Главные вкладки

    Преемственность начальной школы и средней ступени обучения
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Полынцева Ирина Николаевна

    Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено прежде всего сменой социальной обстановки и изменением роли ученика.

    Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных  на современном этапе развития общеобразовательной школы. В широком смысле слова адаптация есть приспособление организма индивида к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический. Применительно к педагогике, процессу обучения большее значение имеет психологическая адаптация ребёнка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_po_preemstvennosti_nach_shk_i_sred_shkoly.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УСЛОВИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПЕРЕХОДА

    ШКОЛЬНИКА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

    Выступление на школьном семинаре 14.04.2014г. Полынцевой И.Н., методиста

    Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всём пути обучения в образовательном учреждении, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков.

            Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Каждый возрастной период ценен и значим, поэтому условия и возможности реализации конкретных целей различных ступеней и уровней образования определяются, во-первых, актуальным этапом развития личности, во-вторых, ориентацией на перспективу развития личности.

            Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено прежде всего сменой социальной обстановки и изменением роли ученика.

    Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных  на современном этапе развития общеобразовательной школы. В широком смысле слова адаптация есть приспособление организма индивида к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический. Применительно к педагогике, процессу обучения большее значение имеет психологическая адаптация ребёнка. Необходимость целенаправленно облегчать школьникам адаптационный период перехода от начальной к основной школе подтверждается в полной мере особенностями этого периода детского развития.  Результаты психологических и физиологических исследований убедительно доказывают, что дети 10-11 лет вступают в первый (скрытый от внешнего глаза) период полового созревания, их организм начинает перестраиваться и в связи с этим наступает некоторый кратковременный «откат» в развитии. Так, у школьников наблюдается снижение темпа деятельности (письма, чтения), дети становятся «тугодумами», более медлительными. В то же время увеличивается возможность неадекватной реакции младших подростков на замечания взрослых: дети могут вспылить, капризничать, у них быстро меняется настроение и т.п. Всё это необходимо учитывать в процессе обучения со школьниками 5-6 классов. Взрослые должны проявлять больше терпения, терпимости, стараться объяснять необходимость выполнения того или иного правила, а не приказывать, не реагировать на действия, которые кажутся учителю не адекватными ситуациями. Всё это делает проблему преемственности между начальным и основным звеном очень актуальной.

    Целью учителей, выпускающих детей из начальной школы, и учителей, принимающих ребят в 5-х классах, должно быть следующее: создать благоприятные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений. А как это сделать? Для начала, каждому педагогу необходимо чётко себе представлять, что работа по преемственности должна вестись в несколько этапов. Каждый этап имеет свои задачи и пути их решения. Затем, учителю необходимо иметь схему работы на каждом этапе и точно следовать этой схеме. И наконец, суметь проанализировать свою работу и сделать выводы.

     Итак, переход учащихся из начальной школы в основную школу предусматривает три этапа:

     - подготовительный;

    - адаптационный;

    - стабилизационный.

     Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечивать единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением необходимых требований, что в конечном итоге создаёт в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.

    Подготовительный этап включает:

    1. Создание информационного поля.
    2. Проведение подготовительных организационных мероприятий.

    Первичное информационное поле создается в ходе сбора и накопления информации о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенностей каждого ребёнка и класса в целом. Сюда относятся:  результаты контрольных работ, замеры скорости чтения, письма, вычислительных навыков, результаты олимпиад, отчёты классных руководителей по успеваемости класса, краткие характеристики учеников и др.

     Таким образом, каждый выпускник начальной школы переходит в 5-й класс с определёнными данными о нём. Учителя основной школы могут скорректировать учебную работу по предмету в зависимости от результатов на данном этапе и прогнозов на будущее.

               Организационные мероприятия включают: см. приложение 1. План преемственности.

               Адаптационный этап начинается с первой четверти 5-го класса. Он не ограничен чёткими временными рамками и связан с индивидуальными особенностями учеников. Но приблизительно это конец 2-й четверти – середина 3-й четверти. В адаптационный этап входит: выработка единых требований в обучении пятиклассников, организация и проведение входных срезов, посещение уроков учителями начальной школы и учителями-предметниками, проведение Дня открытых дверей для родителей, проведение классных часов, родительских собраний, классно-обобщающий контроль и т.п.

    Уроки в 5-х классах в период адаптации должны иметь такие характеристики (примерно):

    -организация ситуации успеха деятельности учеников;

    -построение урока с учётом интересов и потребностей учеников (право выбора задания, групповая работа);

    -осуществление дифференциации с учётом учебных возможностей школьников;

    -в структуре урока необходимо оптимально сочетать насыщенность учебными элементами, трудность, эмоциональность;

    -сочетание заданий копирующего, конструктивного и творческого характера;

    -создание условий для формирования и развития УУД учащихся: умение ставить учебную задачу, умение планировать действия по решению учебной задачи, рефлексивные умения и т.д.;

    -соответствие урока требованиям адаптивности определяется по уровню работоспособности учащихся.

            Именно в этот период новоиспечённые пятиклассники нуждаются в повышенном внимании, терпении к ним, понимании их проблем. Поэтому не следует к этим ученикам сразу предъявлять завышенные требования, задавать на дом большие объёмы заданий, оставлять после уроков что-то отрабатывать и т.д.

            Если период адаптации школьников 5-х классов проходит благоприятно, то следующий этап – этап стабилизации – наступит быстрее (в 3-й четверти).

            Период стабилизации характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.

            Конечно же, на каждом этапе перехода в основную школу сопровождать детей должен заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВВВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. Здесь могут быть как организационные мероприятия, так и диагностические.

            Все эти мероприятия помогут создать благоприятные условия для детей, поступающих в 5-е классы. Учителя-предметники сохранят у детей учебные достижения начальной школы, а период адаптации у пятиклассников к новой жизни сократиться. Дети будут чувствовать себя комфортно, следовательно, будут и успехи в учёбе.

    Приложение 1.

    План

    действий по решению проблемы преемственности

     начальной школы и среднего звена

    № п/п

    Задачи

    Мероприятия

    Сроки проведения

    Ответственный исполнитель

    1

    Определить учителей-предметников и классных руководителей, которые будут работать в 5-х классах

    Административный совет

    Педсовет

    Январь

    Администрация школы

    2

    Изучить предметную готовность  выпускников 4-х классов к обучению в средней школе

    Посещение уроков, внеурочных занятий, классных часов

    Третья четверть

    Заместители директора по УВР, ВВВР, учителя-предметники

    3

    Провести психологическую диагностику учащихся   4-х классов (мотивация, тревожность)

    Анкетирование

    Февраль

    Педагог-психолог

    4

    Организовать обмен опытом по проблеме «Система работы учителя начальных классов»

    Школьный семинар

    Февраль

    Методист, учителя начальных классов

    5

    Скоординировать объём домашней работы учащихся начальной школы, объём работы в тетрадях по русскому языку и математике

    Заседание школьных методических объединений

    Февраль

    Руководитель методического объединения учителей начальных классов

    6

    Проанализировать технику чтения учащихся 4-х классов

    Независимая проверка техники чтения

    Март

    Методист, учителя 5-х классов

    7

    Проанализировать результаты обучения учащихся 4-х классов за 3 четверть

    Заседание методического объединения

    Март

    Заместитель директора по УВР

    8

    Провести и проанализировать  результаты комплексных работ в 4-х классах

    Проведение комплексных работ

    Апрель

    Методист, учителя начальных классов

    9

    Провести родительское собрание в 4-х классах с приглашением будущих учителей 5-х классов

    Общее родительское собрание для 4-х классов

    Апрель – май

    Администрация, учителя

    10

    Передать документацию по классу

    Совещание классных руководителей

    Май-июнь

    Классные руководители 4-х классов и будущих 5-х классов

    11

    Провести совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу

    Совещание

    Август

    Администрация, учителя начальных классов и среднего звена, логопед, педагог-психолог, социальный педагог

    12

    Провести классно-обобщающий контроль в 5-х классах

    Посещение уроков, классных часов, психологическая диагностика, проверка документации, контрольные срезы

    Октябрь – ноябрь

    Администрация, педагог-психолог, социальный педагог, учителя начальной школы и 5-х классов

    13

    Подведение итогов классно-обобщающего контроля

    Малый педсовет

    Декабрь

    Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя начальной школы и 5-х классов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

    В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

    Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

    Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

    Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена

    Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...

    Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...

    "Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".

    Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе....

    "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы)....

    Преемственность начальной школы и среднего звена

    Проблемы адаптационного периода пятиклассников и пути их решения...