Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку
Данный материал содержит информацию о важности использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа № 6
Игровые технологии на уроках английского языка
в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
– создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
– стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
– затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
– активизировать деятельность детей;
– делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
– создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
– обеспечивать все возможные формы работы в классе.
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:
– мотивация;
– прикладной характер игр;
– субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
– овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на:
Предметные;
Сюжетные;
Ролевые;
Деловые;
Имитационные;
Игры-драматизации.
На моих уроках в начальной школе я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации.
Играя со своими учениками я стремлюсь к:
простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, объясняю их на русском языке;
универсальности игры – чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.
В качестве примера приведу несколько подготовительных игр – упражнений для тренировки лексических навыков обучаемых.
“Colours and Numbers” («Числа и цвета»). Дети садятся за общий стол. У каждого участника игры карточка с цифрой (до 12). В центре стола – разноцветные карточки. Учитель называет цифру и цвет, например: “Two” – “Red”. Тот участник, у которого в руках карточка с цифрой 2, выбирает и показывает карточку красного цвета. Остальные участники внимательно наблюдают за своим товарищем, выполняющим задание, и поправляют его в случае необходимости.
“Interpreters” («Переводчики»). Дети становятся в круг. Играют все одновременно. Учитель бросает мяч поочередно каждому и называет по-русски любое слово по изучаемой теме. Участники игры возвращают мяч учителю, называя при броске необходимое слово по-английски. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
“Who Has Run Away?” «Кто убежал? ». На столе учитель расставляет игрушки животных и просит детей внимательно посмотреть на животных и постараться запомнить всех. Затем учитель даёт команду ”Close your eyes!” (Закройте глаза!) и ребята закрывают глаза. В этот момент учитель убирает одного из животных и даёт команду: “Open your eyes!” “Who has run away?”(Откройте глаза. Кто убежал?) Дети должны назвать то животное, которое убежало.
В качестве примеров творческих игр можно привести игры-задания: описание предметов, явлений, продолжение рассказа, изображение образа какого-либо абстрактного понятия: дружбы, благодарности, ссоры и т.д.
“Describing Season”(«Описание времени года»)
Класс должен разделиться на две группы. Каждая группа получает по картинке с разными временами года, участники групп описывают свое время года: типичную погоду, особенности природы, свойственные данному сезону, но при этом не должно называться само время года. Вторая группа по описанию должна отгадать, о каком времени года идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Организуя процесс обучения иностранному языку, учителю следует принимать во внимание необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий. Поэтому важно предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, усталости. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности: танцевальных движений, несложных физических упражнений. Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой, создаёт условия для развития мотивации к изучению данного учебного предмета. Однако учителю необходимо помнить о том, что игровые моменты, применяемые в целях релаксации, не предполагают сложных заданий, в них не должно быть победителей и проигравших. Это игры, вызывающие положительные эмоции, выполняющиеся легко и непринуждённо. В качестве примера подобных видов деятельности можно привести игры-пантомимы: изображение в воздухе изучаемых букв алфавита, животных с помощью характерных движений, мимики, голоса. Чаще всего физкультминутки мы проводим в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений с движениями. Музыкальное оформление физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее.
Физкультминутка – игра
You are in the houses (вы в домиках) – учащиеся садятся на корточки
Sitting so still (сидите так тихо) – учащ-ся подносят палец ко рту
Won’t you come out? (хотите ли вы выйти?)
Yes, we will. (да, хотим) – учащ-ся выпрыгивают из положения сидя.
Гимнастика для глаз (повторить 2 раза)
Look at the blackboard, (посмотрите на доску)
Look at the floor, (посмотрите на пол)
Look at the window, (посмотрите на окно)
Look at the door. (посмотрите на дверь)
В ходе педагогической практики я пришла к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Я убедилась, что игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того, игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Немало важным является и то, что игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.
Учитель англ.языка Е.С.Обыдёнкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе
В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...
Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
Использование игровых технологий на уроках английского языкаС детьми к предмету, а не с предметом к детям.Р. ШтейнерСоциально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего ...
Использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
В данной статье приводится подборка игр, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе или во время проведения кружков. Игры помогают легче запоминать лексический материал, ...
Использование игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Описание различных игровых технологий,которые я использую на своих уроках в младших классах....
Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...
Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Выделяются основные виды игровых технологий...