающих технологий.

В поиске новых подходов к организации образовательного процесса английского языка я скомбинировала классические приемы, методы и способы, в результате чего я получила интегративный эффект. Следует отметить, что главная задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия успешной реализации УУД на уроке, но это возможно, если учитель знает: чему учить и как учить.

На уроках применяю разные подходы в оценивании деятельности обучающихся, которые оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.

Как я выстраиваю отношения с родителями?

Диалоговое взаимоотношение с родителями строится через открытые уроки, методические разработки, беседы: обучаемый - родитель - учитель.

В начале года на первых уроках учащимся выдаются «методические рекомендации для родителей», с помощью которых родители могут оказать посильную помощь обучающемуся, создать соответствующие условия для изучения предмета дома, снять напряженность у ребенка. Какая польза? Обучающийся не только получает конкретную помощь дома, но у него улучшаются отношения с родителями, и у педагога непрерывная взаимосвязь с данными субъектами.

Обучающимся предлагается список принадлежностей для урока, чтобы на уроке им было комфортно и подготовка к уроку не вызывала трудностей. Также это формирует навык прилежания.

При проведении открытых уроков для родителей через анкетирование  проводится обратная связь: родитель может не только оценить урок, но и дать рекомендации, пожелание педагогу по взаимодействию с обучающимися.

При обучении грамматической и лексической стороне речи в любом классе я опираюсь на знания обучающихся, полученных на уроках русского языка, например, обучение структуре предложения, где надо четко понимать смысл понятий: члены предложения и части речи. Наблюдения показывают, что, если обучающийся хорошо освоил эти понятия на родном языке, то усвоение структур английского языка проходит быстрее и полученные знания устойчивее.

Умения и навыки, полученные на уроках математики и логики, помогают в ведении словаря, тетради и рабочей тетради на печатной основе. Это также выражается в умении ориентироваться в упражнениях, располагать записи на листе, отступать нужное количество клеточек в тетради и т.д. Те учащиеся, кто владеет этими умениями и навыки, не испытывают затруднений в ходе работы на уроке, и легко воспринимают задания, материал и ориентируются в домашней работе.

Умение работать в паре реализуется через разные виды работ: диалоги (с опорой, без опоры), переводные упражнения (умение распределить работу в паре и обменяться результатами), письменные работы с последующей проверкой, исправлением ошибок и оцениванием (сложно дается обучающимся, т.к. стремятся только оценить исходя из личных отношений с одноклассником, а не из содержания работы).

Работа в цепи «родитель-обучающийся» реализуется через проектную деятельность. Обучающимся дается на уроке тема проекта, обсуждается с ними структура работы, способы ее выполнения, критерии оценки. Затем учащиеся с помощью родителей ищут нужный материал для выполнения работы. Защита проекта происходит на уроке, а также организуется выставка наиболее удачных работ.

Кроме этого, работа в цепи «родитель-обучающийся» реализуется через театрализованные постановки, где родители помогают обучающимся оформить образ. Результатом является применение полученных знаний в новых условиях.

В результате самоанализа педагогической деятельности я определила перспективы своего развития: апробирование технологии кейсов, отработку технологий исследовательской и информационно-коммуникативной деятельности. Планируется ведение папки своих достижений каждым учащимся с элементами самооценки.

В заключение следует отметить, что собственное действие обучающегося в урочной и внеурочной деятельности становится основой формирования в будущем его самостоятельности, воспитания исследовательского поведения. Сократ в свое время говорил, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка. 2 класс. УМК "Милли". Игрушки (ФГОС НОО)

Основная цель урока английского языка во 2 классе по теме "Игрушки": формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности с целью правильного усвоения лекс...

«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Игровая технология обязательно включает следующие компоненты:- мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;- ориентационный компонент связан с принятием уч...

Статья «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»

Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательс...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...