ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА
статья по иностранному языку (1, 2, 3 класс)

Балалайкина Анастасия Александровна

В статье рассматриваются проблемы, с которым чаще всего сталкивается преподаватель начальной школы при обучении воспитанников английскому языку, приводятся возможные пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_balalaykina.a.a._vasileva_d.v.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

Автор: Балалайкина А.А

Соавтор: Васильева Д.В.

Организация: Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, с которым чаще всего сталкивается преподаватель начальной школы при обучении воспитанников английскому языку, приводятся возможные пути их решения.

Ключевые слова: Английский язык, преподавание, начальная школа, школьники, обучение.

Английский язык выступает одним из наиболее актуальных и востребованных предметов, преподаваемых в рамках  школьной программы.

Актуальность изучения английского языка в школе обусловлена потребностями современного мира. В настоящее время этот язык является  международным, он используется как язык для межличностного общения и документальный язык. Английский является официальным (государственным) языком в 53 странах мира. Как минимум 1/3 часть населения земного шара разговаривает на этом языке [2].

Исходя из вышесказанного, английский язык стал обязательным предметов при обучении не только в вузах, старшей школы и средней школы. Он входит в ступень начального образования, а в некоторых дошкольных учреждениях его изучение начинаются уже с четырехлетнего возраста.

Изучение английского языка школьниками начального звена представляет собой сложный процесс формирования в коре их головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и взаимодействовать с уже имеющейся системой родного языка. Увязывание двух языковых систем - достаточно сложный для младшего школьника процесс, поэтому преподаватели английского языка сталкиваются с рядом трудностей [1].

Ситуацию усугубляют некачественные учебные пособия, которые, с одной стороны, ориентированы  на одни и те же темы, а с другой – чрезмерно перегружены грамматикой, которая не объясняется на нужном уровне. К тому же, большинство современных пособий для обучения английскому языку в начальной школе перегружены совершенно ненужной для детей лексикой; задания, представленные в них, слишком сложны для младших школьников;  тексты написаны на далеком от современного, адаптированного для детей языке. Кроме этого, в процессе изучения английского языка в начальной школе воспитанники сталкиваются со следующими трудностями [1]:

        - отсутствие действенных и актуальных мотивов овладения иностранным языком. С раннего детства у ребенка нет особой потребности в изучения английской речи. Ребенок владеет родным языком, с помощью которого он вполне может решать все проблемы межличностного общения, основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы. Иными словами, ученик начальной школы не видит смысла в изучении языка, ссылаясь на то, что он ему пока не требуется его использовать;

- личностные психологические барьеры, которые возникают у некоторых школьников в процессе овладения новым языком. Ряд учеников демонстрируют неуверенность в том, что они смогут нормально разговаривать на английском языке, они демонстрируют стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи; боятся, что за допущенными ошибками последуют негативные оценки преподавателя. Возникновению данных барьеров в процессе изучения английского языка может способствовать частые неудачи, завершающиеся нестимулирующими, неподбадривающими оценками и отношением учителя;

- отсутствие систематических занятий и реального общения с носителями английского языка. Если язык не используется в повседневном общении, навык быстро теряется, слова забываются, интонации стираются из памяти.

Для того, чтобы решить описание выше проблемы можно предложить следующие варианты развития событий.

Первый пунктом должно стать максимальное упрощение, методики, системы и процессы обучения английскому языку в начальной школе. Иными словами, материал должен преподноситься доходчиво, доступно и понятно для каждого воспитанника.

Грамматические основы  английского языка должны разъясняться с позиции простоты и наглядности, и в то же время вызывать естественный интерес к учёбе у самих воспитанников начальной школы. Очевидно, что такой интерес может быть вызван максимальным упрощением и доходчивостью преподавания, позволяющими ученикам планомерно и наиболее полно усваивать материал.

Второй пункт, который необходимо реализовать для решения проблемы преподавания английского языка в младшей школе, - повышение мотивации обучающихся в изучении иностранного языка при помощи различных форм и методов обучения.

Формы обучения английскому языку на ступени начальной школы должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие его коммуникативных навыков, умения выразить себя. Важно добиться определенного уровня владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств использовать их ситуативно  и осмысленно. 

Формы занятий могут быть следующими [2]:

- ежедневные занятия длительностью 15–25 минут, сопровождаемые речью на иностранном языке;

- занятия два раза в неделю длительностью 25 – 45 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, находящихся в тематической взаимосвязи с уроком английского;

- специальные занятия. Это уроки-сказки и просмотр видеофрагментов – как дополнение к основным занятиям;

- встречи с непосредственными носителями английского языка;

- тематические утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение;

- занятия – беседы в классе;

- занятия иностранным языком на природе.

Третий пункт – преодоление психологических барьеров при изучении английского языка. Это – одна из самых распространенных проблем в практике преподавания иностранного языка. Ученик знает достаточно, однако выказаться не решается. Попадая в языковую ситуацию, он теряется, не знает с чего начать, боится, что скажет все не так и в конечном итоге предпочитает молчать. Очень важную роль в решении этой проблемы играет атмосфера занятия. Причина проста - мозг человека устроен так, что знания, полученные им в состоянии стресса, быстро стираются. Поэтому главная задача преподавателя - постараться смягчить стрессовую ситуацию. Следить за каждым словом ученика, жестко исправлять каждую ошибку, объяснять, как можно говорить и как нельзя на протяжении всего урока очень опасно. В сознании школьника может прочно закрепиться мысль о том, что без ошибок он говорить вообще не может, а с ошибками это делать стыдно. Основная задача преподавателя - помочь ученику научить выражать свою мысль чужим языком, не боясь ошибиться.

Четвёртый пункт - формирование коммуникативной компетенции. Это - основная и ведущая целью обучения языку. Учить английский язык надо так, чтобы само обучение стало практикой. С данной позиции иностранный язык должен быть не просто предметом изучения, а инструментом. Преподавателю необходимо донести до воспитанников, что язык не надо учить, им надо пользоваться, т.е. надо быть «юзером» английского языка.

Пятый пункт - регулярность занятий. Целесообразно увеличить   в базисном учебном плане объем времени,  отводимого  на  изучение  иностранного  языка. Школьники лишены возможности реального общения, поэтому изучать английский язык надо каждый день. Чтобы овладеть английским языком на достаточно хорошем уроне, необходимо практиковаться как минимум 1 час в день. Также при изучении английского языка необходимо создать для школьника условия, близкие к реальному общению. Это могут быть различного рода кружки, дебаты, английские клубы и т.д.

Обучение детей младшего школьного возраста в целом и английскому языку – в частности, имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу важно понимать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого.

При обучении младших школьников английскому языку рекомендуется испоьзовать приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие их умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.

В связи с этим, педагогу рекомендуется уделить повышенное внимание методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять их в новых условиях.

В заключение необходимо отметить, что раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Знание какого-либо языка, кроме своего родного, является показателем успешности и образованности человека. Повзрослев, такие развитые дети имеют более высокие шансы поступить в престижный вуз, получить интересную и высокооплачиваемую работу, нежели их сверстники, не знающие дополнительных языков. 

В любом случае, главная задача учителя начальной школы — завлечь, заинтересовать детей к изучению английского языка. Педагогу необходимо показать что это интересно, познавательно и главное, актуально. Учитель должен с детства вкладывать в головы воспитанников мысль о том, что  что грамотность, широкий кругозор, образованность и всестороннее развитие очень важны для человека.

Литература

  1. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку /А.В. Конышева, Москва, 2011. - 304 c.
  2. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба, Москва, 2013. - 160 c.
  3. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А. Н. Щукин, Москва, 2014. - 480 с.