TPR метод в обучении иностранному языку
методическая разработка по иностранному языку

TPR метод в обучении дошкольников и младших школьников, применение в обучение с подборкой видео и сайтов по примеру работы по данной методике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        TPR метод в обучении иностранным языкам

Total physical response (TPR)- метод обучения языку, созданный Джеймсом Ашером (James Asher), профессором психологии университета Сан-Хосе.
Этот метод обучения второму языку основан на сочетании языка и физических движений. В TPR инструктор дает команды ученикам на целевом языке, а ученики реагируют при помощи движений тела.  

TPR  является примером comprehension approach (подход понимания/осмысления/восприятия), который больше всего ассоциируется с именем Стива Крашена (Stephen Krashen), который утверждает, что на первом этапе самое главное — это слушать и воспринимать новый язык. А генерирование языка, собственная речь придут позже. Никто не заставляет ребенка сразу говорить — он обязательно сначала несколько лет слушает речь взрослы, затем начинает выполнять их команды (что похоже на TPR) и только затем начинает говорить сам.

Родного языка при обучении таким методом учитель практически не использует. Все, о чем он просит, он сначала показывает сам – поэтому и команды выбираются такие, чтобы сразу было понятно, о чем речь. Так как дети не могут долго усидеть на месте, то и команды часто требуют движения (отсюда и название). Начинается обучение с базовых команд – «Сядь», «Встань», «Дотронься до чего-либо» и т.д, и со временем их становится все больше и они усложняются. 

TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов.

TPR можно и нужно применять для решения множества задач:

  • отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);
  • активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);
  • выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close your eyes);
  • инсценировать рассказы и истории;
  • для релаксации и смены деятельности во время физпаузы.

Конечно, как и в любом методе, в этом есть свои плюсы и минусы. Вначале рассмотрим положительные стороны использования TPR:

  • Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно (да и многие взрослые тоже) Поэтому игры и смена ролей с ученика на учителя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи.
  • Задания на TPR могут играть роль физкульт-минуток, не дают детям заскучать и всегда интересны.
  • С помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки.
  • TPR можно применять даже в больших классах, не боясь, что кому-то это может не понравиться.

Впрочем, этот метод, как и любой другой, имеет свои минусы:

  • во время уроков следует использовать большое количество инфографики и прочих материалов, которые не так-то просто подобрать;
  • учителю сложно физически проводить подобные занятия, так как нужно много двигаться вместе с детьми;
  • метод почти не подразумевает под собой изучение грамматики как таковой (правила, объяснения учителя), что для взрослого студента может оказаться барьером в овладении языком;
  • в данном методе отсутствует: перевод, правила

Упражнения по TPR

  • Invisible pictures

На доске демонстрируются картинки со словами по изученной теме (либо рисуются).  Учитель задаёт вопрос «What is it?». Учащиеся отвечают «It’s a…”. Далее по одной картинке удаляется, дети должны по памяти назвать слова следую указаниям учителя. Сперва по порядку, затем в произвольном. Задание обеспечивает многократное проговаривание изученной лексики, тренирует внимание и обеспечивает 100% вовлечённость всех детей.

  • Action songs

Песни/стихи сопровождающиеся движениями. Хорошо подходят при изучении частей тела, одежды, глаголов движения, распорядка дня.(«Head, shoulders, knees  and toes”, “This is the way I clean my teeth”). Обеспечивают активное запоминание лексики и двигательную активность. Минус данного вида работы в том, что не все слова могут быть отображены при помощи конкретных движений, требуется предварительная подготовка, нужно придумать движения, запомнить самому, чтобы при демонстрации не было заминок. Плюс action songs в том, что у детей устанавливается прочное соответствие слова с движением, даже слабые ученики могут воспроизвести изученное при подсказке в форме движений. Использование данного вида работы повышает эффективность запоминания стихов уже на этапе ознакомления.

  • Story time

Берётся простая история, которую учитель медленно рассказывает детям, повторяет по нескольку раз фразы, обращается к детям, задаёт вопросы, просит показать действие. Учитель выступает в роли аниматора, вовлекает в процесс повествования детей.

  • Leap frog

Возможны несколько вариантов игры. В группах начинающих: карточки с картинками по теме выкладываются на полу либо выставляются на доске. Два ученика встают по краям ряда и называют слова, делая шаг вперёд. В группах более подготовленных ученики движутся навстречу друг, другу называя слова, делая это на скорость, при встрече разыгрывают в «Rock, paper, scissor” право назвать слово. Тот, кто победил, продолжает называть слова по порядку, проигравший возвращается в начало. Выигрывает тот, кто закончил ряд картинок до конца.

Ссылки на видео, знакомящие с применением TPR метода в работе с детьми.

 https://www.youtube.com/watch?v=6iR6-8ERlrg  English for kids with Steve

https://www.youtube.com/watch?v=1Mk6RRf4kKs

https://www.youtube.com/watch?v=_barTKxikvA  Genki English

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=SrHBHfkJEbc  How are you today?

https://www.youtube.com/watch?v=2ECG1M6hD28 What are you wearing?

изучение алфавита: https://www.youtube.com/watch?v=KcuZzaqhB9Q&t=1257s 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

TPR метод в обучении иностранному языку Володина Т.А., учитель английского языка МОУ «Гимназия №4» Подольск

Слайд 2

TPR метод Total physical response ( TPR )- метод обучения языку, созданный Джеймсом Ашером ( James Asher ), профессором психологии университета Сан-Хосе. Этот метод обучения второму языку основан на сочетании языка и физических движений. Может считаться разновидностью коммуникативной методики. Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры.

Слайд 3

Основное правило TPR : нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. 3 особенности использования TPR метода 1 . Устная речь– главный инструмент усвоения иностранного языка. 2 . Аудирование развивается через движения тела. 3 . Периоду говорения предшествует период слушания, ученик высказывается только когда готов, до этого понимание проводится невербально (покажи, сделай). https://www.youtube.com/watch?v=Wl7PrtUDyEI

Слайд 4

TPR можно и нужно применять для решения множества задач: - отработать лексику, связанную с движениями ( go, smile, bow, jump ) и частями тела ( head, nose, eye, back ); - активизировать временные конструкции ( Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast ); - выучить выражения классного обихода и команды ( Open your books, stand up, close you eyes ); - инсценировать рассказы и истории; - для релаксации и смены деятельности во время физпаузы .

Слайд 5

Преимущества TPR метода: - это весело, поднимает настроение; - обеспечивает непроизвольное запоминание; - подходит для кинэстетиков , аудиалов и визуалов ; - подходит для дошкольников и младших школьников; -с помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки. - можно применять в больших и маленьких классах, с учениками разного уровня подготовки.

Слайд 6

Недостатки метода: - подходит только для начальной ступени обучения; - во время уроков следует использовать большое количество инфографики и прочих материалов, которые не так-то просто подобрать; - учителю сложно физически проводить подобные занятия, так как нужно много двигаться вместе с детьми; - метод почти не подразумевает под собой изучение грамматики как таковой (правила, объяснения учителя), что для взрослого студента может оказаться барьером в овладении языком; - в данном методе отсутствует: перевод, правила

Слайд 7

Упражнения: Invisible pictures Развивает визуальную память, обеспечивает многократность повторения лексики, обеспечивает 100% вовлечённость всех детей. На доске демонстрируются картинки со словами по изученной теме (либо рисуются). Учитель задаёт вопрос « What is it ?». Учащиеся отвечают « It ’ s a …”. Далее по одной картинке удаляется, дети должны по памяти назвать слова следую указаниям учителя. Сперва по порядку, затем в произвольном.

Слайд 8

Story-telling Учитель рассказчик, жесты, мимика, картинки, окружающие предметы являются наглядностью. Дети вовлечены в процесс, выполняют команды. Главная цель, чтобы дети могли воспроизвести то, что они услышали. Going to School . I am waking up. I am rubbing my eyes. I am yawning. I am stretching. I am getting up. Going out for a walk. (You are listening to the radio.) Stand up from your chair. Go to the radio. Turn it off. Sit down again. Pick up your shoes. Put them in front of you. Pull up your socks. Put your shoes on. Stand up. Walk to the door. Open it. https://www.youtube.com/watch?v=bkMQXFOqyQA

Слайд 9

Action songs Песни/стихи сопровождающиеся движениями. Хорошо подходят при изучении частей тела, одежды, глаголов движения, распорядка дня. https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=SrHBHfkJEbc https://www.youtube.com/watch?v=2ECG1M6hD28

Слайд 10

Игра Simon Says - классика среди видов деятельности по TPR методу. Подходит для изучения частей тела и направлений. рисуем по-английски : разукрашиваем картинку по образцу или просим ребенка нарисовать что-то, все инструкции на английском ( Draw a circle , Color it red , Take green crayon ). мультфильм Get Squiggling о веселом монстрике Сквиглете , который учит детей рисовать множество интересных вещей.

Слайд 11

Учим алфавит Запоминаем буквы и словами с ними через движения, хорошо использовать в качестве физминуток . Вторая версия ABC dance подойдёт как зарядка для пальцев. https://www.youtube.com/watch?v=KcuZzaqhB9Q&t=1257s

Слайд 12

Ссылки на видео, знакомящие с применением TPR метода в работе с детьми. https://www.youtube.com/watch?v=6iR6-8ERlrg English for kids with Steve https://www.youtube.com/watch?v=1Mk6RRf4kKs https://www.youtube.com/watch?v=_barTKxikvA Genki English https://www.youtube.com/watch?v=JuPJt41hKPU Maple Leaf Learning


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность всё больше определяет уровень образования....

материал "Коммуникативный метод обучения английскому языку"

В данной публикации рассматривается  история возникновения коммуникативного метода и его использование в начальной  школе...

Игровой метод обучения английскому языку

В статье говорится об актуальности использования игрового метода при обучении английскому языку....

Психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку

Важным фактором для успешного преподавания   английского языка, является учет психолого-возрастных особенностей детей и выбор соответствующих методов  обучения АЯ в разных возрастн...

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

по материалам М.Р. Львова...

Методы обучения иностранному языку

Использование игровых технологий на уроках английского языка...