Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал по математике на тему

Гусарова Светлана Александровна

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на основе исследовательского метода обучения, который строится на основе сотрудничества и ориентирован на развитие, и где ученики выступают в роли исследователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_fgos.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование как один из эффективных методов формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Гусарова Светлана Александровна ГБОУ СОШ села Кошки учитель начальных классов (GusarSA@yandex.ru)

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на основе исследовательского метода обучения, который строится на основе сотрудничества и ориентирован на развитие, и где ученики выступают в роли исследователей.

Актуальность педагогического метода исследования определяется тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного урока.

Кризис традиционного образования признают практически все педагоги, и он виден в следующих противоречиях обучения:

- учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся - на скуку, однообразие в учебной деятельности. Исследовательская деятельность формирует и развивает мотивацию;

-учитель объясняет новый материал - остальные и слушают и не слушают. Исследование же включает каждого ученика в активную работу на весь урок;

-исследование создает условия для живого непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден держать в течение 40 минут в руках весь класс;

- на обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На уроке, построенном как исследование, все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

- на классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Исследование превращает каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Прежде, чем начать наш разговор, позвольте пригласить вас на урок математики. Точнее, на два урока по новой для детей теме «Умножение двузначного числа на однозначное». Эти уроки нужны нам, чтобы острее почувствовать разницу.

Урок №1

- У нас сегодня на уроке новая тема «Умножение двузначного числа на однозначное». Посмотрите на выражение: 16х3. Сначала в этом выражении:

1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения.

3. Умножаю десятки.

4. Умножаю единицы.

5. Складываю.

- Поняли? Дома правило выучите наизусть.

Урок№2

1 этап.  Мотивационный  (самоопределение к деятельности)

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём урок-исследование.

-  Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Необходимо составить план нашего исследования.

И так, на уроке мы должны:

У – узнать…(тему исследования)

Р – рассказать…(об открытии)

О – объяснить…(где можно применить открытие)

К - коллективно, дружно работать.

Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Приступаем к исследованию.

-Нам нужно определить тему нашего исследования, но, к сожалению, слово зашифровано. Узнать его можно, выполнив Тест-контроль 

Тест- контроль

На слайде: 20  3  5  40  7  16 14 60  12.

Исследование числового ряда

Работа с рядом чисел

- Выпишите в ряд числа, которые вы обвели в тесте, это поможет нам определить тему нашего исследования.

20  3  5  40  7  16 14 60  12.

-Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.

Умножение

-Предмет нашего исследования «Умножение».

- Давайте вернемся к нашему ряду чисел.

- На какие группы можно разбить данные числа?

- Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3 группы?

- Мы с вами исследовали числовой ряд, узнали много интересного.

Продолжаем исследовательскую деятельность.

1. Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.

2.  Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.

3.  Умножьте числа  3 группы и 1.

- Вычислите: 16х3

- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?

-Какой возникает вопрос?

- Так как теперь будет звучать тема нашего исследования? Дополните: «Умножение двузначного числа на однозначное».

-А какую цель мы поставим перед собой?

-Цель исследования:  найти способ и научиться умножать двузначное число на однозначное.

3 этап.

Выявление места и причины затруднения.

 -Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?

Как будем выходить из сложившейся ситуации?

Какое математическое свойство нам поможет?

- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

Работа в паре 

4этап.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Кто готов поделиться открытием?

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3

-Как рассуждали?

-Какой способ самый удобный? Объясните.

-Знание какого свойства умножения, позволило выполнить задание?

-Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.

-Давайте составим алгоритм, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

Первый урок проведен в традиционной форме. Второй урок в рамках   системно–деятельностного подхода на основе исследовательского метода обучения, который строится на основе сотрудничества и ориентирован на развитие, и где ученики выступают в роли исследователей и сами открывают новые знания с опорой на ранее изученный материал. На уроке создаются проблемные ситуации, где сначала в подводящем диалоге ученики ставят учебную проблему, то есть формулируют тему урока и вопрос для исследования, а затем посредством подводящего диалога организуют поиск решения или «открытия» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать того, до чего додумался сам. Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.  

Цельность урока обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок.

Создавая условия учащимся для участия в исследовательской деятельности, я создаю предпосылки для формирования регулятивных универсальных учебных действий, в частности целеполагание, планирование и оценка своей деятельности.

На уроке были использованы различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах. Включая учащихся в коллективную деятельность, в парах формируются коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество с одноклассниками и учителем. При этом у них формируются умения: учитывать разные мнения, формулировать свое мнение,  договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

                С целью мотивации учебной деятельности создавались условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность «Надо открыть математическую тайну, для этого я хочу быть исследователем, могу составить план исследования». Девиз урока помогает формированию регулятивных УУД – принятие учебной задачи.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии я создавала настроение ожидания нового материала, радости открытия неизвестного, формируя у учащихся личностные УУД.

На протяжении всего урока шло формирование познавательных УУД.

 Дети усваивали новый материал системно. Определение темы исследования, выполнение тест – контроля, исследование числового ряда было направлено на повторение материала  необходимого для «открытия нового знания» и побуждало учащихся к активной познавательной деятельности. Проводилась классификация, группировка, сравнение, действия с числами, затем создавалась проблемная ситуация, в ходе решения которой детям пришлось принимать правильное решение и аргументировать свой выбор. Чётко проговаривается цель урока, методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования. Выбирают удобный способ, составляют план.  Новое правило они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий (выход на алгоритм – открытие).

Следует отметить и некоторые сложности: сложность соблюдения временных рамок; сложность точного планирования хода урока.

Исследовательский метод обучения, применяемый мною в течение нескольких лет, позволяет решать задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладевать новыми способами добывания знаний.

Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов. Ученики являются победителями и  призерами школьных, муниципальных, окружных, региональных, всероссийских исследовательских конкурсов.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий

Литература

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.

2.Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.

3.Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников // Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...

Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный   мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа...