Главные вкладки

    Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения.
    статья по иностранному языку на тему

    Цветенко  Татьяна Владимировна

    Использование различных игр( лексических, фонетических, грамматических) на уроках иностранного языка  для создания благоприятного психологического  климата на уроке, для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_i_igrovaya_situatsiya.docx18.55 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                         МБОУ СОШ № 84 г.Воронеж

                                                                                         Учитель английского языка

                                                                                          Цветенко Татьяна Владимировна

                                                                                           Тел. 8920-40-91-573

                  Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения.

    Задачей обучения иностранному языку на начальном  этапе является не только формирование умений и навыков детей во всех видах  речевой деятельности, но и гуманитарное  развитие личности ребенка, развитие навыков самостоятельной работы, расширение его общего кругозора, воспитание интереса к предмету. Решить эти задачи успешно, квалифицированно позволяют, на мой взгляд, некоторые приемы интенсификации учебного процесса Я считаю необходимым делать более разнообразным сюжетно- композиционное построение занятий, вводить новые персонажи, использовать ролевые игры, дидактический материал, интересные приемы работы с лексико-грамматическим материалом, использовать принцип новизны. Активно использую на уроках  игровую технологию. Игру можно рассматривать как  ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного  повторения речевых образцов в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению.Игры способствуют выполнению важных методических задач:

    а) созданию психологической готовности детей к речевому общению;

    б) обеспечению естественной необходимости многократного повторения  ими языкового материала;

    в) тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

    Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующих многократного повторения, утомляет своим однообразием. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Если игра организуется в качестве тренировочного упражнения при первичном ознакомлении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем она может проводиться  3-5 минут в качестве повторения материала. Но при всей привлекательности  и эффективности игр необходимо  соблюдать  чувство  меры. Игра способствует развитию познавательной  активности учащихся при изучении иностранного языка Она несет в себе нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим, коллективным. В своей работе использую разные виды игр: лексические, грамматические, фонетические.

    Целью лексических игр является:

    а)активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

    б)развивать речевую реакцию учащихся;

    в)познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

    Например, при изучении темы «Цвета» использую целый ряд игр, направленный на  развитие коллективной, групповой, индивидуальной работы учащихся.

    Игра « Colour Snatch». Look at these things. Do you like them? You can get them if you are quick and attentive. Let us play a team game : team «А» against team «В».

    Команды располагаются на некотором расстоянии  напротив друг  друга. Каждый участник получает карточку с названием цвета. Таким образом, у  играющих по две карточки с цветом. Посреди игрового пространства ставится стул с лежащим на нем предметом. Как только учитель называет по-английски любой цвет, ученик из каждой команды с этим цветом бежит к стулу и старается первым схватить предмет. Команда, набравшая больше предметов, выигрывает.

    Игра « Светофор» используется на уроке в качестве физкультминутки. Дети запоминают три цвета за один урок.  На зеленый цвет дети топают ногами, на желтый-  хлопают в ладоши, на красный-  стоят.

    Игра «Собери краски». Художник рассыпал краски, помоги ему собрать их. При введении этой темы игру можно использовать как групповую, затем индивидуально.

    Заучивание рифмовок, стихов, песенок в игровой форме облегчает усвоение лексики, расширяет словарный запас детей. Заученные слова и речевые образцы легко узнаются при аудировании, обучающиеся используют их в своих высказываниях. Например, стихотворение « Времена года» легко можно выучить следующим образом.

    Spring is green, Summer is bright,

    Autumn is yellow, Winter is wight.

    1. Сначала отрабатываем звуки[s], [w], [ng].
    2. Затем читаем хором за учителем.
    3. Учащиеся читают по одной строчке по очереди.
    4. Класс делится на  три  команды. Каждая учит свою строчку.
    5. Каждая команда произносит хором свою строчку по очереди, а последнюю строку все вместе.
    6. Проводится конкурс на лучшее исполнение своей строки хором.
    7. Затем каждая команда учит следующую строку. Заучивание происходит буквально за один урок.

    Грамматические игры.

    Данные игры преследуют цели:

    а) научить обучающихся употреблению речевых образцов;

    б) создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

    в) развивать речевую творческую активность  обучающихся.

    Игра на постановку вопросов.  Представьте, что предложение- это железнодорожный вокзал с поездами, пассажирами, багажом. Во главе вокзала – начальник. Это наше подлежащее. А кто больше работает- начальник или его заместитель? Заместитель- это вспомогательный глагол DO. .А у заместителя есть еще помощники: диспетчер, отвечающий за точное время отхода поездов WHEN?, диспетчер, отвечающий за направление WHERE?, диспетчер, отвечающий за качество перевозок HOW?.

    А теперь начинаем работу. Каждый выбирает себе роль.  Пишу на доске предложение. Например: WE  swim  in the  river on Sundays.

    Начальник  We  сидит в своем кабинете и руководит. Заработал заместитель начальника Do, встал перед начальником. Получился общий вопрос. Do we swim in the river?

    Заработал диспетчер направления Where?. Встал впереди зама., и получился  специальный вопрос.  Where do we swim on Sundays? Затем диспетчер объявил время отправления, и получился следующий вопрос: When do we swim in the river?

    Варианты игры. 1. Я называю вопрос, дети соответственно выстраиваются

    2. Дети выстраиваются в вопрос. Остальные читают его.

    3.Называю только вопросительное слово, дети строят вопрос. Можно играть командно.

    По утверждению нашего теоретика А.А. Леонтьева « преподаватель иностранного языка  больше чем преподаватель любого другого предмета  обязан вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечить, по возможности, возникновения у учащихся эмоционального состояния, благоприятного для учебной деятельности.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

    Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

    Игры и игровые ситуации на уроках окружающего мира.

    Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изуча...

    Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

    Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

    Опытно-экспериментальная разработка "Изучение иностранного языка как один из способов снятия психологического напряжения при переходе школьников с начальной ступени обучения на среднюю"

    В разработке описаны основные трудности при переходе школьников с начальной ступени на среднюю, а также показаны способы снятия этих трудностей с помощью изучения иностранного языка....

    Преемственность начальной школы и средней ступени обучения

    Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено преж...

    консультация для воспитателей "Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников"

    приведены игры, способствующие раскрепощению детей, созданию благоприятного психологического микроклимата....

    О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней ступенью обучения

    С какими трудностями сталкиваются учащиеся при переходе из начальной школы в среднюю и как их преодолеть (на примере уроков английского языка)...