« Город чудный, город древний….»
методическая разработка (1 класс)

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema-_gorod_chudnyy_gorod_drevniy..docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект устного журнала. /Внеклассное мероприятие/.

Тема:  « Город чудный, город древний….»

Цель: -  расширить знания о Москве,

Задачи: -  воспитывать любовь к родной истории;

- развивать воображение,

- обучать приемам совместной работы.

Предварительная работа: -  ученики распределяются на 3 равные группы, - 1гр. – нарисовать комиксы по материалам учебника, - 2 гр. – схематически рисуют карту древней Москвы /из учебника/, 3 гр. – пишут сочинение на тему: «Москва в будущем», - всему классу выразительно прочитать отрывок Н.Кончаловской «Наша древняя столица» /из учебника/.

Оборудование: - доска, - обложка и страницы журнала оформлены под бересту, фотография «Чистые пруды».

Оформление класса: дети садятся полукругом, на дополнительной доске – карта современной Москвы.

Ход мероприятия: 1.Организация учащихся.

-  «Здравствуйте бояре, да боярыни, посадники и дружинники, люди вольные, да торговые, занимайте места красные, места видные, да удобные».

2. Вступительное слово учителя: «Мы пришли читать свиток грамотный, иностранным словом он называется, и обложка есть у той грамоты, и страницы есть у берестяной, а зовется он журналом устным, к Москве – городу приуроченный».

3. Беседа по страницам: - обложка, - 1 стр. – «История Москвы в названиях улиц»,  - 2 стр. – «Как в старину москвичи лечились», - 3 стр. – «Турнир знатоков Москвы»,  - 4 стр. – «Наши комиксы» - /дети представляют свои комиксы/, - 5 стр. – «Москва в будущем» - /дети представляют свои сочинения/.

 Между обложкой и страницами проводятся физкультминутки, поддерживающие тему.

4. Подведение итогов: «Вот и прочитали мы свиток грамотный, иностранным словом. Который называется, а зовется он … /ответы детей/, к Москве – городу приуроченный. И узнали мы из него много нового: и как Москва образовалась, и как появились улицы, и от чего были образованы их названия, и как лечились в старину в Москве, а что же мы узнали о ней еще? / Ответы детей/.

5. Благодарность:

- «Спасибо бояре, да боярыни, что слушали внимательно, да отвечали тщательно, спасибо посадникам  и дружинникам за слово резкое, да уместное, и людям вольным, да торговым. За работу выполненную. Всем спасибо, и до новой грамоты».

Литература: 1. Горелова Н.А. «Город чудный, город древний …»: Материалы по москвоведению для младших школьников: Пособие для учителя – М.: Мирос, Новая школа, 1996 – 56с.

2. Сапина Е.В.,Сапин А.И. Введение в историю. 3 кл.: Учебн. Для четырехлет. Нач. школы: 6 – е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2000-104с.

ОБЛОЖКА.                                           «Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты и дворцы».

Ф.Н.Глинка

1147г. – впервые Москва упоминается в русской летописи.

1 СТРАНИЦА « ИСТОРИЯ МОСКВЫ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ».

Сегодня мы поговорим об особых исторических памятниках Москвы.

В Москве более четырех тысяч улиц и переулков. Многие названия хранят память об истории, природе, событиях, или о людях, проживающих там.

Давайте вспомним как выглядела Москва на заре своей истории. Там, где сейчас живут люди, стоял когда-то дремучий лес, текли ручьи и речки.

Когда-то речек таких было множество, около ста пятидесяти: Синичка, Золотой Рожок, Сивка, Черторый, Капия, Неглинная и др. Речек этих или давно уже нет, или текут они в подземных трубах, а память о них осталась в названиях улиц и переулков: 1-я и 2-я Синичкины улицы, Золоторожский вал, переулки Сивцев вражек, Чертольский, Капельский, улица Неглинная.

О полях, о рощах, лугах напоминают улицы Дубовая роща и Остоженка /там на лугу стояли стога с сеном/, Подсосенский переулок.

В древней Москве было много прудов. Один из них, Поганый пруд, находился в конце Мясницкой улицы.

На этой улице жили мясники, здесь же располагались и мясные лавки. Все отходы от убоя скота выбрасывались прямо в пруд, от чего он и назывался Поганым. Пруд этот существует до сих пор, но у него сейчас другое название – Чистый. Как же Поганый пруд превратился в Чистый?

А случилось это в 18 веке, когда на Мясницкой улице поселился богатый и важный вельможа Александр Данилович Меньшиков. Конечно, соседство с Поганым прудом ему не нравилось, и он приказал тот пруд очистить. С тех пор за ним водится название «Чистый пруд». /Показывается фотография чистого пруда/.

Когда Москва разрослась,  в разные стороны от нее протянулись дороги в далекие города и богатые села.

Эти дороги со временем стали Московскими улицами. Так появились улицы – Тверская, Смоленская, Дмитровское шоссе и др. А на юг пролегла улица – Ордынка.

На этой улице селились послы Золотой Орды, а поблизости, в районе Большого и Малого Толмачевских переулков, жили толмачи – переводчики с татарского языка.

Чтобы надежно защищать Москву, задумал великий князь Иван III построить артиллерийский завод – Пушечный двор. Здесь отливали пушки. Находился этот Пушечный двор на современной пушечной улице. А сами кузнецы – пушкари поселились поблизости на улице Кузнецкий мост. В древней Москве ремесленники одной какой – либо специальности селились в особых районах – слободах. Об этом напоминают названия многих улиц и переулков: Таганская улица, Кожевническая набережная, Оружейный, Колпачный, Гончарный переулки.

Была в Москве Поварская слобода, жители которой обслуживали царя и его приближенных. Соответствующие названия носят здесь Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Калашный, Кисловский переулки.

Вы знаете, что в древней Москве было несколько городов: Китай – город, Белый город и Деревянный город. Так назывались крепостные стены, построенные вокруг Москвы, чтобы защитить ее от набегов врагов.

До сих пор в центре Москвы можно увидеть фрагменты уцелевшей кирпичной стены Китай – города, а напоминает о ней название «Китайский проезд». Названия: «Арбатские ворота», «Покровские ворота», «Никитские ворота» сохранили память о проездных воротах Белого города.

В Сокольниках устраивали царскую соколиную охоту. Охотились с соколами, которые водились на Севере и в Сибири. Ценились они на Руси очень дорого.

Вот как много интересного могут рассказать названия московских улиц, переулков и площадей.

/Зачитывается отрывок Н.Кончаловской «Наша древняя столица»/.

2 СТРАНИЦА «КАК В СТАРИНУ МОСКВИЧИ ЛЕЧИЛИСЬ».

Испокон веков на Руси лечились травами, святой водой, а также заговорами. Русские люди отличались крепким здоровьем, а если и случалось кому – либо захворать, то лучшим лекарством считалась водка с перцем и баня. В стародавние времена, когда еще не было бань, люди любили попариться в печах. Когда печь немного остывала, клали на дно солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, прихватив с собой веник, распаренный, и посудину с квасом. Укладывался человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок пар валил, тут-то и начинали себя веничком постегивать. Напаривались, вылезали из печи и выливали на себя ушат холодной воды. А если кто старый или немощный, того на доску укладывали и задвигали в печь, как хлебы или горшок с кашей.

Париться в печах было не очень удобно, вот и стали строить бани на берегах речек и прудов.

Не было в Москве ни поликлиник, ни больниц. Был, правда, Аптекарский приказ, где составляли всевозможные притирания, настойки и мази, а при нем состоял аптекарский сад на берегу речки Неглинной у Кремлевской стены. Здесь выращивали разные лекарственные травы. Но пользовались Аптекарским приказом только царь и его приближенные. Зато к услугам простых горожан были многочисленные знахарские рецепты от всех болезней. В качестве лекарств использовались даже драгоценные камни. Уже давно люди узнали о лечебных свойствах многих растений, в том числе и тех, которые растут на грядках в огороде, и которые вы все хорошо знаете.

Прежде чем мы выясним, как с помощью обычных овощей можно лечить разные недуги, отгадайте загадки.

  1. « Сто одежек и все без застежек» /капуста/. Если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от головной боли; сушеная капуста исцеляет раны, излечивает от собачьих укусов.
  2. «Сидит дед – в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» /лук/. Свежий сок лука употребляют при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. При кашле, бронхите, коклюше – варят в воде лук с сахаром и медом в течение трех часов. Принимают по столовой ложке 4-6 раз в день.
  3. «Маленький, горький, луку – брат» /чеснок/. При гриппе ежедневно съедать по 2-3 зубчика чеснока.
  4. «Что это такое: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно?» /свекла/. Сок свеклы закапывают в нос при насморке.

3 СТРАНИЦА «ТУРНИР ЗНАТОКОВ МОСКВЫ».

Вопросы викторины: «Знаете ли вы Москву?»

  1. Как образовался Московский Кремль?
  2. Какие реки омывали древний Кремль?
  3. Где в Москве отливались пушки?
  4. Как называлось место, где устраивалась соколиная охота?
  5. Перечислите улицы, которые получили названия по роду занятий, проживающих  в древности москвичей.
  6. Происхождение названия Китай- города?
  7. Как получил свое название Белый город?
  8. Что представляет собой земляной вал?
  9. Чем занимались жители слободы Хамовники?
  10. От чего произошли названия: Колпачный переулок, Каретный переулок, Барашевский переулок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Город чудный, город древний"

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....

"Город чудный, город древний"

Презентация к уроку "Город чудный, город древний"...

презентация "Города Древней Руси"

Презентация по окружающему миру...

"Город древний, город чудный"

Внеклассная работа по москвоведению....

Конспект фрагмента урока граждановедения с элементами краеведения "Город древний, город славный"

Методическая цель: изучать историю родного города Ельца через ролевую познавательную игру.Цели: знакомить с историческими и культурными ценностями города Ельца;развивать познавательный интерес, творче...

Конспект урока по ИЗО (3 класс). Тема: "Город чудный, город славный" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: развитие у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества; формирование у детей образное...