Произношение- базовая характеристика иноязычной речи
методическая разработка по иностранному языку (3 класс)

Произношение является базовой характеристикой иноязычной речи. Правильное произношение определяет успешное овладение устной речью.Учителя ведут активный поиск средств повышения качества произношения при изучении иностранного языка через повышение эмоционального фона и повышению интереса к изучению иностранного языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

«Формирование фонетических навыков  у учащихся при изучении иностранного языка»

Материал подготовила : учитель немецкого языка Ильина Н.А.

Произношение является базовой характеристикой иноязычной речи , основой для развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. Правильное произношение определяет успех овладения устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и ,следовательно, общей культуры человека.

Поэтому формирование фонетических навыков важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося и его произношение. Устойчивое нормативное произношение является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала , способствует выработке умений устной речи , чтения и письма.

Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. В целях интенсификации учебного процесса , повышения уровня владения  иностранным языком учителя ведут активный поиск средств , которые повышали бы эмоциональный фон урока и вызывали бы интерес к обучению особенно на начальном этапе.

Согласно методике И.Л. Бим , обучение произносительной стороне речи –это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения , а именно:

  1. Умения слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
  2. Навыками произношения ,то есть доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой иностранного языка , способами интонирования;
  3. Развитие внутренней речи (внутреннее проговаривание) , как психофизиологической основы  для внешней речи.

В программе требований курса начального обучения перед учителем ставят следующие задачи , направленные на постановку произношения младших школьников :

  1. Формирование слухо-произносительных навыков то есть правильное произношение звуков в потоке речи , понимание звуков  при восприятии речи других людей.
  2. Формирование ритмико-интонационных навыков.
  3. внутренней речи , которая влияет на развитие произносительных навыков и внешней речи в целом.
  4. Фонетически минимум для начальной школы включает в себя все звуки и фонетические явления , характерные для немецкого произношения.

Эффективным способом для обучения фонетическим навыкам  являются специальные упражнения. К ним относятся : чтение слов , фраз , пословиц, поговорок, стихотворений , скороговорок, рифмовок , заучивание наизусть скороговорок , рифмовок, диалогов , отрывков из прозы.

Работу над скороговорками я осуществляю поэтапно:

1 этап- демонстрация , презентация скороговорки. Вначале учитель проговаривает скороговорку в быстром темпе и лишь затем медленно , по слогам.

2 этап- работа над содержанием скороговорки. Важно не механическое проговаривание , а произношение скороговорки осмысленно. Значение незнакомых слов можно раскрыть с помощью картинок , перевода, синонимов , комментариев.

3 этап- работа над произношением. Необходимо отработать каждый звук , затем каждое слово  , словосочетание и только потом всю скороговорку. Сначала учащиеся читают скороговорку про себя, затем произносят беззвучно с подчеркнутой четко артикуляцией, потом читают медленно ,шепотом , потом читают тихо , затем  читают громче, затем читают вслух и медленно и наконец читают громко и быстро. Как правило , после нескольких повторений , учащиеся рассказывают скороговорку наизусть.

          Я использую в работе следующие скороговорки :

Отработка произношения букв : t,o  и буквосочетаний: pf, au,ig.

Tausend Tropfen tropfeln traurig,

Traurig tropfeln tausend Tropfen.

Отработка произношения буквы  u , буквосочетаний st ,sp.

In meinen Stiefeln stolperte ich,

Uber einen spitzen Stein.

Отработка произношения буквы  t , буквосочетаний sch, ei.

Schneiders Schere schneidet scharf.

Scharf schneidet Schneiders Schere.

Отработка произношения букв  p,s , буквосочетаний ck , au

Paul packt pausenlos Pakete.

Packt Paul pausenlos Pakete?

Pausenlos Packt Paul Packete.

Отработка произношения букв  o,u , буквосочетания ei.

Kleine Kinder konnen keine Kirschkorne knacken.

Отработка произношения буквы  a , буквосочетаний ng, sch,ei

Eine lange Schlange schlangelt sich um eine lange Stange.

Um eine lange Stange schlangelt sich eine lange Schlange.

Отработка произношения букв b,h   a , буквосочетания au

Hinter Hermann Hannes Haus

Hangen hundert Hemden raus.

Hundert Hemden hangen raus

Hinter Hermann Hannes Haus.

Отработка произношения буквы  f   , буквосочетаний tz , sch

Fischer Fritz fischt  frische Fische

frische Fische fischt  Fischer Fritz.

Отработка произношения букв  f ,l,g,h   , буквосочетания  ie

Fliegen fliegen hinter Fliegen,

hinter Fliegen fliegen Fliegen.

Отработка произношения букв e,s,ss    , буквосочетания ch.

Esel essen Nesseln nicht,

Nesseln essen Esel nicht.

Отработка произношения букв w,x,m   , буквосочетания chs

Max  wachst Wachsmasken,

Wachsmasken wachst Max

Отработка произношения букв  z,h,oo   , буквосочетания ck,ie.

Zehn Ziegen ziehen zehn Zentner Zucker zum Zoo,

zum Zoo ziehen Zehn Ziegen zehn Zentner Zucker.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения

Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения...

Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения

Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения....

Характеристика монологической речи и особенности ее развития у младшего школьника.

В статье рассматривается связная речь. дается определение монологу и монологичесакой речи....

Характеристика недостатков произношения свистящих и шипящих фонем.

1. Механизм образования шипящих, свистящих звуков.2. Особенности коррекционной работы при межзубном сигматизме, парасигматизме шипящих.3. Методика работы при разных клинических формах дизартрии....

Характеристика нарушений речи у умственно отсталых школьников

Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятел...

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...