Развитие критического мышления на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (1, 2, 3 класс) на тему

Шильцина Антонина Николаевна
Данная публикация посвящается такой сложной психической фукции как мышление. Как правило, развитию мыслительных способностей уделяют внимание на средней и старшей ступенях обучения. В своей статье я привожу примеры, что даже на начальном этапе можно целенаправленно работать над развитием критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления   дошкольного и младшего школьного возраста посредством иностранного языка.

Шильцина Антонина Николаевна, ГБОУ Гимназия 1534

           Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... . Мышление в научном понимании представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление  также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

         Мышление и речь связаны между собой, и речь невозможна без мышления. Понятие речи может рассматриваться двояко: как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков и как один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

         Речь многофункциональное явление и выражается в разных формах. Психологи выделяют следующие виды речи: внутренняя, внешняя, письменная, диалогическая, монологическая и т. д.  

       Механизм мышления у ребенка запускается еще в утробе матери и первое слово есть результат внутренних мыслительных процессов. Постепенно при нормальном развитии ребенок овладевает всеми формами речи. С помощью речи происходит изучение материала, учебное и межличностное общение и даже самовнушение.

        Как известно, в возрасте 5-6 лет (дошкольный период) у детей функционирует наглядно-образное мышление, поэтому во главу угла становиться формирование умения визуализации с опорой на представления.

 При поступлении в школу (в возрасте 6-7 лет) у ребенка начинает формироваться словесно-логическое и абстрактное мышление. Недостаточность развития данного типа мышления приводит к трудностям в совершении таких мыслительных операций как: анализ, сравнение, обобщение, систематизация и т.д. Поэтому необходимо уже на ранних этапах применять упражнения, развивающие различные формы мышления.

      Мышление у обучающихся также можно развивать на начальном этапе обучения средствами английского языка. Последующие способы и приемы развития мышления  мы будем рассматривать на примере УМК “Starlight” для 1го класса.

      Игра “Guess the word (animal, thing, toy)”/ «Угадай слово (животное, игрушку)» служит для развития умения визуализации и выделения существенных признаков. Суть игра заключается в том, что учитель или ученик загадывает какой-либо предмет, вещь (новое слово по теме) и участники игры угадывают его при помощи наводящих вопросов, требующих ответа да или нет. Например, слово -  стол. Ученик1: Is it big? Is it on the floor? Is it yellow? (Он большой? Он на полу? Он желтый?)

        Игра «На что это похоже?»/ “What’s this?” Учитель на доске рисует элемент какого-либо слова, например, кружочек. Обучающиеся должны «дорисовать» в воображении объект, назвать его по-английски. В данном случае было загадано солнышко. Рисунок простой, поэтому можно пригласить ребенка к доске дорисовать угаданное слово.

           

Также по мере изучения новых слов,  можно предложить придумать как можно больше объектов из заявленной фигуры нарисовать их и назвать по-английски.

      Задание «Симметрия»: Художник нарисовал часть картинки, а вторую половинку не успел. Закончи рисунок за него, назови получившейся предмет.  Выполняя это задание у обучающихся развивается наглядно-образное воображение.

          Задание: «Угадай картинку». Этот вид упражнения направлен на развитие логического мышления. Предметы изученной темы располагается с определённой закономерностью. Обучающиеся должны ее увидеть и дорисовать недостающий объект, а затем назвать его по-английски.

???

???

    Задания на развитие логического мышления, а именно на развитие умения выделения общих признаков.

       Игра «Найди, кто чужой?» Учитель называет ряд слов: a bus, a car, a tram, a dog. «Чужак», конечно, слово собака, поскольку остальные слова обозначают транспорт.

       Игра «Найди, кто главный?» Обучающимся предлагается ряд слов (цвета): red, yellow, brown, black. Общее слово должно быть –цвет (colour).

       Игра «Назови слова по теме». Например, тема: «Игрушки». Устанавливается временной лимит. Жюри сами ребята, которые считают слова и следят за тем, чтобы они соответствовали данной теме.

       Игра «Найди соответствие». Обучающиеся при помощи линий должны соединить животных и их «дома» и назвать кто, где живет.

        Игра «Найди пару». Учитель предлагает вниманию обучающихся ряд картинок: солнце, лягушка, цыпленок, цветок, пожарная машина, медвежонок, карандаш, дерево. Находя пару, ученик должен назвать признак, по которому он объединил предложенные объекты в пару. В данном случае общим признаком для пар будет цвет.  

        Уровень сложность можно повысить, предложив также ряд картинок, но теперь обучающиеся должны найти пара по общему признаку-действию.  

Например, возьмем следующий ряд картинок: самолет, птица, лягушка, мячик, кошка, мышка. Обучающиеся должны найти пару и сказать, какое действие для них общее. Кошка – мышка – бегают; самолет-птица-летают, мячик-лягушка-прыгают.

     Самый высокий уровень сложности – обобщение по категориальному признаку. Опять-таки предлагается ряд картинок с изображениями животных и насекомых (волк, белочка, ежик, петушок, поросенок, корова, аквариумная рыбка, попугайчик, черепашка). Обучающимся предлагается разделить картинки по «командам» и объяснить по какому общему признаку были объединены животные на картинках. Например, первая группа животных: волк, белочка, ежик. Общий признак- дикие животные.  Домом этих животных является лес. (forest). Вторая группа – поросенок, корова, аквариумная рыбка. Общий признак – домашние животные. Общим домом для них является ферма. (farm) И наконец, последняя группа – домашние питомцы, которые живут в доме. (a house/ home).

            Я привела несколько примеров, как можно уже на ранних этапах обучения развивать мышление средствами английского языка. Считаю, что уроки иностранного языка помогают укрепить логические связи, приобретенные в общении на родном языке и приобрести новые, помогающие раскрыть интеллектуальный потенциал личности ребенка.

 


Литература

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01b.shtml

http://azps.ru/articles/cmmn/tvorcheskoe_myschlenie.html

Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009.  №2. с.225-230.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на заседании ШМО с целью познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления...

Статья "Развитие критического мышления на уроках английского языка"

Критическое мышление как важная составляющая образовательного процесса. "Шесть шляп мышления" - отличный способ развивать критическое мышление у обучающихся....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения....

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Данный материал может представлять интерес для учителей, применяющих на уроке английского языка методы и приёмы, способствующие развитию мыслительных и творческих и способностей учащихся....