Характеристика монологической речи и особенности ее развития у младшего школьника.
статья по теме

В статье рассматривается связная речь. дается определение монологу и монологичесакой речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magistr_2_g._vasileva_a.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Анастасия Васильевна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56», магистр кафедры педагогики и предметных технологий АГУ, тел: 89275759414

Характеристика  монологической речи и особенности ее  развития у  младшего школьника.

Н. Чернышевского: 
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств 
– необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле 
этого слова».

Развитие речи у младшего школьника является центральной задачей речевого воспитания. Это объясняется, прежде всего, его социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно речь реализует основу, коммуникативную функцию языка. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании.

В настоящее время образование и общество столкнулись с комплексной проблемой, современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и реже. Одной из причин этой проблемы является отчуждение коммуникативной связи между взрослыми и детьми.  Сейчас за частую взрослые не следят за своей речью, не умеют грамотно излагать свои мысли, не оценивают роль звучащего слова в развитии ребенка. Так же речь взрослого и ребенка с каждым разом минимизируется в виде, замечаний, указаний, обсуждению примитивных бытовых тем.

В этой связи школа может выступить как «помощник» и предложить свои услуги во внеурочной деятельности виде занятий, проектов и. т.д. по развитию связной речи ребенка. В современном образовании  уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать  речь. Под этим подразумевают хорошо развитую речь, умение выбирать и систематизировать материал, строить материал в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно и т.д.

Связная речь подразделяется на два типа: диалогическая и монологическая. Деление речи на монолог и диалог по числу участников действия было известно уже в Древней Греции, это деление использовалось в риторике, философии, логике.  Диалог подразумевает беседу нескольких людей. Монолог – это речь одного лица.

С житейской точки зрения монолог маловероятен и малоэффективен: в быту речь ситуативна, одна реплика вызывает другую, идет чередование высказываний. С психологической точки зрения монолог неестественен: ведь согласно теории коммуникации и речевых актов речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая во времени и объеме. Л.С. Выгодский не признавал самостоятельности монолога, он утверждал, что один говорящий всегда обращается к кому-то, к какому-то адресату, возможно – воображаемому.  Не только в произносимом и тем более – записанном монологе, но даже в мысленном человек обращается к предполагаемому собеседнику.

Наиболее естественен монолог в театре: персонажу необходимо как-то донести до зрителя мысли, вложенные в него драматургом, и здесь монолог ему необходим. Монолог естественен и в образовательном процессе:  В практике  преподавания учитель пользуется всеми формами монологической речи.  Чем старше школьники,  с которыми  работает  учитель,  тем  больший  удельный вес в общении с учащимися на  уроке и вне урока занимает  монологическая  речь.  В  старших  классах  часть материала сообщается учителем на уроке в форме школьной лекции.  В начальной школе преподаватель  использует чаще  всего такую форму монологической речи,  как рассказ.  В воспитательной,  внеклассной работе,  в работе  с  родителями учитель  выступает  с  докладами,  обращается  к слушателям с речью. Задача учителя  -  не только самому прекрасно владеть монологи ческой речью,  но и научить школьников правильно пользоваться   различными ее видами.

Необходимо различать монологическую речь как процесс ее порождения и монолог как текст. Монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерения выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Исходя из этого, следует отметить прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек должен хорошо понимать, зачем он это делает и произносить его только в том случаи если он действительно считает это нужным.

К сожалению на уроке все несколько иначе. Ситуацию нужно создавать, а иначе исчезает самая важная характеристика монолога-

Главной идеей монологического высказывания служит связное непрерывное изложение мыслей говорящего, обращенного к аудитории и преследующему определенную цель. В монологической речи существует несколько коммуникативных функций: информативная, бездейственная, экспрессивная, развлекательная, ритуально-культовая.

Также монологические высказывания можно классифицировать по принципам речепроизводства:

  • Коммуникативные условия - такое монологическое высказывание можно назвать процедурным или свободным;
  • Протяженность – такое монологическое высказывание подразумевает под собой относительно законченную или не законченную мысль;
  • Подготовленность речи – такая речь может быть  подготовлена  как по содержанию, так и по форме;
  • Степень организованности содержания высказывания - данный принцип выделяет сочинение, пересказ и комментирование. Сочинение следует рассматривать как речевое произведение ученика, в основном опирающейся на его знания, переживания и эмоции.  Пересказ это передача своими словами прочитанного, услышанного текста. Комментирование это рассуждение или изложение своих мыслей по поводу чего – то.

Монологическая форма общения на начальном этапе предполагает умение описывать предмет, явление; рассказать о прослушанном или прочитанном. Следует так же отметить, что монологическая речь не разграничена по типам высказывания и классам. Сами высказывания могут носить характер рассказа, описания, доклада.

Каждая речевая единица на любом этапе имеет свои трудности:

  • Слово и словосочетание – это морфологические трудности;
  • Фраза –синтаксические трудности;
  • Текст – логико-синтаксические трудности.

Таким образом монологическое высказывание – это такой отрезок речи который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Речь ребенка в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Подводя итоги можно говорить, что за время обучения в начальной школе ребенок учится планировать, высказывать свои мысли с помощью языковых средств, учиться предвидеть реакцию собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Список литературы.

  1. Василик  М.А «Основы теории коммуникации»./ Москва 2003г.
  2. Климова Л.Ф. «Обучение русскому языка через общение»./Начальная школа №12, 1993г.
  3. Лурия А.Р. «Язык и сознание»./ Ростов на Дону 1998 г.
  4. Смирнова О.В. «Монолог»./ Первое сентября №3, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития младших школьников

Материал можно использовать для родительских собраний...

Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....

Психологические особенности умственно отсталых школьников.

Развитие и обучение детей с умственной отсталостью - одна из главных задач, которая решается специальной коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Зная психические особеннос...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Особенности эмоционального развития школьников (с нарушениями слуха и речи)

В данной статье рассматриваются особенности эмоционального развития младших школьников  и их поведенческие реакции....

Письменная речь и особенности её формирования у детей

Представлен анализ литературы по вопросам изучения письменной речи и особенностей ее формирования у детей....