Рабочая программа к учебнику Афанасьевой "Rainbow English"
рабочая программа по иностранному языку (4 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Афанасьевой "Rainbow English"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_ktp_2017-2018.docx | 34.8 КБ |
4_klass_poyasnit._zapiska_2017-2018.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
УМК Афанасьева О.В.“RainbowEnglish” 4 класс, 2 ч/нед, 68 ур./34 нед.
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Дата проведения | ||||||||||
План | Факт | |||||||||||||
Раздел 1.Джон Баркер и его семья (8ч.) | ||||||||||||||
1 | Моя семья. Повторение настоящего неопределенного времени. | Сообщение информации о себе и своей семье. Повторение настоящего неопределенного времени. | 1 | |||||||||||
2 | Специальные вопросы в настоящем неопределенном времени. Повторение порядка слов. | Запрос информации о семье друга. Построение специальных вопросов в настоящем неопределенном времени. | 1 | |||||||||||
3 | Значение слова what в позиции перед существительным. Повторение вопросительных слов. | Значение слова what в позиции перед существительным. Семантические различия между наречиями неопределенного времени | 1 | |||||||||||
4 | Повторение имен существительных. Притяжательный падеж существительных в единственном числе. | Притяжательный падеж существительных в единственном числе. Произношение окончания -s в притяжательном падеже | 1 | |||||||||||
5 | Повторение множественного числа существительных. Притяжательный падеж существительных во множественном числе. | Притяжательный падеж существительных во множественном числе. Притяжательный падеж существительных, имеющих нерегулярную форму множественного числа | 1 | |||||||||||
6 | Развитие навыков аудирования и говорения. | Сообщение и диалог-расспрос о семье. Текст для аудирования. | 1 | |||||||||||
7 | Контроль чтения. | Систематизация знаний по пройденному разделу. | 1 | |||||||||||
8 | Работа над ошибками. Проект «Мое семейное дерево» | Анализ контрольной работы. Подготовка сообщения о своей семье. | 1 | |||||||||||
Раздел 2. Мой день (8 часов) | ||||||||||||||
9 | Распорядок дня. Повторение настоящего неопределенного времени. | Сообщение о распорядке дня. Текст для аудирования о том, как проводят свой выходной день мистер и миссис Дэвис. | 1 | |||||||||||
10 | Настоящее продолженное время в утвердительных предложениях. | Настоящее продолженное время в утвердительных предложениях. Различие настоящего неопределенного и настоящего продолженного грамматических времен | 1 | |||||||||||
11 | Сравнение настоящего неопределенного и продолженного времен. | Описание повседневных действий и действий, происходящих в настоящий момент | 1 | |||||||||||
12 | Отрицательные предложения в настоящем продолженном времени | Отрицательные предложения в настоящем продолженном времени Краткие и полные формы глаголов в данном времени | 1 | |||||||||||
13 | Общие и специальные вопросы в настоящем продолженном времени и ответы на них | Общие и специальные вопросы в настоящем продолженном времени и ответы на них. Запрос информации о том, что происходит в данный момент. | 1 | |||||||||||
14 | Урок повторения и систематизации знаний. | РифмовкаWhat Are They Doing? Тексты для чтения: а) о том, как проводит день Сэлли Баркер; б) рассказ Джона Баркера о себе | 1 | |||||||||||
15 | Лексико-грамматический тест | Проверка и систематизация знаний по пройденному разделу. | 1 | |||||||||||
16 | Работа над ошибками. Проект «Мой день» | Создание расписания своего рабочего дня. Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
Раздел 3. Дом (7 часов) | ||||||||||||||
17 | Система личных местоимений в объектном падеже. Описание дома | Система личных местоимений в объектном падеже Сопоставление английского слова garden и его русского аналога. | 1 | |||||||||||
18 | Описание местоположения предметов и людей в пространстве | Предлоги места. | 1 | |||||||||||
19 | Описание жилых помещений | Сопоставление личных и притяжательных местоимений. Английское слово cupboard и его русские аналоги | 1 | |||||||||||
20 | Вопросительное словосочетание Как много? | Сопоставление употребления many и a lot Вопросительное словосочетание How many? Запрос информации о количестве предметов | 1 | |||||||||||
21 | Использование английского предлога in | Использование английского предлога in и русского предлога «на» в аналогичных словосочетаниях | 1 | |||||||||||
22 | Контроль аудирования | Текст для аудирования описание спален Грега и Элис. | 1 | |||||||||||
23 | Работа над ошибками. Проект «Моя комната» | Подготовка сообщения о своей комнате. Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
Раздел 4. Идем в школу(7 часов) | ||||||||||||||
24 | Описание классной комнаты | Лексика школьного обихода. | 1 | |||||||||||
25 | Конструкция there is/are в утвердительных предложениях. | Конструкция there is/are в утвердительных предложениях. Английские числительные от 20 до 100 | 1 | |||||||||||
26 | Отрицательные предложения с конструкцией there is/are | Вариативные способы обозначения времени суток. Отрицательные предложения с конструкцией there is/are. Вариативность выражения отрицательной семантики (no = not any) | 1 | |||||||||||
27 | Вопросы с конструкцией there is/are и ответы на них. | Общие вопросы с конструкцией thereis/are и ответы на них. 2. Специальные вопросы с конструкцией there is/are | 1 | |||||||||||
28 | Урок повторения и систематизации знаний. | Зависимость форм глагола to be от числа, следующего за конструкцией there is/are существительного. Антонимические пары в английском языке | 1 | |||||||||||
29 | Лексико-грамматический тест | Проверка и систематизация знаний по пройденному разделу. | 1 | |||||||||||
30 | Проект «Классная комната моей мечты». Работа над ошибками | Описание выдуманной классной комнаты с использованием пройденного лексико-грамматического материала. Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
Раздел 5. Любимая еда (10 часов) | ||||||||||||||
31 | Словосочетание как один из способов словообразования. | Способы попросить о чем-либо вежливо. Обсуждение правил поведения в школе. | 1 | |||||||||||
32 | Конверсия в английском языке | Конверсия как продуктивный словообразовательный процесс. Сообщение о любимой еде и напитках | 1 | |||||||||||
33 | Безличные предложения | Безличные предложения. Характеризация различных ситуаций | 1 | |||||||||||
34 | Оборот Would you like… и ответы на него. | Оборот Would you like… и ответы на него.. | 1 | |||||||||||
35 | Степени сравнения кратких прилагательных. | Степени сравнения прилагательных с помощью -er и –est. Специфика орфографии в прилагательных на y при их использовании в степенях сравнения | 1 | |||||||||||
36 | Специфика наименования трапез в англоязычных странах и их описание. | Сопоставление английских единиц potato/potatoes и их русских аналогов. Специфика наименования трапез в англоязычных странах. Описаниетрапезы | 1 | |||||||||||
37 | Урок повторения и систематизации знаний. | Текст для аудирования: короткие диалоги, связанные с едой и напитками. Заказ еды и напитков в кафе. | 1 | |||||||||||
38 | Контроль письма: продукты питания. | Лексический диктант | 1 | |||||||||||
39 | Работа над ошибками. | Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
40 | Проект «Мое любимое блюдо» | Описание любимого блюда: ингредиентов, способа приготовления. | 1 | |||||||||||
41 | Резервный урок | |||||||||||||
42 | Резервный урок | |||||||||||||
Раздел 6. Погода (8 часов) | ||||||||||||||
43 | Орфографические изменения кратких прилагательных. | Удвоение согласных в прилагательных при их изменении по степеням сравнения. | 1 | |||||||||||
44 | Формы глагола «Быть» в прошедшем простом времени. | Формы глагола to be в прошедшем простом времени | 1 | |||||||||||
45 | Отрицательные предложения с глаголом tobe в прошедшем времени | Отрицательные предложения с глаголом to be в прошедшем времени Степени сравнения прилагательных good и bad | 1 | |||||||||||
46 | Степени сравнения многосложных прилагательных | Особенности образования степеней сравнения многосложных прилагательных | 1 | |||||||||||
47 | Безличные предложения в прошедшем времени | Безличные предложения в прошедшем времени | 1 | |||||||||||
48 | Общие вопросы с глаголом to be в прошедшем времени и ответы на них | Текст для аудирования: рассказ о погоде в разных городах. Текст для чтения Last Sunday. Запрос и предоставление информации о погоде. | 1 | |||||||||||
49 | Описание погоды в различные времена года | Сопоставление конструкции I like / I would like | 1 | |||||||||||
50 | Урок повторения и систематизации знаний. | Описание погоды в различных географических точках | 1 | |||||||||||
51 | Лексико-грамматический тест | Проверка и систематизация знаний по пройденному разделу. | 1 | |||||||||||
52 | Работа над ошибками | Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
53 | Проект «Мое любимое время года». | Описание времени года с использование пройденного лексико-грамматического материала. | 1 | |||||||||||
54 | Резервный урок | |||||||||||||
55 | Резервный урок | |||||||||||||
Раздел 7. Отдых (7 часов) | ||||||||||||||
56 | Правильные глаголы в прошедшем времени. | Правильные глаголы в прошедшем времени. Произношение окончания –ed Описание событий прошлого | 1 | |||||||||||
57 | Общие вопросы и ответы в прошедшем времени. | Общие вопросы в прошедшем времени и ответы на них. | 1 | |||||||||||
58 | Отрицательные предложения в прошедшем времени. | Отрицательные предложения в прошедшем времени. Краткая форма от did not — didn’t | 1 | |||||||||||
59 | Специальные вопросы в прошедшем времени. | Специальные вопросы в прошедшем времени. Инфинитив | 1 | |||||||||||
60 | Будущее неопределенное время. | Будущее неопределенное время. Утвердительные предложения. | 1 | |||||||||||
61 | Будущее неопределенное время: отрицательные предложения. | Сокращенные формы ‘ll, won’t. | 1 | |||||||||||
62 | Общие и специальные вопросы в будущем времени и ответы на них. Лексико- грамматический тест. | Общие и специальные вопросы в будущем времени и ответы на них | 1 | |||||||||||
63 | Работа над ошибками. Оборот to be going to в разных типах предложений | Оборот to be going to в разных типах предложений. Составление планов на будущее | 1 | |||||||||||
64 | Урок повторения и систематизации знаний. | Систематизации знаний по пройденному лексико-грамматическому материалу. | 1 | |||||||||||
65 | Контроль говорения. | Описание планов на ближайшее будущее с использованием изученного лексико-грамматического материала. | 1 | |||||||||||
66 | Работа над ошибками. | Анализ контрольной работы. | 1 | |||||||||||
67 | Проект «Мои выходные» | Описание действий в выходные (каникулы). | 1 | |||||||||||
68 | Обобщение изученного материала | 1 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по английскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Г. Апалькова; ориентирована на использование учебника «Английский с удовольствием» М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева — Обнинск: Титул», 4 класс.
Программа рассчитана на изучение английского языка на базовом уровне.
Планируемые результаты освоения предмета
«Английский язык»
В результате освоения учебного предмета «Английский язык» в 4 классе программа позволит добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поли культурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность. Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:
• сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) фор мах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
• будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
• сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник научится:
• участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге расспросе, диалоге побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
• составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
• рассказывать о себе, своей семье, друге.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; • составлять краткую характеристику персонажа;
• кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
• понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
• воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
• соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
• читать вслух небольшой текст, построенный на изучен ном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
• читать про себя и находить необходимую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
• не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой на образец);
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
Выпускник получит возможность научиться:
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
• заполнять простую анкету;
• правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник научится:
• воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
• пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
• списывать текст;
• восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
• отличать буквы от знаков транскрипции.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
• группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
• уточнять написание слова по словарю;
• использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный язык и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
• соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
• различать коммуникативные типы предложений по интонации;
• корректно произносить предложения с точки зрения их ритмик интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
• соблюдать интонацию перечисления;
• соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
• читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
• употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
• восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать простые словообразовательные элементы;
• опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
• распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределён ным/нулевым артиклем, существительные в единственном и множественном числе; глагол связку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but;
• использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting),предложения с конструкцией there is/there are;
• оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? — No, there isn’t any);
• оперировать в речи наречиями времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиями степе ни (much, little, very);
• распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
Социокультурная осведомлённость
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
– знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
– сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
– употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
– представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
– умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
– умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
– использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
– прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
– использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– семантизировать слова на основе языковой догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться словарём;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Содержание учебного предмета «Английский язык»
Тема «Джон Баркер и его семья» - 8 часов
Настоящее неопределенное время; специальные вопросы, порядок слов; имя существительное, притяжательный падеж существительных; множественное число существительных; контроль чтения.
Тема «Мой день» - 8 часов
Распорядок дня, настоящее неопределенное время, отрицательные предложения; общие и специальные вопросы в настоящем и продолженном времени; лексико-грамматический тест.
Тема « Дом» - 7 часов
Личные местоимения в объектном падеже, предлоги места, предлог in; контроль аудирования.
Тема «Идем в школу!» - 7 часов
Описание классной комнаты, числительные 20-100, конструкция there is/ are в вопросительных и отрицательных предложениях; лексико-грамматический тест.
Тема «Любимая еда» - 10 часов
Словосочетания, конверсия, безличные предложения, степени сравнения прилагательных; контроль письма.
Тема «Погода» - 8 часов
Глагол «быть» в прошедшем времени, степени сравнения многосложных прилагательных, безличные предложения в прошедшем времени; общие вопросы с глаголом «быть» в прошедшем времени; описание погоды; лексико-грамматический тест.
Тема «Отдых» - 7 часов
Правильные глаголы в прошедшем времени, общие вопросы и ответы в прошедшем времени, отрицательные предложения в прошедшем времени, специальные вопросы в прошедшем времени, будущее неопределенное время, вопросы и отрицательные предложения в будущем неопределенном времени, контроль говорения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебнику Enjoy English Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. для 2 класса по ФГОС
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Началь...
Рабочая программа к УМК "Happy English.ru" 3 класс
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС, основана на авторской программе К.И. Кауфман...
Рабочая программа к учебнику Raindow English 2 класс Авторы Михеева Афанасьева
рабочая программа 2 класс по учебнику Raindow English Авторы Михеева Афанасьева...
Рабочая программа к учебнику Rainbow English 2-4 классы
Календарно-тематическое планирование к учебнику Rainbow English для начальной ступени (2-4 классы)...
Рабочие программы к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English", 2-4 классы.
Рабочие программы к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English" для 2-4 классов сопровождаются тематическим планированием....
Рабочая программа по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для учащихся 3 класса.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для учащихся 3 класса....
Рабочая программа по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для учащихся 4 класса.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для учащихся 4 класса....