Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе "Твёрдый согланый звук [ж], буквы Ж, ж"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мирошникова Лариса Алексеевна

Урок литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе по теме: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж" на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_zh_zh.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучение чтению)

1 класс

Тема: Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Цель: Знакомство с звуком [ж], буквами Ж,ж.

Задачи:

  •  дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
  • способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.          

Планируемые результаты:

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква»,  «звук»; формируется умение читать,  осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности  в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии  в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и  незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя.

 Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Самоопреде-ление к учебной деятельности (мотивация)

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

 – работать дружно и активно;          

 – уметь слушать друг друга;

 – уважать друг друга;

 – внимательно относиться друг к другу;

 – выслушивать ответы ребят

 – работать успешно

Проверка готовности к уроку.

Самоопределение к деятельности – (Л).

 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

-Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?

-Что о ней вы можете рассказать?

-Чем отличается от других согласных звуков?

На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?

Где вы отрабатывали знакомство с новой буквой?

-Почему проснулась Тишина?

- О чём спросила Тишина у Машины?

- Что ответила машина?

А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Этот цветок непростой, он поможет попасть из холодного декабря в самое тёплое время года.

А кто это на цветке?

-Как жужжит жук?

- Ребята вы любите разгадывать загадки? А жук очень любит их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку

 Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это        
                                             (Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко      (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

-Назовите изображенные на картинках предметы. Что заметили?

Ш

[ш] – согласный, глухой, твёрдый

Не имеет парного мягкого, 1 этаж, глухой.

Дома читая текст

Выборочное чтение

-жук

(На картинках изображены: жираф, жук, желудь. В каждом слове есть звук [ж])

Мыслительные операции (анализ,  сравнение) – (П).

Осознанные и произвольные речевые  высказывания – (П).

Волевая саморегуляция  в затруднении – (Р).

3.Постановска учебной задачи.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какую учебную задачу надо решить сегодня на уроке?        

По какому плану даем характеристику звуку:

-дать характеристику звуку

-познакомиться с буквой

гласный – согласный

согласный: звонкий – глухой

согласный: твердый - мягкий

Самоопределение – (Л).

Мыслительные операции – (П).

Самостоятельное выделение и формирование цели – (П);

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

4.1. Характеристика звука [ж].

Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]  (артикуляция)

- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

- Какой это звук? (согласный)

- Что ещё нужно знать про звук?

- Как произносится звук? (звонко)

Работа в парах

Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – (К).

Аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-(К).  

4.2. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

1. Составление схемы.

-наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть.

- О какой игре идёт речь?

 Жмурятся глазки

У кошки, у Мурки:

Выходите, мышки

Поиграем в жмурки!

-откройте тетради для печатанья. Жук просит составить схему слова «жмурки»

Один на доске (проверяют все)

Умение высказывать своё предположение, строить план действий – (Р)

Использование знаково- символических средств (схем) – (П)

Физминутка

(для глаз)

Что мы обычно делаем, проводя такую физминутку?

Работа с офтальмологичес-ким тренажёром.

Осуществление пошагового контроля своих действий, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий – (Р)

4.3. Конструиро-вание буквы

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

А теперь хотите ли сами своими руками изготовить букву ж?

Эта буква родится у вас прямо в руках.

(на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква к)

Вырезаем букву к, разворачиваем и она превращается в букву Ж

Принятие учебной задачи,  выбор действия в соответствии с поставленной задачей – (Р)

1.Слоговое чтение со звуком [ж].

жа    жо    жи     жу    же         

- Что заметили при чтении?

Каких гласных вы не увидели после Ж? (звук [ж] всегда твёрдый, не имеет парного мягкого)

-А зачем нам с вами эти знания нужны? Где мы их с вами будем применять?

Звук [ж] произносится всегда твёрдо.

Выдвижение гипотезы и обосновывание — (П)

 

Физминутка

Гуси серые летели,

На полянку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществление пошагового контроля своих действий, ориентация на показ движений учителя, а затем самостоятельное оценивание правильности выполнения действий - Р

4.4. Работа по сюжетной картинке с.25

– Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.

– Выполните задания к нему

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Пересказывают

Формулирование ответов на вопросы учителя; составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме – (П).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации – (К)

5. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)

– Прочитайте рассказ.

– Найдите слова со слогами жи и ши.

– Что вы можете сказать о правописании этих слогов?

– Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей

Читают рассказ.

– Лужи, закружились, пушистые, снежинки.

– Слышим звук [ы],
а пишем букву
и.

Составляют рассказ

Понимание смысла прочитанного текста, составляют рассказ по сюжетной картинке – (П)

Аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-(К).  

6. Рефлексия

- Какие умения приобрели на уроке?

- А над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов-светофоров.

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Рефлексия способов и условий действий – (П)

Контроль и оценка способов своей деятельности – (Р)

Самооценка на основе  критерия успешности- (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Литературное чтение (обучение чтению): звуки [ х ] [ х \' ], буквы Х, х

На уроке применяются различные технологии, учащиеся самостоятельно определяют тему и цели урока....

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Буквы З, з и звуки[ з], [ з’].»

Задачи урока:познакомить с буквой З, з; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;познакомить с понятием «дружба»;развивать ф...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению) Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению)Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»...