Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»
статья

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filatovya_i.n._soobshchenie_no2.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сообщение

«Компетентностно–деятельностный подход

в обучении на уроках русского языка и математики

в условиях реализации ФГОС НОО»

Подготовила:

учитель начальных классов Филатова И.Н.

2020 год

1. Главные критерии эффективности урока математики и русского языка, реализующего компетентностно–деятельностный подход.

В современной школе важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Задачей учителя становится проектирование урока с учетом следующих элементов:

- четкой формулировки содержания усваиваемой компетенции;

- определения показателей, по которым можно будет наблюдать процесс формирования и общих технологических условий, обеспечивающих усвоение содержания данной компетенции.

Главными критериями эффективности урока математики и русского языка  являются определенные принципы. Степень реализации этих принципов и является основным показателем эффективности учебно-воспитательной деятельности. На уроках математики и русского языка для эффективности необходимо осуществлять глубокое личностное воздействие: через отношения, совместную деятельность. Одним из главным критерием эффективности уроков является создание педагогических ситуаций общения на уроке, которая позволит каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет проводником в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

2. Задачи предмета «Математика» и «Русский язык» с точки зрения компетентностно-деятельностного подхода.

Математика является частью общего образования. В современном обществе ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.

Задачи предмета «Математика» с точки зрения компетентностно-деятельностного подхода:

- Рассматривать учебную деятельность как совместную, продуктивную деятельность педагога и ребёнка на основе сотрудничества. Для того чтобы деятельность носила развивающий характер, она должна отвечать потребностям, интересам и целям обучающегося, должна осознаваться ребёнком.

- Давать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира.

- Формировать мировоззрение, обеспечивающее понимание взаимосвязи математики с действительностью, владение математическими методами для познания действительности.

- Формирование умения определять самими учащимися уровня освоения предложенного материала; выработка способов самоконтроля и самооценки.

На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации компетентностно-деятельностный подхода в преподавании русского языка.

Задачи предмета «Русского языка» с точки зрения компетентностно-деятельностного подхода:

- Формировать у обучающихся способность самим находить нужную информацию. Выбирать способ действия в определенных ситуациях и применять на практике знания, умения, навыки.

- Способствовать овладению учащимися конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире и для продолжения образования.

- Предлагать учащимся задания, имеющие определенную структуру и моделирующие практическую, жизненную ситуацию.

- Формировать у обучающихся умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге.

- Воспитывать  у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранения его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

3. Примеры введения математических и лингвистических понятий на уроках математики и русского языка. Требования к урокам (по содержанию и по форме) в соответствии с компетентностно-деятельностным подходом.

Важной составляющей процесса осознанного освоения любой темы является, прежде всего, овладение обучающимися категориально-понятийного аппарата. Следовательно, изучение новой темы начинается с формирования представлений о понятиях, раскрывающих сущность научной информации по данному вопросу.

В начальной школе на уроках математики в основном встречаются неявные определения: остенсивные и контекстуальные. В контекстуальных определениях содержание нового понятия раскрывается через отрывок текста, через анализ конкретной ситуации. А остенсивные определения используются для введения понятий, путем демонстрации объектов, которые этими понятиями обозначаются. Поэтому такие определения называют еще определения путем показа. Например, знакомство с точкой, кривой и прямой линиями — пример остенсивного определения. Учащимся предлагается рассмотреть изображенные на странице учебника геометрические фигуры (точка, прямая, луч, отрезок, кривая, прямая), потом сообщается название фигур. Затем читается текст на странице учебника. Совсем по-другому можно ввести понятие «ломаная линия» (по программе И.И. Аргинской). На уроке учащимся предлагается рисунок садового участка, дорожки которого выступают зрительными образами ломаной линии. Дети путем перегибания проволоки по «дорожкам» участка получают модель ломаной линии. Учитель сообщает, что такие линии называются ломаными. Затем открывается учебник, и учащиеся читают текст, поясняющий «определяющие особенности» данной линии: «Ломаные линии составлены из отрезков. Эти отрезки—звенья ломаной. У ломаной линии конец одного отрезка — начало другого, кроме концов ломаной. Никакие два соседние звена не лежат на одной прямой. Концы каждого звена—вершины ломаной».

Чтобы ввести лингвистические понятия на уроке русского языка необходимо пройти несколько этапов. Первый – это анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. Вторым этапом является обобщение признаков, установление связей между признаками понятий, введение термина. Третий – осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. И четвертый этап (завершающий) заключается в том, чтобы конкретизировать изученное лингвистическое понятие на новый языковой материал.

Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы.

Первый этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов. Так, например, в процессе чтения и анализа слов учащиеся группируют слова по их значению: одну группу они включают названия предметов, веществ, явлений: стол, соловей, песок, ветерЭкспериментируя, они учатся ставить вопросы к таким словам: кто? что? В дальнейшем обнаруживают у данных слов не только сходство значений, но и другие общие для них свойства: способность изменяться, способность в речи связываться с другими словами

Второй этап предполагает введение термина. Столь важное понятие, как «имя существительное», во всех учебниках русского языка предусматривает и термин, и определение.

       На третьем этапе происходит дальнейшее углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Новых признаков может оказаться много (теоретически этот этап не имеет предела). Так, «имя существительное», помимо трех названных признаков, приобретает новые: значения падежных форм, предложное управление, три типа склонения,  способность в предложении выполнять роль подлежащего,  синонимия и антонимия существительных и мн. др.

Компетентностно-деятельностный подход предполагает новую позицию ученика – он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в совсем другой организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

1. Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену информацией.

2. Организация сотрудничества учителя и учеников.

3. Доброжелательность в общении.

4. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения.

5. Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности.

6. Взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Требования, предъявляются к современному уроку;

- должны быть четко сформулированы тема, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим;

- организация на уроке проблемных и поисковых ситуаций, активизация деятельности обучающихся;

- вывод делают сами обучающиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; 

- в центре внимания урока - дети; 

- учет уровня и возможностей обучающихся;

- планирование обратной связи.

Используемые интернет–источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...

статья на тему "Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период реализации ФГОС"

В статье рассматриваются: актуальность данной темы, краткий обзор развития изучаемого вопроса, сохранение преемственности в преподавании  4-5 классов по русскому языку и литературе, возрастные и ...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...