«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ждаркина Любовь

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов  в обучении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии  на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО» 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный                                      мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                              

(Из работы В.А.Сухомлинского “О воспитании”).

       Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов  в обучении детей.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.         Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом,  усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

        Начальная школа способна решать новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта

развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

         Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

         Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. 

         Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? 

Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.

       2. Доступность для учащихся данного возраста.

       3. Умеренность в использовании игр на уроках.

         Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

- ролевые игры на уроке (инсценировки);

- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН);

- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора, сделать вычисления и т.д.);

- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, рефлексия, повторение и систематизация изученного);

- различные виды внеклассной работы   (КВН, экскурсии, олимпиады и т.п.)

        Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. 

        Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

1.     Игровые.

2.     Догматические, репродуктивные.

3.     Объяснительно-иллюстративные.

4.     Развивающие.

5.     Проблемные, поисковые.

6.     Программированные.

7.     Диалогические.

8.     Творческие

9.     Саморазвивающие.

10.   Информационные (компьютерные).

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 
  • коммуникативную: освоение диалектики общения; 
  • самореализации; 
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; 
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

           Какое же значение имеет игра?

          В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

         Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности  в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- целеполагания;

- планирования;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

 возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

           

           На уроках математики я постоянно применяю игровые методы - часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры,  загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие…  

         Практически на каждом уроке в той или иной степени проводятся игры. Это могут быть игры: «Кто быстрее?»,  «Сходим в гости», «Молчанка», «Исправь ошибку», «Поднимись по лесенке» и т.д.

         В процессе проведения той или иной игры, я стараюсь достичь цели, поставленной в начале урока. Это, как правило, совершенствование вычислительных навыков, умения сравнивать, решать   задачи, выражения.

         Дети с большим интересом принимают участие в играх и незаметно для себя усваивают необходимый материал.

         - Особенно нравятся детям соревновательные игры, такие как  «Кто быстрее?». На доске  написаны примеры на сравнение или вычисление. Класс делится на две группы. Из каждой группы по очереди выходят к доске учащиеся и решают примеры или ставят знаки   (>, < =). Побеждает та группа, которая быстрее и правильно справится с заданием.

    - При изучении темы «Рубль, копейка» во 2 классе проводится игра «В магазине». Ребята выступают в качестве продавца и покупателей. Они составляют  набор монет на различные суммы.

     Эту же игру можно применить и в 3 классе при изучении темы «Цена, количество, стоимость».

     - «Кто быстрее поднимется по лестнице» На доске или на отдельных карточках написаны примеры в виде лестницы, решая эти примеры, ученики, поднимаются все выше и выше.

     - «Угадай, как образуется ряд чисел и продолжи этот ряд» Например: пишется несколько чисел, потом ученики должны продолжить этот ряд -    2, 5, 4, 7, 6, …..  продолжить, добавив ещё пять чисел. Здесь надо определить, что последующее число  образовалось, когда мы прибавили к предыдущему «3», а потом из полученного числа вычли «1» и т.д.

    И  другие игры.

         Применение игровых методов в современном процессе обучения невозможно представить без использования компьютерных технологий. Это позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие  способности, стимулирует  умственную  деятельность.     Со стороны   учителя  и  родителей  необходим  контроль   за   содержанием  игр и временем работы за компьютером.
       Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, окружающему миру в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.    

       В своей работе на многих  уроках  я также использую ИКТ, в том числе и на уроках математики. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов,  анимации.  Уроки с использованием  компьютерных  технологий позволяют сделать их  более  интересными,  продуманными,  мобильными.  Так арифметические действия предстают перед детьми в виде  изменяющихся  по  числу и размеру группы предметов,  определенное понятие или класс предметов - в виде схемы.  
Спектр  использования  возможностей  ИКТ  достаточно  широк. 

         Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.                   Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок, я обязательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

             Таким образом, практика показывает, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся  и   усвоение знаний становится более качественным и прочным.

 Все это позволяет сделать вывод о том, что применение игровых методов на уроках активизируют познавательную деятельность учащихся на всех стадиях изучения и закрепления нового материала, и, тем самым, способствуют повышению качества их обучения.

При подготовке материала была использована следующая литература:

1. Горнакова Н.В. Игровые технологии как способ компетентностного подхода // http://festival.1september.ru/articles/596556/.

2. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

3. Муравьёва Г.Е Проектирование технологий обучения.

4. Петрайтис Е.А. Игра как метод обучения // http://festival.1september.ru/articles/569109/.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.

7. В.А.Сухомлинский “О воспитании”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...

Преподавание курса " математики" в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения.По новому ФГОС школьники должны быть  вовлечены в исследовательские п...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...

Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный   мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа...