«Игровые технологии в преподавании английского языка»
статья по иностранному языку

Данная статья на тему: «Применение игровых технологий в изучении английского языка» предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей английского языка в начальной школе, которые занимаются с детьми, делающими первые шаги в изучении английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrenova_eyu_igrovye_tehnologii.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Лавренова Е.Ю., учитель английского языка

                                                 ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района

                                                     Санкт-Петербурга

                         «Игровые технологии в преподавании английского языка»

Данная статья на тему: «Применение игровых технологий в изучении английского языка» предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей английского языка в начальной школе, которые занимаются с детьми, делающими первые шаги в изучении английского языка.

Для того, чтобы привить детям интерес к изучению английского языка, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Главная задача педагога сделать процесс обучения занимательным, делать занятия разнообразными и непохожими друг на друга, на каждом вводить что-то новое, создавать у детей рабочее настроение, облегчать преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Игровая деятельность применима, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности. В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Данная статья содержит лексические, орфографические, грамматические и фонетические игры, которые позволяют детям в лёгкой, игровой форме запомнить новые слова или повторить уже изученные, отработать технику чтения, развить логику, внимание, воображение и другие универсальные учебные действия.

Целью применения игровых форм обучения на уроках является развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Способствовать прочному усвоению обучающимися учебного материала.
  • Развивать у обучающихся творческое мышление.
  • Способствовать практическому применению навыков и умений, полученных на занятии.
  • Воспитывать интерес к иностранному языку.

Использование игровых приёмов помогает вызвать у детей желание общаться на иностранном языке, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

В настоящее время существует множество педагогических технологий. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии. Понятие «игровая технология» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из резервов, бесспорно, можно считать игру. Исследователь игры Б.Д. Эльконин, называя игру «арифметикой социальных отношений», трактует ее как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

На первом этапе обучения основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, орфографические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся младшего школьного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры – соревнования. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетентности, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами-клише, используемыми в различных ситуациях общения. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

Большинство игр, используемых на занятиях, представлены в виде командных (группа делится на 2 команды), но при желании педагог может применить их и для фронтальной работы, задав соответствующую установку.

При командном варианте игры более сильные в языковом отношении дети имеют возможность помочь более слабым членам команды, при этом дух соревнования позволит уложиться в минимальный отрезок времени. Учитель сам выбирает как саму игру, так и форму ее реализации на уроке.

Применение игровых технологий в изучении английского языка.

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ИГР.

Методическая типология игр для изучения английского разнообразна так же, как и их предназначение. Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время нет ни одной однозначной классификации, а все существующие очень условны. Рассмотрим одну из классификаций, которой я отдаю предпочтение.

В книге «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин выделяет две категории таких игр:

•Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков на начальном этапе обучения.

•Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений, позволяют проявить самостоятельность.

Фонетические игры, предназначаются развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости.

Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения.

Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.

Орфографические игровые задания ставят целью сначала освоение написания букв, далее - правописания лексического материала. При этом орфографические игры способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.

К творческим играм относятся:

- ролевые игры;

- сюжетно-ролевые игры.

Игры данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять с детьми среднего и старшего школьного возраста, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

На начальном этапе обучении иностранному языку очень большое внимание уделяется правильному произношению звуков. Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры используются регулярно, в дальнейшем, фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

«Поиск звуков».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши.Звуки отрабатываются с детьми до начала игры).

«Кто быстрее?».

Цель: формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух

Ход игры: ученикам раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку. Как только преподаватель произносит то или иное слово, каждый ученик должен, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

«Долгий или краткий звук».

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

«Какое слово звучит?»

Цель: формирование навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий.

Ход игры: учащимся предлагается набор из 10-15 слов. Преподаватель начинает произносить с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Учащиеся должны сделать следующее:

Вариант 1. Расположить карточки в порядке, произнесенном преподавателем.

Вариант 2. Выбрать только те слова, которые были произнесены преподавателем.

Вариант 3. Отложить и произнести слова, которые учитель не произнес.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения

«Изобрази действие».

Цель: автоматизация употребления глаголов устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

«Nonsense». «Чепуха»

Цель: тренировка The Present Simple Tense.

Ход игры: Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности. Например, «We wear school uniforms when we go to the theatre». Ученикипоправляютфразы, которыенеправильнысихточкизрения: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre».

«Don`t say No nor Yes». «Ни да ни нет не говорить».

Ход игры: Дети делятся на две команды, каждая должна придумать общие вопросы (время глагола любое) и выбрать игрока, который будет представлять интересы своей команды. Задача игрока – не отвечать односложно «Да» или «Нет». За правильно построенный вопрос и ответ команды получают баллы.

«Это мое местоимение».

Ход игры: К доске выходит ученик с учебной карточкой «I». К нему встают учащиеся с учебными карточками «DO», «DON'T», «V». Итак, поочередно к доске выходят все учащиеся с учебными карточками – местоимениями и соответственно все учащиеся с учебными карточками глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением.

«Составь схему предложения».

Для определения структуры простого предложения при помощи наглядного материала, учитель пишет на доске простое предложение, например: «Hedrinks». К доске выходят двое учащихся, учитель предлагает составить схемы не только утвердительных предложений, но и отрицательных и вопросительных. Для составления вопросительных предложений в игру вводятся учебные карточки с вопросительными словами (What, Where, When).

«Напиши глагол правильно».

Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например:

He .................eat.

We ………..dance.

............ she run?

............ they skip?

What ............. helike?

Учащиеся выполняют задание письменно. Задача учащихся (4 человека, имеющих учебные карточки с глаголами ( DO, DOES, don't, doesn't ) проверить правильность выполнения задания у остальных учеников, предварительно получив консультацию учителя.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом. Целью данных игр является: помощь в приобретении и расширении словарного запаса, употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; знакомство ребенка с сочетаемостью слов, развитие речевой деятельности ребенка.

«Memorygame».

Цель: запоминание тематической лексики (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.)

Ход игры: Учитель раскладывает перед учениками 10 тематических карточек с рисунками, все хором называют слова. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и забирает одну карточку. Ученики должны догадаться какой карточки не хватает, называя все 10 слов по порядку. В конце карточек не остается, но дети называют все слова в правильном порядке.

«ChampionGame».

Цель: закрепление лексики по теме урока (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.), тренировка памяти.

Ход игры: начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

«Крестики-нолики».

Цель: закрепление новых слов по определенной теме.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». На магнитной доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если ученики правильно называют, то учитель рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает команда, которая быстрее заполнит линию.

«Китайский шепот».

Цель: Игра используется для отработки, закрепления и повторения слов.

Ход игры: Ученики шепотом передают по очереди, по классу загаданное слово и последний ученик должен назвать услышанное слово.

«Кто первый».

Ход игры: Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор букв алфавита. Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. Победитель тот, кто справится с заданием первым.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова.

«Wordcomposers».

Цель: развитие орфографических навыков.

Ход игры: учитель пишет на доске длинное слово, например, representanive. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

«Рассыпанные буквы».

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем буквы рассыпаются на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первым правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

«RemembertheWords». (Игра на запоминание слов).

Цель: формирование навыка орфографической памяти.

Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

«TheComb».

Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.

Ход игры: Группа делится на 2–3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

«Let’sCountAlphabet».

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: Учитель предлагает позаниматься математикой. Но цифры здесь заменяются буквами. У каждой буквы есть свой порядковый номер (согласно алфавитному порядку). Чтобы правильно решить примеры, нужно подсчитать порядковые номера букв. Ответы тоже должны быть в виде букв.

C+R= ? – 3+18=21  – C+R=U

«Дежурная буква».

Цель: формирование навыка написания слов с заданной буквой.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать, как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

«Вставь буквы».

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущены буквы. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и читают слово.

Например, лексика по теме «Цвета»:

w_ _t_, b_o_n, _ _nk, _la_k, g_ _e_, _e_ _ o_, r_ _, _lu_.

(White, brown, pink, black, green, yellow, red, blue).

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений, позволяют проявить самостоятельность. Яркие, цветные, вызывающие у ребенка интерес материалы имеют не маловажное значение при изучении иностранного языка. В этих играх тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а благодаря ему, и свободное говорение.

Всегда с большим удовольствием и интересом детьми воспринимаются творческие задания. Это такие задания, как:

1. Отгадывание кроссвордов.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. Задание «Нарисуй картинку и составь ее описание». (Например, при изучении тем “Мой домашний питомец», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Одежда», «Фрукты и овощи» и т.д.)

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение».

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками.

6. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Заключение.

Иностранный язык – это средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре, а также, важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка может помочь преподавателю сохранить и повысить интерес к предмету, однако, игра служит средством повышения эффективности занятия лишь тогда, когда она педагогически и методически направлена. Как показал мой опыт применения игр, необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры, постепенно вводить все новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал.

Учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности. Также не стоит забывать и о том, что, обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней учащихся, педагогу следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

В данной статье приведен, конечно же, далеко не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка, его можно пополнять до бесконечности. Мной был проработан большой объем материала по данной тематике, я постаралась дополнить свои практические наработки подходящими, на мой взгляд, находками коллег и хочу надеяться, что эта работа найдет свое практическое применение. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока и она должна служить достижению дидактических целей урока.

Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и стараться превращать каждый урок в интересную сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Использование информационных технологий в преподавании английского языка

Использование информационных технологий в преподавании английского языка...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Место и роль игровых технологий в преподавании русского языка в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...