Инновационные процессы в обучении иностранному (китайскому) языку как проблема методики
статья по иностранному языку на тему

Пугасеева Яна Константиновна

Статья содержит применение игровых технологий на уроках китайского языка в младшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_metodam.docx314.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить язык? Важно, чтобы у ребенка была высокая мотивация к изучению языка, сформировалась познавательная потребность. Познавательная деятельность является ведущей у детей начального школьного возраста, поэтому возраст 7 – 9 лет является одним из самых подходящих периодов изучения языка.

В этом случае изучению языка поможет включение его в совместную со взрослым ведущую деятельность ребенка, например – игру.

Общение со взрослым является неотъемлемым фактором овладения речью.

С ребенком можно изучать язык в совместной деятельности, игровой, бытовой, художественной, например, через рисование, лепку, занятия музыкой. Когда ребенок проявляет заинтересованность в каком-либо предмете, тянется за чем-то или спрашивает название изображения на картинке – назовите ее на иностранном языке. Главное, чтобы ребенку нравилось учить язык.

Можно немножко «подталкивать» способности ребенка, а не идти с ними в ногу. Учить не только то, что ребенку дается без усилий, а то, что с вашей помощью он сейчас способен освоить.

Освоение иностранного языка происходит разными способами – при погружении в языковую среду.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти (Ж.Пиаже, Ф.Фребель, З.М.Истомина, Р.И.Жуковская, Л.С.Выготский, Е.И.Негневицкая, И.А.Зимняя и другие).

По теории М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка»  подразделяет игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4.орфографические игры; 5. творческие игры. 1) Лексические игры. Цели: — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; — активизировать речемыслительную деятельность учащихся; — развивать речевую реакцию учащихся; — знакомить учащихся с сочетаемостью слов. 2) Грамматические игры Цели: — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; — создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. 3) Фонетические игры Цель — тренировать учащихся в произнесении английских звуков. 4) Орфографические игры Цель данных игр — упражнение в написании английских слов, тренировка памяти. 5) Творческие игры Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

 Игры (по М.Ф.Стронину) помогают решить важные методические задачи:

1. Формируют психологическую способность детей к речевому общению.

2. Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала.

3. Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Дидактические игры рассматриваются как игровой метод обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.

При изучении языка используются игры с правилами, творческие игры, например, конструкторские, драматизация и другие.

Каждый урок имеет свой сюжет, а все действия на уроке смотивированы. Этот подход направлен на активизацию познавательных процессов при обучении китайскому языку младших школьников.

Достижение активности личности и сохранение этого состояния предполагает также и активизацию резервных возможностей личности ребенка. Среди наиболее значимых средств, обеспечивающих оптимальную активность учащихся, особое внимание уделяется следующим:

- использование наглядности; театрализация: жест, интонация, мимика, элементы бутафории, костюмы;

- распределение учебного материала (ретроспективный, текущий, перспективный);

- специфические приемы обучения (перенос реплики на собеседника, подхват фраз, голосовые, интонационные игры);

- использование коллективных форм познавательной деятельности;

- индивидуальный подход в условиях группового взаимодействия;

- плотность общения (большое количество учебных действий, выполняемых каждым учеником);

- атмосфера радости, способствующая снятию барьера страха, неловкости, стеснительности.

На уроках используются преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал.

Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий.

Таким образом, каждое действие, выполняемое ребенком на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив:

- необходимо не просто задавать ряд вопросов по теме, а перевоплотившись, например, в "корреспондента", узнать всю интересующую информацию у "звезды";

- не просто переписать высказывания, а разложить по конвертам своим друзьям в качестве пожеланий и разослать их с использованием различных видов доставки почтовой корреспонденции;

- не просто построить монологическую речь в третьем лице, единственном числе, а превратиться в "ангела", который все знает, и рассказать о своем друге.

Обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся к иноязычной культуре, что предполагает не только овладение методами и приемами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку как культурному феномену.

Основа процесса обучения младших школьников китайскому языку - мотивация. С этой целью используются любая игрушка, любой предмет, любое действие, которые отражают содержание игры и соответствуют учебному материалу.

При организации игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитывается степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя.

Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция.

В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности младших школьников в процессе игры осторожно используются различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к детям, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно замечается и оценивается учителем.

Игры на уроках китайского языка в начальной школе

1. Игра "我知道。。。".

Правила игры можно изменить.

我知道五个颜色, 我知道动物, 我知道数字。。。и т.д.

В игре обязательно соблюдается ритм. Дети отстукивают его ладошками и произносят текст, пытаясь не сбиться с ритма.

Хор: "我知道五个动物".

Ученик: "猫".

Ученик: «狗»

и т.д.

Задачи игры: закрепить счет, ввести новую лексику, накладывая слова на определенный ритм, развивать память.

2. "Съедобное √ несъедобное".

Игра проводится с мячиком или с надувным глобусом, который дети очень любят. Учащиеся выстраиваются в линейку, а ведущий по очереди бросает каждому мяч, называя ему при этом несъедобный или съедобный предмет. Ученик должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, и не ловить его, если предмет несъедобный. Выполнивший условия игры правильно продвигается на шаг вперед. Тот, кто быстрее всех дойдет до ведущего, сам становится ведущим игры. Эту же игру можно провести без мяча. Дети хлопают в ладоши, если слово относится к теме "Еда".

Задачи игры: закрепление лексики, развитие внимания учащихся.

3. "Светофор".

С помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него, держась за названный цвет, и произносят "我有蓝色的". Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая "我没有蓝色的". Тот, кого поймал ведущий, занимает его место.

Задачи игры: закрепить названия цветов, развивать наблюдательность детей, выучить структуры «什么什么有» , «什么什么没有» 。

4. "Испорченный телефон".

Учитель или ученик-ведущий шепчет задуманное слово первому игроку, он в свою очередь передает следующему и т.д. Последний участник игры называет его вслух, и если оно совпало с заданным словом, то телефон "исправлен". Желательно, чтобы каждый ученик побывал в роли ведущего.

Задачи игры: развивать слуховую память, внимание учащихся, закрепить новую лексику или только что изученные языковые структуры.

5. "Снежный ком".

Учитель раздает слова

Первый учащийся называет слово написанное на карточке: "土".

Второй: "土,天".

Третий: "土天" и.т.д.

Задачи игры: развивать память учащихся, повторить лексику изученной темы, фонетически отработать лексические единицы.

6. "Эхо".

При изучении новой лексики учитель называет слово или предложение, а дети несколько раз повторяют с каждым разом все тише и тише. Дети √ "эхо в горах".

Задачи игры: изучить новую лексику,развивать воображение и память учащихся.

7. "Что лишнее?"

Детям предлагается ряд иероглифов. Например: медведь, лиса, волк и попугай. Ребенок должен найти лишний иероглиф.

Можно использовать лексику разных тем.

Задачи игры: развивать мышление, закрепить пройденный учебный материал.

8. "Антонимы".

Участвуют две команды. Ведущий называет прилагательное, у которого есть антоним. Первая команда антоним к этому слову. Затем, в торой команде дается следующее слово.

Например:

Ведущий: 大

Первая команда: 小

Ведущий: 狗

Вторая команда: 猫。

За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подобрать слова, то возможность предоставляется другой команде.

Задачи игры: активизировать употребление различных прилагательных в речи, развивать внимание.

9. "Найди слова".

Учитель раздает детям карточки с буквами, среди которых нужно найти слова по заданной теме. Задание выполняется под фоновую музыку.

При обучении фонетике китайского языка один из сложнейших вопросов — овладение тоном. Фонетическая составляющая — самая важная, но и самая сложная, так как сам по себе язык, его структура, — это, прежде всего, фонетика. Неправильное произношение влечёт за собой как грамматические ошибки, так и лексические. Огромное влияние на изучение языка оказывает фонетическая база, поэтому учащимся необходимо при помощи упражнений развивать фонетический слух, ритмику, дифференциацию тонов для преодоления фонетических трудностей.

        Обучение иностранному языку – процесс многогранный, включающий в себя обучение всем сторонам языка (фонетике, лексике, грамматике, письму) для формирования языковой компетенции учеников. Лексика – основной строительный материал нашей речи, с помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль всех компонентов языка. Лексику нельзя рассматривать обособленно от фонетики, грамматики, письма. Знакомя учеников с новой лексической единицей, учитель обращает внимание на произносительную сторону, тем самым совершенствуются произносительные навыки и навыки аудирования, активизируя новую лексическую единицу, учитель развивает и совершенствует грамматические навыки, навыки чтения, говорения, перевода, записывая лексическую единицу – совершенствует навыки каллиграфии. Основная цель работы учителя над лексикой состоит в формировании у учеников твердых лексических навыков. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы на каждом занятии добиваться полного освоения учениками лексического минимума и прочного закрепления в их памяти словарного запаса на всех этапах обучения, активного употребления лексических единиц во всех видах речевой деятельности. Это достигается путем подбора упражнений, тестов, текстов и диалогов различной степени сложности.

При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа: 1) Ознакомление 2) Первичное закрепление 3) Развитие умений и навыков использования в различных видах речевой деятельности. При этом важное значение имеет постоянный контроль усвоения учебного материала (устный и письменный). Презентация – отдельный (начальный) этап, включающий ознакомление и первичное закрепление новой лексической единицы, которой предшествует активной тренировке языкового материала. Презентация лексики – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над лексикой. На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: использование аудио и визуальные опоры отдельно и в комплексе; изолированно и в контексте; индивидуально, фронтально и коллективно.

Важную роль для работы над лексикой имеет запись слова в словарь. Слова целесообразно водить и записывать тематически, что способствует активизации процессов памяти. Например, в одну группу записываются глаголы, в другую – существительные, затем выполняя упражнения, учитель может формировать у учеников необходимые лексические навыки.

 Например, 看 читать, смотреть;                 报 газета;

开 открывать, закрывать                         画报 журнал;

关 закрывать, выключать;                         地图 карта;

要 хотеть, желать, должен;                         衣服 одежда

有 иметь в наличии, обладать;                 大衣 пальто;

 画 рисовать;                                         毛衣 свитер。

Затем учитель предлагает ученикам выполнить упражнение для первичного закрепления лексических единиц: 1. читать – читать газету – нравится читать - нравится читать журнал - хочу почитать - хочу почитать газету – не хочу читать журнал – Папа хочет почитать газету, 27 ему не нравиться читать журнал. 2. 开 – 开门 - 不开门 - 要开门 - 不要开门 - 弟弟不要开门。 关 – 关灯 – 不关灯 – 要关灯 – 不要关灯 – 妹妹不要关灯。 Упражнения такого типа можно использовать в форме визуальной опоры как тренировочные для закрепления лексических единиц, так и в качестве тестового задания для контроля усвоения, а в виде звукозаписи – для совершенствования навыков аудирования и контроля понимания услышанного. (для учеников второго класса данное задание является сложным на данном этапе изучения китайского языка, но как заготовка для будущей практике вполне востребована)

Отдельно стоит остановиться на графической форме лексической единицы. Цель этого этапа работы над лексической единицей состоит в том, чтобы показать графический образ слова. Эффективной для обучения письму является программа «2500 个汉字», позволяющая проследить порядок написания иероглифа по чертам, прослушать его звучание. При этом особое внимание учителю следует уделять не только правилам написания, но и связывать зрительный образ со значением и звучанием.

Формированию устойчивых лексических навыков способствует использование разнообразной наглядности (слайды, рисунки, таблицы и сами предметы). Наглядность используется для раскрытия значения слов, обозначающих реальные предметы, например, продукты питания, мебель, названия профессий, описание людей, действия или занятия. С помощью этого способа легко организовать взаимодействие учеников.

Важную роль в формировании лексических навыков играют мимика и жесты, которые использует учитель при знакомстве с лексическими единицами. Например, для объяснения значения глаголов 看黑板, 请坐, учитель может использовать действия, 开 kāi «включать, открывать» и 关 guān «выключать, закрывать» учитель может использовать не только жесты, но и действия и т.д.

Активное использование информационно-компьютерных технологий на уроках вносит разнообразие в процесс овладения лексикой и способствует быстрому и качественному формированию лексических навыков у учеников.         При всем многообразии методик учитель сам выбирает наиболее приемлемые в конкретной ситуации приемы, исходя из личного опыта, подготовленности учеников и самого учителя решать непростую задачу по формированию языковой компетенции.

1.        Игра найди букву на доске. На доске в хаотичном порядке написаны буквы. Задача ребят Найти букву загаданную учителем и обвести ее одним цветом. Задача учащихся, находящихся на местах найти эту же букву и показать ее количество учителю.

2.        Пальчиковая игра «покажи цифру». Изучаем с детьми цифры от 1 до 10 на пальцах. Закрепляем материал. Произнося вместе с учителем несколько раз от 1 до 10. Затем в обратном порядке. Затем учащиеся сами без учителя. Учитель показывает на пальцах число. Задача ребят правильно назвать загаданное число.

3. Проверочное задание на работу с цифрами.

Дети видят на доске математические примеры: 1-ый пример неизвестна сумма, 2-ой пример неизвестно слогамое, 3-й пример неизвестны два слогаемых. Задача ребят найти правильное число. И Записать его.

Например:

一+三=?

一+?=四

?+?=四

4.  1-зеленый, 2 желтый, 3-синий, 4-красный, 5 –фиолетовый, 6-оранжевый, 7-коричневый, 8 -черный

C:\Users\Серге\Desktop\уаувуаукп.jpg

C:\Users\Серге\Desktop\1.jpg

4. «Игра с мячом»

Подготовитльный этап: Вспоминаем все иероглифы, которые изучили. По картинкам. Либо отвечая на вопрос这是什么?

Учитель берет мяч и кидает его любому ученику, называя при этом иероглиф по-китайски, либо по-русски, ученик должен назвать перевод и кинуть мячик обратно учителю.

5. Расставь верно пропущенные слова.

Жил-был ___. Каждый___ он работал в __. В __ он выращивал _____________,______,________. Кроме того, что он работал в __, было у ___ большое хозяйство. Была отара___, стадо___. __давали ему шерсть, __давали ему _______. Еще у ___ было ___ преданных друга- ______,______. __-ловила мышей, ___-стерегла дом.

狗,píngguǒ,,cǎoméi, 人,田,日,chá羊,niúnǎi,牛,二


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников

Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ  Драгункина Надежда Ге...

Методика обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях

В этой статье приводятся лишь некоторые из многих ныне существующих методических рекомендаций. Они не будут столь новы, просто у каждого педагога существует свой подход к ним.Способность к языку у дет...

Игровая методика в обучении иностранным языкам

В статье дано обоснование необходимости применения игровой методики обучения в начальной школе. Разобраны элементы методики на некоторых примерах....

Методика обучения иностранным языкам в системе филологического образования

·        Иностранный язык как предмет обучения.·        Методика обучения иностранному языку как наука.·...

Выпускная творческая работа Социальные компетенции как личностный результат обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

Региональный компонент обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе

Презентация включает наглядный материал по Тульской области и задания для учащихся 2-4 классов.Проводятся в течении года на резервных уроках . Актуален, т.к. 2017 год объявлен Годом экологии...

Презентация к методической разработке "Инновационные технологии в обучении иностранному языку"

Данная презентация является медиа-сопровождением к докладу о применении инновационных технологий на основе ролевых игр при изучении английского языка в начальной школе. Методическая разработка составл...