Главные вкладки

    Развитие способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка
    статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

    Михайлова Светлана Викторовна

    В данной статье описаны приемы и методы используемые мной для развития способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Статья 73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие способности к самооценке у учащихся младших классов

    на уроках английского языка

    Михайлова С.В. учитель английского языка.

     Одной из задач современного образования является не только развитие предметных навыков и умений, но и формирование личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Центральным звеном становления такой личности является самооценка.

    Первостепенным значением в формировании самооценки приобретает развитие у школьников способности к самостоятельной оценке своей учебной деятельности, планированию ее результатов, расширению познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Самооценка лежит в основе мотивации ученика к успешному обучению.

    Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается необходимость начала формирования положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев учебной деятельности у ученика младшего школьного возраста.

    Именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к формированию критического восприятия себя и окружающих. Это очень благоприятный период для становления  осознанности любой деятельности ребенка и развития основ адекватной самооценки личности в целом. [2]

    В первые годы изучения иностранного языка важно не только привить и сохранить интерес к предмету, но и научить детей анализировать содержание учебной деятельности, адекватно оценивать ее и планировать достижение положительного результата.

             Как определяется в психологическом словаре, самооценка – это сложная психологическая система, иерархически организованная, функционирующая на разных уровнях. Это суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образцом – эталоном. Она выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи [1].

             Главный смысл самооценки в образовательном процессе, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляии, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельной стимуляции познавательного процесса. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. [4]

    Важными принципами развивающего обучения являются принципы активности и осознанности. Ученик активен тогда, когда осознает цели и необходимость предмета изучения, когда он понимает каждое свое действие.

    Способность к самооценке, обозначенная П. Тейяром как отличительно человеческая способность, характеризуется тем, что человек уже “не просто знает, а знает, что знает”. Итак, рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. [1]  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    • рефлексия деятельности;
    • рефлексия содержания учебного материала. [7]

    Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, мною используется самый простой вариант развития рефлексии это карточки с изображением трех лиц: веселое лицо нейтральное и грустное. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению, чтобы разнообразить это задание можно  предложить детям самим дорисовать лицо.

    Данный вид рефлексии мной используется и в начале и в конце урока,  что позволяет мне  судить, как меняется настроение учащихся. Могу отметить что настроение учащихся как правило, меняется в лучшую сторону. Обычно, даже если в начале урока дети были в плохом настроении, в течение урока они включались в общую работу, активно участвовали в ней, получали поощрения и в конце урока выглядели удовлетворенным результатами своей работы, В моей практике было всего несколько случаев, когда дети выбрали грустные смайлы в конце урока. Анализ ситуации позволил сделать вывод, что, скорее всего, это было связанно с тем, что эти дети недавно вышли в школу после продолжительной болезни и еще не адаптировались к учебному процессу.

    Практика работы с младшими школьниками показывает, что большинство детей позитивно настроены на учебный процесс и как правило в конце урока выбирают веселый смайл.

    В четвертых классах уровень знания и владения языковым материалом гораздо выше поэтому есть возможность предлагать ученикам для работы  карточки таблицы и другие формы развивающих заданий для повышения мотивации учащихся. Для рефлексии деятельности в 4х классах мною используется данная карточка, которую  я использовала в качестве мотивационного задания в начале урока.  

    That’s what I should do to get a good mark at this lesson

    I should be attentive and listen to my teacher and my classmates.

    I should be a good reader and read very well.

    I should  ask and answer different questions.

    I should be active and express my opinion.

    I should be smart and review some words and grammar rules.

    Данная карточка раздается детям в начале урока как раздаточный материал. Детям предлагается выбрать для себя 2-3 установки, с которыми как они полагают, они могут справиться и которые для них важны. Каждый ученик отмечает ручкой эти установки в своей карточке. В конце урока проводится опрос в виде взаимопроверки.

    Ученик зачитывает те установки, которые он или она выбрали, и анализирует, насколько успешно удалось справиться с поставленной задачей. Одноклассники слушают анализ своего товарища и соглашаются или не соглашаются с этим анализом. Практика выполнения данного вида упражнения, показывает, что мотивация учащихся повышается и дети в ходе урока выполняют предлагаемые учителем задания на 25-30% более активно. Используя этот вид задания при планировании урока нужно помнить, что необходимо оставить достаточное количество времени на обсуждения.

    Так же для рефлексии деятельности в 4х классах мною используется метод «разноцветные карточки» В течение урока ученики получают карточки разных цветов: зеленую за правильный ответ, желтую за ответ с небольшими недочетами, красную карточку за ответ с серьезными недочетами, или отсутствие ответа как такового.

    Красные карточки выдаются не часто, чтобы не лишать ученика мотивации. В большинстве случаев красную карточку ученики могут получить за невыполненное домашнее задание или если ребенок «забыл» тетрадь с домашним заданием дома, т.е. отсутствие д/з.

    При подготовке к уроку я планирую виды заданий, при выполнении которых дети могут, проявив  активность и заинтересованность в уроке, получить карточку. Это могут быть такие виды заданий как: проверка домашнего задания, техники чтения домашнего текста, выполнение лексических упражнений, выполнение грамматических упражнений, составление диалогов в парах.

    Но не только учитель может оценивать ответ ребенка, дети также, могут выступать в роли учителя и выдавать оценочные карточки друг другу. Этот вид взаимопроверки возможен на этапе проверки домашних грамматических упражнений: дети обмениваются тетрадями и вместе с учителем проверяют правильность выполненного упражнения.

    Критерии оценивания обговариваются с детьми заранее и написаны на доске: допустим в упражнении 10 предложений 1 ошибка –  зеленая карточка, 2-3 ошибки – желтая карточка, 4-5 ошибки и более – красная карточка.  Такой вид задания приучает детей внимательному восприятию работы их одноклассников, и помогает им научиться объективно оценивать свои действия.  

    Приведу примеры из своей практики. Ребенок забыл тетрадь с домашним заданием дома – красная карточка (2 балла) затем ребенок отлично выполнил грамматическое упражнение в классе в результате взаимопроверки получил зеленую карточку (5 баллов). Затем ребенок был активен на уроке: успешно работал с лексическими упражнениями, отвечал на вопросы но с недочетами (неправильный порядок слов в предложении)  и получил желтую карточку (4 балла). По итогу урока ребенок заработал оценку 4 т.к. средний бал его работы на уроке составляет 3,7 балла. Но, конечно же, с условием, что он принесет и покажет выполненное домашнее задание, которое он забыл принести к этому уроку.

    Еще один пример: ребенок так же забыл письменное домашнее задание дома и получил красную карточку. В течение урока, ученик был недостаточно активен, из предложенных группе заданий ученик выбрал для себя проверку техники чтения и справился с этим заданием хорошо, получив зеленую карточку. По итогу урока ученик заработал удовлетворительную оценку.  

    Если проводить анализ результатов применения этого метода хочу отметить, что наиболее активное участие в работе на уроке принимают ученики, имеющие хорошие и удовлетворительные оценки по предмету, так называемые «средне успевающие» ученики, что благоприятно сказывается на восприятии детьми предмета, а также повышается мотивация этих детей к дальнейшему изучению.  

    Для рефлексии деятельности в 4х класса мною также применяется распространенный прием «Лестница успеха», чаще всего применяю его в конце урока. Первая ступень означает, что ребенок испытывает трудности, вторая ступень означает, что ребенок усвоил материал, но ему еще нужна помощь и соответственно третья ступень означает, что ребенок усвоил знания и может поделиться с одноклассниками.  

    Для выполнения этого задания я использую жетоны с именем ребенка.  У каждого ребенка на парте лежит жетон с его именем и ребенок прикрепляет жетон на ту ступень лестницы, которую он считает адекватной своей работе на уроке. Анализируя применение этого метода, могу отметить, что в моей практике не было ребенка, который бы поставил свой жетон на первую ступень, признавая, что он не понял многого. В начале учебного года, пока дети не привыкли к этому виду задания, большинство учеников, не спешили признаваться одноклассникам, что они в чем-то отстают и 8 или 9 человек из 10 ставили свой жетон на верхнюю ступень и лишь 1или 2 человека ставят на 2 ступень. Однако, в конце учебного года, когда ученики привыкли к этому виду задания, они более свободно выбирают вторую ступень, признавая, что они чего-то не поняли. На третью, наивысшую, ступень претендует 3-4 человека, на вторую ступень претендует 6-7 человек.  

    Во вторых классах для рефлексии деятельности мною используется метод «Дерево достижений»  В конце урока дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) яблоко, цветок или листок, где:

    Яблоко – все удалось, я хорошо поработал и все понял,

    Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось,

    Листок – сегодня не получилось, так как хотелось, но я не отчаиваюсь. [9]

            В двух группах их трех у детей, не возникает никаких сложностей и дети выбирают фигуры достаточно честно, стараясь быть объективными, иногда даже занижают свои результаты. В третьей же группе есть ребенок с задержкой эмоционального развития. У этого ребенка очень слабо развита концентрация внимания, даже по меркам младшего школьного возраста. Этот ребенок выбирает фигуру соответствующую наивысшему балу: фигуру Яблока, что показывает, что ученик пока не может адекватно оценить свою работу на уроке.    

    Развитие самооценки учащихся неразрывно связана с развитием самоконтроля.

    Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

    1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

    Для этого учитель должен:

    - ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

    - сообщать учащимся, после каких этапов изучения учебного материала необходим контроль и цель  его проведения;

    - выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

    2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

    Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

    3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. [7]

            В своей работе со вторыми классами я опиралась на эти этапы формирования самоконтроля  в работе с техникой чтения. Работа проводилась в течение текущего учебного года и дала неплохие результаты. В начале года ученики были ознакомлены с критериями формирования оценки в отношении техники чтения, критерии следующие:

    1. Правильность (отсутствие ошибок),

    2. Беглость (достаточно быстрое чтение без лишних пауз),

    3. Наличие необходимых пауз с учетом знаков препинания.

    На первом этапе работы, в период с октября по декабрь, когда дети делали первые шаги в чтении, я проверяла выполнение домашнего задания по чтению у каждого ученика и прежде чем оценить, анализировала  ответ ребенка опираясь на критерии формирования оценки известных детям, а именно, я повторяла критерии для каждого ученика и вовлекала ученика в анализ его ответа.

    Обязательно выясняла, какие усилия дома затратил ребенок, и обязательно хвалила всех детей.  Если же ответ ребенка был не достаточно успешен и ребенок сам признавался, что дома по каким-то причинам уделил недостаточно времени выполнению домашнего задания и прочитал только 1 или 2 раза, то задавала ребенку наводящие вопросы, вынуждая ребенка самому сказать о необходимости приложения большего количества усилий.      

    Следующим этапом развития самооценки учащихся, являлся этап взаимооценки. В этом виде деятельности в начале у детей возникали сложности. Они или завышали оценку или занижали ее, и мне приходилось задавать уточняющие вопросы, помогая детям прийти к верным заключениям. Спустя 2-3 недели ученики стали справляться с взаимооценкой очень успешно.

    Переход к третьему этапу, а именно к самоконтролю как таковому для меня произошел  неожиданно. Поскольку у меня данный этап был запланирован на середину апреля, то в середине марта я еще не просила детей оценить свои ответы. Несмотря на это дети двух групп из трех после прочтения отрывка текста, сами стали давать себе оценку за чтение. Причем дети оценивали себя совершенно объективно, и мне оставалось только согласиться с их оценкой и похвалить их за работу. Поскольку ученики двух групп сами начали оценивать свои ответы, я предложила детям третьей, менее активной группы, также оценить свои ответы. Дети успешно справились с этим заданием. Таким образом, я отметила общую готовность детей справляться с данным видом деятельности.  

    Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младших школьников:

    - у школьников формируется осознанное восприятие учебного материала и понимание границ своих знаний,

    - повышается уровень ответственности за свою учебную деятельность,

    - в поступках детей видно умение предвидеть результаты своей деятельности,

    - дети проявляют способность к оцениванию своего учебного прогресса,

    - появляется уверенность в способности освоения учебного материала,

    - формируется навык оценки своего положения в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я». [6]

    Анализ результатов, выявленных в ходе работы по формированию самооценки учащихся, показал, что положительная динамика наблюдается по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.  

            

    Литература:

    1. Барская, Н. А. Самооценка в системе обеспечения качества подготовки специалистов // Н.А. Барская / Высшее образование сегодня. – 2008. - №12.

    2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

    3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

    4. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Просвещение, 2006.

    5. Игошина, Н.В. Cамообучение и саморазвитие младших школьников / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. - № 8. – 2013.

    6.VI..Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

    7. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1, 2005.

    Интернет ресурсы:

    8. Исмагилова Вероника Михайловна  учитель английского языка МОУ "Приобская СОШ" г.п. Приобье Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка. http://festival.1september.ru/articles/513431/

    9.Василенко Светлана Фёдоровна «Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО» МБОУ г. Ноябрьск http://yamal-obr.ru/articles/formirovanie-samoocenki/

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

    Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

    Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

    Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

    Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

    Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

    Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

    Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

    Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

    Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....

    Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения

    Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...