"Эстафета памяти нашим детям"
статья по истории по теме

Восковская Марина Васильевна

События Великой Отечественной войны никогда не должны изгладиться из памяти людей, сколько бы ни сменилось поколений после ее окончания. Эстафету памяти принимать тем, кто сейчас сидит за школьной партой. Дорожить памятью героев, не вернувшихся с войны, воздать дань уважения и признательности, - долг каждого из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estafeta_pamyati_nashim_detyam.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Восковская Марина Васильевна МОУ «Краснооктябрьская СОШ им.А.Ф.Пономарева»

ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ НАШИМ ДЕТЯМ

В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!

Павел Шубин

Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера».

Понимание проблемы патриотического воспитания нашло своё отражение в разработке учителями начальных классов программы духовно нравственного воспитания младших школьников в свете внедрения в образование федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая, потому что память – главный враг войны.

Именно поэтому события Великой Отечественной войны никогда не должны изгладиться из памяти людей, сколько бы ни сменилось поколений после ее окончания. Эстафету памяти принимать тем, кто сейчас сидит за школьной партой. Дорожить памятью героев, не вернувшихся с войны, воздать дань уважения и признательности, - долг каждого из нас.

Помнить войну и тех, кто принес победу, - это значит бороться за мир. На классных часах и внеклассных мероприятиях с обучающимися проводится воспитательная работа на основе развития исторической памяти. Дети узнают о защитниках Родины ВОВ, о работниках тыла, о сверстниках, внесших огромный вклад в приближение Победы, о сражениях, являющимися переломными в истории. Событиям осени 1941года  был посвящен классный час, на котором рассказывали учитель, родители и ученики. На нашу страну 22 июня 1941 напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеривался захватить нашу страну за 6 недель. К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…». Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Исстари о столице народ сказывал поговорками: «Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. Москва –всем городам мать».

13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой. По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город. Вспомним летчиков – героев Отечественной войны (сообщения детей о героях -Н.Гастеллo, В.Талалихине).

С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву. Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Как же выглядела в то время Москва?

 Затемнённые окна домов, противотанковые заграждения – ежи, сваренные из рельсов которыми перекрывали подходы к городу, баррикады из мешков, набитых землёй, которые воздвигались на улицах и площадях. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы. Словом всё, что могло помешать продвижению фашистов, было приведено в действие. Наша столица превратилась в укреплённый город.

Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.
Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы. С первых дней войны москвичи начали создавать дивизии народного ополчения, куда вступили более 150 тысяч добровольцев.7 ноября 1941 г.  В боях наступила небольшая передышка, и у И. Сталина появилась неожиданная мысль — провести традиционный военный парад по случаю 24-й годовщины революции. Он состоялся 7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади. Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Парад произвел огромное впечатление и на советских граждан. То, что И. Сталин присутствовал на параде в Москве и приветствовал красноармейцев с трибуны мавзолея, вселяло в них уверенность и бодрость. С Красной площади они шли прямо на фронт.

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва". Эти слова произнёс политрук В.Клочков. 28 героев-панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии во главе с Клочковым у разъезда Дубосеково остановили 50 фашистских танков, рвавшихся к Москве. Основную роль в московском контрнаступлении сыграл Западный фронт во главе с Георгием Жуковым.

Более двадцати миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Одной из них была москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Правительственным указом от 16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим событием первого года Великой Отечественной войны. Был окончательно сорван план "молниеносной" войны и развеян миф о непобедимости гитлеровской армии,
была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом.
В боях под Москвой и в период контрнаступления зимой 1941-1942 гг. Красная Армия нанесла тяжелое поражение главной группировке фашистских войск. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Победа русских войск под Москвой положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.

 В декабре 2011 года не только москвичи, но и все россияне будут отмечать знаменательную дату – 70 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 году. Время, отделяющее нас от тех военных лет, позволяет всё яснее видеть величие беспримерного подвига нашего народа. Победа в 1945 году была достигнута усилиями рабочих, крестьян, интеллигентов всех наций и народностей, населявших Россию и другие страны, входящие в бывший СССР.

 Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому нам, учителям, сегодня предстоит важная роль в патриотическом воспитании младших школьников.

Литература:

  1. Беляева Ю.В. Тот самый первый день войны... // Начальная школа. 2001. № 5.
  1. Фокина Н.Н. Никто не забыт, ничто не забыто // Педсовет. 2004. № 1.
  2. Шорыгина Т. С Днем Победы! // Начальная школа: Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». 2001. № 11.
  3. История города Москвы /Забелин И. Е./
  4. Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век / сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1996. — С. 520-525.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстафета памяти нашим детям

70 -летию Московской битвы посвящается...

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...

Проект: Книга Памяти "Наши прадеды"

Цель:  Создание Книги Памяти «Наши прадеды»Задачи:1. Собрать информацию о родственниках, принимавших участие в ВОВ (фотографии, письма, награды, документы)...

Эстафета памяти

это военно-спортивная  игра, проводится в летнем оздоровительном лагере при школе...

Спортивное развлечение (эстафета) «Богатырская наша силушка»

Цель: Развивать у детей интерес к истории и культуре своей Родины. Задачи:1. Укреплять здоровье детей и приобщать к здоровому образу жизни.2. Показать образ защитника Родины через образы реа...


 

Комментарии

Восковская Марина Васильевна

Победа русских войск под Москвой положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.