Обучение чтению на немецком языке во 2 классе
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Статья предназначена для учителей иностранного языка, работающих в начальных классах. Материал может стать полезным для начинающих педагогов при организации обучения чтению   на начальном этапе.

Статья включает упражнения, игры и занимательные задания для применения их на уроках немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obuchenie_chteniyu_na_nemetskom_yazyke_2_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению на немецком  языке

во 2 классе

Статья предназначена для учителей иностранного языка, работающих в начальных классах. Материал может стать полезным для начинающих педагогов при организации обучения чтению   на начальном этапе.

Статья включает упражнения, игры и занимательные задания для применения их на уроках немецкого языка.

Методические рекомендации «Обучение учащихся начальной школы чтению на немецком языке» составлены в помощь учителю. В связи с этим возрастает роль качественного уровня владения всеми видами речевой деятельности, и, в частности, чтением. В данной работе раскрыты цели и задачи обучения чтению на начальном этапе, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением и приведены разнообразные методы и приемы обучения чтению младших школьников. В данном пособии молодой коллега найдет практическое применение упражнениям, играм и занимательным заданиям, применение которых позволяет повысить у школьников мотивацию к изучению немецкого языка.При составлении рекомендаций были учтены требования Программы по немецкому языку для начальной школы авторов И. Л. Бим,  Н.Д. Гальсковой.

Определение начального этапа обучения чтению

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны научиться понимать иноязычную речь на слух, читать, выражать свои мысли устно и письменно. Чтобы заложить основы по каждому виду речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.

Структура чтения как вида речевой деятельности

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный (как прочитать и озвучить текст).

В содержательном плане результатом деятельности будет понимание прочитанного, в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с полным охватом содержания. Целью чтения, его результатом является понимание, которое характеризуется как количеством извлекаемой из текста информации, так и характером ее переработки.

Виды чтения различаются в зависимости от того, какая коммуникативная задача ставится перед чтецом. В зависимости от этого выделяются следующие виды чтения:

  • с общим охватом содержания;
  • с целью извлечения конкретной информации;
  • с целью детального понимания.

Чтение с общим охватом содержания требует от обучающихся понимания основной идеи, темы текста. Чтение с целью извлечения конкретной информации дается, как правило, при повторном обращении к тексту. Оно требует от обучающихся быстрой ориентации в тексте, поскольку они вынуждены пробегать глазами по тексту в поиске опор, помогающих найти нужную информацию. Чтение с целью детального понимания текста используется лишь в случаях, когда читаемый текст очень важен для обучающихся или если учитель осуществляет контроль чтения.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова: целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой  языка и приёмами извлечения информации. Результатом деятельности является  понимание или извлечение информации из прочитанного  с разной степенью точности и глубины.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором  пользоваться чтением как побудительным мотивом для организации общения. Использование чтения в качестве источника получения информации сдает необходимые условия для стимулирования интереса. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Чтение тесным образом связанно с другими видами речевой деятельности. Прежде всего оно связанно самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. Чтение связанно с аудированием. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятное  прогнозирование.

Чтение  связанно также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Рекомендации относительно составления текстов для чтения

1. На данном этапе изучения немецкого языка необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимумы, обеспечивая при этом посильность их усвоения, а также возможность отразить интересные для обучающихся этого возраста явления объективной действительности (например: животные – наши друзья, наши игры и игрушки, герои любимых сказок и т. п.). На мой взгляд, это позволит избежать включения в лексический минимум ненужных и малоупотребительных слов. Следовало бы использовать больше интернациональных слов. Их легко узнать и понять при чтении, а это способствует развитию догадки и закрепляет буквенно-звуковые соответствия.

2. Для активизации мыслительной деятельности при чтении и интереса к пониманию содержания нужны посильные проблемные задания: отгадывание; подстановка, выбор фактов из текста; анализ, вывод; определение последовательности действий (фактов), причины, следствия; оценка фактов, содержания; сравнение; согласие или несогласие с позицией автора и т. п.

3. Контролировать понимание прочитанного можно, используя:

 а) неречевые действия обучающихся (выбор картинки, совершение действия, показ сигнальной карточки, рисунка),

б) речевые действия на родном языке (частичный перевод),

 в) речевые действия на иностранном языке (выбрать из текста предложения, выражающие основную мысль автора, выписать несколько предложений, подтверждающих ту или иную мысль, возникшую при чтении, и т. п.).

Предлагаем комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников и концентрировать их внимание на содержании текстов.

Задания к текстам

Задания на отгадывание

Ratet mal! Was ist das? Es ist in dem Klassenraum. Es ist groβ. Es steht vorn . (der Lehrertisch)

Ich bin schwarz und rot und blau. Ich bin auf dem Tisch. Ich kann malen. (der Bleistift)

Задания на подстановку слов

Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами.

(На картинке изображен  мальчик)

Das ist ….  Er heiβt …  Er ist ….

После того, как ребята научатся описывать внешность, текст расширяется:

        

Sein Gesicht  ist…. Seine Augen sind … Seine Haare sind … Er hat …

  • Прочитайте текст. Заполните пропуски словами так, чтобы у вас получилось описание вашего класса:

Das ist ein Klassenraum. Der Klassenraum ist …(Gröβe). Die Tafel ist …(Farbe). Sie ist … (wo?). Die Tische sind nicht … (Farbe). Das ist einе Schultasche. Sie ist (Gröβe).

Задания, предполагающие выбор фактов из текста

Прочитайте предложения и выберите другу подарок:

        Das ist eine  Schultasche. Sie ist groβ. Sie ist schwarz. Aber sie ist nicht schon.

        Das ist eine Katze. Die Katze ist klein. Sie ist weiβ. Sie ist schon.

        Das ist ein Kugelschreiber.  Er ist rot und gelb. Er ist lang.

Прочитайте предложения и выберите те из них, содержание которых относится к вашему товарищу:

Ich habe einen Freund. Er heiBt Mischa. Er ist Schuler. Er ist nicht hoch. Seine Augen sind braun. Seine Nase ist lang. Er ist schon. Er ist klug. Er ist gut.

Ich habe eine Freundin. Sie heiβt Anna. Sie ist klein. Ihre Augen sind blau. Sie ist sehr schon. Sie ist Schulerin.

        Задания, требующие анализа, вывода

Прочитайте предложения и скажите, какие предметы вы подарите ребятам (о которых говорится в предложениях). (На доске помещены рисунки, на которых изображены роза, книга, мел, звезда):

Monika will Lehrerin sein.

Julia hat Blumen gern.

Mark liest gern.

Peter schmückt den Tannenbaum.

Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону. (На рисунках представлены предметы одежды).

Es ist Winter. Es ist sehr kalt. Der Wind weht stark. Das Madchen geht in die Schule.

Es ist Sommer. Es ist warm. Die Kinder gehen in den Wald.

Es ist der 8. Marz. Die Kinder gratulieren die Mutter zum Frauentag.

Прочитайте предложения, показывая каждый раз соответствующий рисунок. (На рисунках изображены два мальчика разного возраста и юноша)

Franz ist ein groβer Junge. Er lernt in der Schule.

Hans ist noch klein. Er ist  kein Schuler.

Paul ist schon groβ. Er ist Student.

Прочитайте предложения и сложите указанные вещи в портфель. (На столе разложены учебники, тетради и другие школьные принадлежности):

Das ist meine Schultasche. Ich habe dort drei Bücher. Ich habe auch vier Hefte. In meiner Schultasche sind auch ein Bleistift und ein Bild.

Задания, требующие определения причины и следствия

Прочитайте текст и ответьте по-русски на вопрос: Warum ist Annas Mutter jeden Tag müde?

Annas Mutter ist Ärztin und sie hat auch viel Hausarbeit. Sie macht den Frühstück, das Mittagessen und das Abendbrot. Sie bringt alle Zimmer in Ordnung. Sie macht Annas Kleidung sauber. Sie gieβt die Blumen. Am Abend ist sie sehr müde. Warum? Ist deine Mutter auch am Abend müde?

  • Прочитайте предложения в правой колонке и найдите объяснение во второй:

Tina ist oft müde.                                Er ist krank.

Max ist oft krank.                                Sie ist faul.

Nina ist heute froh.                                Sie arbeitet viel.

Tom fehlt heute.                                Sie hat heute Geburtstag.

Lene ist keine gute Freundin.                        Er hat Sport nicht gern.

Прочитайте предложения и заполните таблицу:

Название животного

Кличка

Величина

Цвет

Das ist meine Katze. Sie heiβt Murka. Sie ist klein. Murka ist grau.

Das ist Annas Hund. Er heiβt Rex. Rex ist groβ. Er ist schwarz.

Das ist Peters  Schildkröte. Sie heiβt Tortila. Sie ist nicht groβ. Sie ist braun.

Прочитайте текст, выпишите из него все объекты и их характеристики. Нарисуйте героя этого рассказа.

Guten Tag, Herr Becker!

Ich will Ihnen sagen, dass unsere Katze blaue Augen, graues Fell, grüne Pfoten und einen roten Schwanz hat!

Объект

Описание

Die Katze

Augen

blau

Прочитайте текст, выпишите из него все объекты и их характеристики. Проиллюстрируйте содержание этого рассказа.

Mein Kater Peter

Ich sitze am Tisch und male bunte Bilder. Da springt mein Kater Peter auf dem Tisch und fragt mich: “Miau! Was machst du denn da?”

“Ich male ein Hauschen!”

“Miau! Fur wen?”

“Fur dich!”

“Oh, wie schon! Male dann bitte auch – einen Tisch! Und male bitte eine Tasse Milch auf dem Tisch! Und ein Kilo Wurst!”

Ich male das alles schnell. Nun will Peter noch einen Garten vor dem Haus haben. Und im Garten Blumen.

“Das kann ich machen.”, sage ich. Und male das alles.

“Und nun male bitte einen Vogel!”, sagt Peter. “Nein, male bitte viele Vogel!”

“Vogel? Wozu denn?”

“ Ich will sie alle fangen und fressen!”

Oh, da bin ich aber bose. Ich male einen groβen Hund. Mein Kater sieht den Hund und springt schnell vom Tisch hinab. Den ganzen Tag ist er traurig und will mit mir nicht spielen.  

Объект

Описание

Ein Häuschen    

 

Eine Tasse Milch

 Auf dem Tisch

        Тексты-шутки:

  • Anna, was machst du?
  • Ich schreibe einen Brief fur Nina.
  • Aber du kannst nicht schreiben!
  • Und Nina kann nicht lesen!

Задания, требующие оценки фактов, изложенных в тексте

Прочитайте текст и скажите, согласны вы ли с тем, что говорится в нем о коте Базилио:

Basilio ist ein Kater. Er ist schwarz. Er hat groβe grune Augen. Er ist schon. Du hast Basilio gern. Er ist ein guter Freund.

Прочитайте текст и скажите, нравятся ли вам герои этих сказок:

Das ist Buratino. Er hat einen Vater. Er hat viele Freunde. Er ist immer lustig. Er hilft immer seinen Freunden.

Das ist Winnie-der-Pooch. Er ist klein und lustig. Er hat Lieder gern. Er hat viele Freunde.

        Тексты-инструкции

Если вы внимательно прочитаете текст, то сможете найти предмет, спрятанный учителем.

Der Lehrer hat einen Kugelschreiber.  Er ist blau. Geh  zu dem Tisch. Nimm das Buch.  Der Kugelschreiber ist unter dem Buch.

Das ist ein Ball. Er ist grün. Geh zu dem Tisch. Nimm den Kasten. Der Ball ist in  dem Kasten.

Wo ist unser Bild? Geh zu der Tür, mache die Tür auf. Das Bild ist auf dem Fuβboden.

Задания, требующие сравнения

Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник (Предлагается рисунок, на котором Незнайка изображен высоким с красной шляпой на голове)

Das ist Neznaika. Er ist nicht hoch. Er hat  eine blaue Mutze auf dem Kopf.

Прочитайте текст и скажите, что в нем не соответствует тому, что изображено на рисунке (на рисунке: семья за столом обедает):

Es ist 8 Uhr. Anna und ihre Groβmutter haben Frühstück. Sie trinken Milch. Annas Katze sitzt auf dem Tisch. Sie iBt auch. Sie trinkt Milch nicht. Sie hat Milch nicht gern.

Прочитайте текст и скажите, все ли в вашем распорядке дня совпадает с тем, что делает Том.

Jeden Sonntag steht Tom um 10 Uhr auf. Er iBt zwei Eier, trinkt Tee und geht zu seinem Freund. Sie sehen fern und spielen Schach. Dann gehen sie spazieren. Tom kommt um 9 Uhr zuruck.

Список использованной литературы

  1. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. // Иностранные языки в школе.2015.  – №4. - С. 19-14.
  2. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов [Текст] /  Л.А. Корнилова; отв. ред. В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
  3. http://gutenberg.spiegel.de/
  4. http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/
  5. http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/uebungen_b1/b1_kap1_artikel.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения чтению в 1 классе.

Тема урока: "Упражнение в чтении". Программа "2100"....

Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе "Твёрдый согланый звук [ж], буквы Ж, ж"

Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе по теме: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж" на основе системно-деятельностного подхода....

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Литературное чтение (обучение чтению) в 1 классе. "Фестиваль сказок".

Сценарий урока литературного чтения (обучение чтению)  "Фестиваль сказок" в 1 классе составлен по программе развивающего обучения Л.В.Занкова.Цель урока: формировать понятие о различии слова и пр...

Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе

Урок по литературному чтению (обучение чтению) в 1 классе. Программа общего развития Л.В. Занкова. Тема урока "Слог деление слов на слоги",1 четверть...

Урок литературного чтения(обучение чтению) в 1 классе УМК "Школа России"

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России" по теме "Согласные звуки (л),  (л*). Буквы Л,л....

Рабочая программа по литературному чтению (обучение чтению) для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению (обучение чтению) для 1 класса (ФГОС)...