Творческие аспекты организации внеурочной деятельности у детей с ОВЗ
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Ольга Александровна Платонова

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие аспекты организации внеурочной деятельности у детей с ОВЗ

В современной школе индивидуализация обучения осуществляется с целью оказания помощи в становлении личности, выявления всех ее неиспользованных ресурсов, упрочения положения в социуме. Это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в школе надомного обучения.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Федеральный закон Российской Федерации №273 «Об образовании» от 25.12.2012 говорит, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Российской Федерации, согласно данным, количество таких детей постоянно растет, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется.

Таб. 1. Статистические данные количества детей с ОВЗ (тыс. чел.) в Российской Федерации 2017-2020гг.

2017

2018

2019

2020

651

670,1

683

703

Контингент нашей школы составляют дети-инвалиды, имеющие сохранный интеллект. Причинами являются проблемы с окружающей средой, неправильным образом жизни родителей ребенка с ОВЗ, плохой наследственностью, болезнями, имеющие генетические отклонения, слабым иммунитетом.

Семьи, в которых рождаются дети с ОВЗ, приобретают особый статус, не только с социальной точки зрения, но и с психологической. Дети и родители сталкиваются с рядом сложностей, разрешить которые поможет квалифицированная психологическая помощь. В первую очередь необходимо помочь адаптироваться ребенку с ОВЗ в обществе и поддержать в вопросах развития.

Проблема семьи с ребенком с ОВЗ – закрытость от окружающего мира. Необходимость в проведении особых медицинских процедур, страх, нередко боязнь общественного мнения толкает родителей максимально сузить круг общения, замыкаясь на себе и ребенке.

Учителя непосредственно принимают большое участие в помощи развития детей, помогают родителям. Педагоги внимательно наблюдают за уровнем развития детей, преподнося учебный материал в более понятной для них форме. Для детей с ограниченными возможностями создаются специальные методические программы, основанные на советах специализированных психологов и квалифицированных специалистах этой сферы.

По рекомендациям многих психологов и высококвалифицированных педагогов, работающих в нашей школе, такие действия стоит предпринимать очень осторожно, потому что это долгий процесс, требующий упорной работы с ребенком для того, чтобы получить видимый результат.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- Теоретические: изучение и анализ нормативно-правовой литературы, законодательных актов в области образования;

- Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Проект направлен на ученика, который мог бы прогрессировать в развитии творческих, умственных, речевых способностей, а также адаптация в окружающем мире и социуме. Научные исследования в рамках проекта показывают, что при частых занятиях с ребенком, с использованием, например, развивающих игр, изготовление подделок помогают ребенку расти в творческом направлении.

Понятие, цель и задачи внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Задачи были определенны целью исследования:

- Проанализировать нормативно-правовую документацию в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Проанализировать результаты научно-исследовательских работ «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современной школе» за 2020-2021 учебный год, «Раскрытие творческого потенциала во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» за 2021-2022 учебный год.

- Расширить конкурсную базу образовательной организации, разработать положения и провести конкурсы для учеников с ОВЗ ГБОУ школы №561 в рамках научно-исследовательского проекта.

- Подвести итоги проведенных мероприятий, наградить участников именными грамотами, тем самым способствуя повышению мотивации участвовать в конкурсах.

Нормативно-правовая база обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На данный момент в Российской Федерации существует большое количество нормативной документов в области инклюзивного образования, отражающие реализацию прав каждого человека на образование и раскрытие творческой личности:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

Конвенция ООН о правах инвалидов (принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью);

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года «Об образовании»;

Федеральный государственный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Декларации прав ребенка;

Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Программа «Доступная среда для инвалидов» (утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года).

В целях реализации права каждого человека на образование в нашей школе создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года «Об образовании», гласит, что инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлен Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ. В нем говорится о различиях у детей разных категорий, поскольку они задаются спецификой ограничений возможностей здоровья, определяют особую логику построения образовательного процесса и находят своё отражение во всех его компонентах.

Для реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в образовательной организации принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг. Программа предполагает увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов, запуск на улицы города транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами и сокращение сроков прохождения инвалидами процедуры медико-социальной экспертизы. Будет сделан упор на обучение специалистов, готовых заниматься с инвалидами, в том числе переводчиков жестового языка. Предполагается, что в результате реализации программы возрастет успешность реабилитации инвалидов. В 2010 году к активной жизни возвращались 42,2-51,7% инвалидов, прошедших реабилитацию. К 2016 году этот показатель увеличен до 44-52%.

Неделя английского языка во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ

В коррекционной школе № 561 Калининского района г. Санкт-Петербург, где я работаю учителем английского языка, обучаются дети с ОВЗ: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР).

У детей существуют трудности в звуковом анализе вследствие нарушения фонематического слуха. Они нечетко воспринимают обращённую речь. Способны ли дети с ОВЗ изучать английский язык? Да, это возможно, но целью изучения английского языка является не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знанием об окружающем мире. Таким образом, цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ – развивающая.

Приоритетными видами деятельности на уроках английского языка являются:

- чтение, умение пользоваться словарем;

- развитие моторики через интегрированные уроки;

- игра, как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом.

Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе имеет большое значение. Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, углубляют и расширяют полученные на уроках знания, дают возможность учащимся проявлять свои способности. Практическая значимость данной работы заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в возможности применения знаний в неформальной обстановке. В школах часто используют  массовые формы внеклассных мероприятий (предметные недели, конкуры, викторины и т.д.).

Подводя итог вышесказанному, стоит подчеркнуть, что дети с нарушениями речи могут изучать английский язык, но им необходима специальная, адаптированная программа, а внеурочная деятельность по английскому языку помогает создать творческую атмосферу, положительно воздействует на взаимоотношения учителя и учащихся. Обучающиеся имеют возможность выступить в разных социальных ролях, улучшить навыки работы в команде, достичь значимых результатов. Наряду с этим, происходит формирование коммуникативной компетентности учащихся, их подготовка к жизни вне школы с успешной адаптацией.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что каждый ребенок творчески одарен, главное - помогать развивать его творческие умения, поддерживать его в начинаниях и прогрессировать вместе с ним, помогая адаптировать в современном обществе.

Все конкурсы, проводимые во время недели английского языка, оказали положительное влияние на его участников - учеников с ограниченными возможностями здоровья. Проведение таких мероприятий не только повышает настроение и приносит награды, но и помогает раскрывает творческий потенциал учеников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. Наблюдая за учениками с ОВЗ и проводя беседу с родителями и классными руководителями участников, отмечено, что у ребят появилась дальнейшая мотивация принимать участие в подобных конкурсах, проявлять креатив и воплощать свои творческие идеи в жизни.

Список литературы

Государственная программа «Доступная среда» 2011-2020 гг. [электронный ресурс] // http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4

Федеральный реестр инвалидов https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/c4393f0de547496913499bcafeed9ecfd1481cae/#:~:text=Понятие%20%22внеурочная%20деятельность%22.%20Под%20внеурочной,обязательной%20частью%20основной%20общеобразовательной%20программы 

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» №273 от 25.12.2012г. [электронный ресурс] // https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральный государственный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс] // http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Организация внеурочной деятельности в ОУ в условиях внедрения ФГОС второго поколения( Из опыта работы) .Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие  на обу...

Творческий отчёт - презентация "Организация внеурочной деятельности во 2 классе"

Творческий отчёт по внеурочной деятельности " Организация внеурочной деятельности во 2 классе 2012-2013 учебный год...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Статья по теме "Аспекты организации внеурочной деятельности".

В статье идёт речь о внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...

Творческий отчёт "Организация внеурочной деятельности во 2 классе"

Направления внеурочной деятельности:общекультурное;духовно-нравственное;общеинтеллектуальное....