Сценарий мастер–класса «Создание творческой среды на уроках английского языка посредством арт-технологий»
методическая разработка по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Рычкова Елена Алексеевна

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий.

Одним из интересных средств в обучении стала арт-педагогика - это современное, практико-ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_rychkova.docx584.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер–класса «Создание творческой среды на уроках английского языка посредством арт-технологий»

Я пока не волшебник, но я учусь и учу,

Своим педагогическим опытом я с вами поделиться хочу.

Все карты свои раскрою сейчас-

И поможет мне в этом мой мастер класс.

Учитель: А теперь я вас попрошу взглянуть на экран. Что вы видите?

-https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/04/15/s_5cb4baf557447/1139912_2.png музыкальные инструменты;

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/04/15/s_5cb4baf557447/1139912_3.png кадры из фильма;

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/04/15/s_5cb4baf557447/1139912_4.png театр;

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/04/15/s_5cb4baf557447/1139912_5.png живопись;

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/04/15/s_5cb4baf557447/1139912_6.png скульптура;

- танец.

Фокус-группа дает ответы

Учитель: Каким словом, мы можем охарактеризовать данные картинки?

Фокус-группа отвечает «Искусство»

Учитель: Совершенно верно. Это все - виды искусства. А давайте попробуем перевести слово «Искусство» на английский язык?

Фокус-группа отвечает «ART»

Именно об арт-технологиях мы с вами и поговорим.

Тема моего мастер-класса звучит так «Создание творческой среды на уроках английского языка посредством арт-технологий»

Цель моего мастер-класса: показать на практике методы и приемы инновационной арт-технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал личности ребенка.

Учитель: 

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий.

Одним из интересных средств в обучении стала арт-педагогика - это современное, практико-ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность.

Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.

В целом к арт-технологиям на уроке иностранного языка можно отнести следующее: использование средств иллюстративной наглядности, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей на различные темы, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах, ролевые игры.

 Каждый учитель, применяющий на своих уроках какую-либо арт-технологию, осознает, что у каждого учащегося есть способности к творческому преображению действительности, поиску решений, возникающих проблем и стремление к генерированию новых нестандартных идей. Он также помнит, что спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составляющими арт-технологии на уроках иностранного языка. Таким образом, следуя данным принципам, учитель переходит на уровень личностно-ориентированного и коммуникативно-ориентированного обучения, тем самым способствует успешному созданию вторичной языковой личности своих учащихся. 

Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.

Поскольку арт-технология представляет собой обучение посредством творческих методик, имеющих особенности согласно их жанровой принадлежности к определенному виду искусства, то систематизация арт-технологий зависит от основного вида искусства, которому подчинено отдельное упражнение, целое занятие или даже цикл уроков определенной тематики. Таким образом, можно выделить: 1) визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, зарисовка, фотография, карикатура), 2) музыкальные арт-технологии, 3) драматехнологии, 4) нарративные арт-технологии (сказкотерапия).

На сегодняшний день одним из наиболее широко распространенных видов арт-технологий являются визуальные арт-технологии. Это объясняется их богатым лингво-дидактическим потенциалом и легкостью в адаптации и использовании. Так, к визуальной арт-технологии относится: применение, прежде всего, иллюстративного материала, средств наглядности (картинок, таблиц, слайдов, карикатур, коллажей, диаграмм, кукол, масок). Визуальные арт-технологии как нельзя лучше воплощают собой один из первостепенных дидактических принципов (по Я. А. Коменскому) - принцип наглядности. А наглядность в свою очередь повышает мотивацию обучаемых, развивает творческое воображение и мышление, способствует и даже облегчает усвоение учебного материала. Работа с наглядным материалом стимулирует учащихся на говорение и аудирование.


В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:

  1. Сказкотерапию – различные сказки, когда мы учимся читать, фонетические сказки, грамматические. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников. Сказки хорошо запоминаются.
  1. Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей, тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей. В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
  2. Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт-педагогической технологии, поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен.
  3. Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия.
  4. Ролевые игры, театр. Тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
  5. Crafts (прикладное искусство) – очень хороши, т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.  
  6. Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.

Итак, применяя арт-технологии:

- практически каждый ребенок может стать полноправным участником  урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.

- в процессе участия  ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

- арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Творческая презентация к уроку английского языка с использованием технологии критического мышления 4класс.

Данную презентацию можно применять как для введения новой лексики по теме: "Погода", так и для первичного закрепления пройденного материала....

Создание Lap book на уроках английского языка

Основная ценность данного средства заключается в том, что дети сами являются активными участниками  создания лэп бук. Они могут оформить данную книгу в соответствии со своим вкусом, может вносить...

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...

Статья по теме: «Развитие культурно-креативной личности школьника посредством активизации творческих способностей на уроках английского языка с применением проектной деятельности».

Работа с проектами стимулирует воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Создание благоприятной психологической обстановки на уроке и поддержка ...