Язычество и крещение Руси.
статья по истории (4 класс) по теме

Хусаинова Екатерина Сергеевна

Статья рассказывает как наши предки,отказавшись от язычества, пришли к православию. Кем был сделан выбор в пользу христианства, кто первым принял Святое крещение на нашей земле, как распространялось и укоренялось на Руси православие.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazychestvo_i_kreshchenie_na_rusi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язычество и крещение Руси.

Хусаинова Е.С.

История нашей страны уже более тысячи лет связана с христианством, когда зародилась Киевская Русь, великое славянское государство, объединившее племена восточных славян. Наши предки не сразу пришли к принятию православной религии. Как и многие другие страны Европы и Востока, Киевская Русь  до принятия христианства была языческой.

Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть материальной культуры древних народов, но прежде всего – отношения людей с природой. Они обожествляли всю природу. Сложно проследить в развитии славянское язычество: что-то само собой отмирало, а что-то, видоизменившись, наслаивалось на новые представления и верования.

Самая ранняя стадия древне - русского язычества - это культ упырей и берегинь, олицетворение двух противоположных начал - злого и доброго. Самые древнейшие божества, какие только были у славян – это добрый Белбог  или Бельций Буг и злой Чернобог. Славяне жили древнеродовым строем. Первой их заповедью было беречь и защищать свой род. Культ Рода, как божества Вселенной, всей природы и плодородия относится ко второй стадии древнерусского язычества. Третья стадия – военный культ бога - громовержца Перуна. Славяне представляли себе Перуна настоящим великаном с луком и стрелами. Фигуру Перуна вырезали из дерева. Голова у идола была покрыта серебром, а бороду и усы делали из золота. Стоял Перун на железных ногах, а в руке держал луч - молнию, украшенный драгоценными камнями. Перед статуей бога – громовержца обязательно горел негасимый огонь. Чтобы умилостивить всесильное божество, Перуну приносились в жертву не только убитые птицы и домашние животные, но и люди. После Перуна вторым по могуществу был бог Велес или Волос. Он был покровителем богатства, торговли, охоты и домашних животных, а так же опекуном всех путешественников и поэтов - сказителей.

Одним из главных богов у славян считался и Сварог. Он представлял собой небеса, из которых исходят свет и огонь. Даждьбог или Даждь бог, Хорс и Стрибог составляли подобие триады, которая как бы энергетически истекает из Сварога. Даждьбог назван сыном Сварога, Хорс представлял собой солнечный свет, а Стрибог – воздушную стихию. Всех троих славяне называли Сварожичами, то есть сыновьями Сварога и великой богини Земли. Культ великой богини был широко распространён в Южной Руси. Славяне очень почитали мать сыру землю – богиню плодородия, прародительницу жизни.

В славянских поверьях  существовал и бог Род, который дал жизнь всему живому. От бога Рода зависело, сколько лет проживёт  человек и будет ли у него потомство. Славяне верили, что весной Бог Род превращается в кукушку. Древний обычай спрашивать у кукушки о долголетии сохранился у славянских народов до сих пор.

 Верили славяне ещё и в чуров, или щуров, - души умерших предков, которые, как считалось, охраняют живых и  оберегают их от бед и невзгод. Восклицание «Чур, меня!», означающее «Защити меня, предок!», дошло и до наших дней.

Существовало у славян много и других богов. Это летние боги: Ярило – Солнце; прекрасный юноша Купало;  Лада – богиня любви и красоты; лесной Лель, её дружок. Были и зимние боги, такие, как: Посвист, или Позвизд – повелитель северных ветров; суровая Зимерзла, или Симаргла; пугающая близкой смертью – Морена, или Марена; Коляда – весёлый младенчик – солнце. В честь этих богов были установлены различные обряды и празднества. Например, в  честь Коляды, 25 декабря, в день зимнего солнцеворота, устраивали торжество с песнями и плясками. Веселились славяне и на Масленицу, когда провожали зиму и встречали весну.

Характерной чертой наших предков - язычников было добротолюбие, поклонение « богу Добрату». Постигнув философию добра, они стремились учить добру,  делать добро, хранить добро. Славяноросы искренне переживали боль других людей как свою собственную, готовы были всех защитить и просветить. Несмотря на это, человеческие жертвоприношения всё- таки были. Язычество не обладало ценностью человеческой души, ценностью человеческого бытия.

В VIII – X веках на Руси стало формироваться государство. На землях восточных славян выросло много городов. Среди всех городов, безусловно, выделялся Киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве требовало изменений в религии и в идеологической области, так как язычество серьёзно тормозило формирование новых производственных отношений. Нужна была новая вера, которая не только несла бы людям свет добра и истины, но и оправдывала бы и подкрепляла  сильную власть, поднимала бы авторитет князя.

Решающее значение в выборе православия оказало сильное влияние Византии, с которой Русь была давно уже тесно связана. Официальное Крещение Руси произошло в 988 году князем Владимиром, хотя ещё в 867 году Аскольд и Дир, первые князья Киева, приняли христианскую веру от греков. Удивительно, что в Киеве, к 882 году, за сто с лишним лет до официального Крещения, уже имелась церковь во имя святого Николая Чудотворца, а при князе Игоре – церковь во имя святого пророка Илии.

В крещении славян огромную роль сыграли братья из греческого города Фессалоники (Солуни) Кирилл Философ, носивший до принятия монашеской схимы имя Константин, и Мефодий. Святой Кирилл почти одновременно с походом киевских князей Аскольда и Дира на Царьград крестил в южных русских областях двести семейств, у которых нашёл Евангелие и Псалтырь в своём переводе. Это первое, уже массовое, крещение известно, как Аскольдово Крещение Руси.

Первой русской правительницей, принявшей христианскую веру, была княгиня Ольга. Ольга надеялась, что последовав её примеру, в новую веру захотят обратиться и другие. Она желала видеть крещёной всю Русь. Но к великому огорчению Ольги, даже её сын Святослав отказался креститься, так как Христова вера не соответствовала его простой и грубой жизни. Ему были ближе славянские божества. Однако, равнодушный к вере Святослав не запрещал никому креститься, и многие киевляне стали христианами. На могиле Аскольда княгиня Ольга выстроила церковь во имя святителя Николая, а бывая в разных городах Руси, старалась везде распространять познание Бога истинного.

Если княгиня Ольга не успела привлечь к православию своего единственного сына, то, скорее всего, в этом она преуспела в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, которые находились на её попечении. Достоверных доказательств, что Ярополк был христианином, нет. Известно только, что он проявлял интерес к христианству и вёл переговоры не только с императором Оттоном Великим, как его бабушка, княгиня Ольга, но и с римским папой. Но время правления Ярополка было коротким, с 972 года по 978 год. В 978 году он был убит младшим братом Владимиром, который хитростью овладев Киевом, захватывает власть. Вначале  князь Владимир был ревностным идолопоклонником. Он сооружал новые капища, ставил идолов и требовал, чтобы им совершались усердные жертвоприношения.

И всё–таки язычество находилось в окончательной стадии упадка, языческие устои стали не так прочны, как прежде. После шести лет правления перед великим князем остро встаёт вопрос о принятии государственной религии. Этого требовала мировая обстановка.  Язычество же  серьёзно тормозило формирование новых производственных отношений зарождавшегося феодализма.

Окончательный выбор пал на греческую веру. Этому в большей степени способствовало и крещение его бабушки Ольги, и появление христианских храмов, и деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. Прежде чем обратить в христианство свой народ, князь Владимир должен был сам принять святое крещение. В греческом городе Корсунь происходит святое крещение князя и бракосочетание с греческой царевной Анной. Возвратившись в Киев, князь перед всем народом окрестил двенадцать  своих сыновей и повелел креститься киевлянам. Святое крещение киевлян совершилось первого августа 988года -  в общий с греческой церковью День празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Принятие христианской веры было важным моментом в жизни почти всех народов Европы. Решившись просветить всю русскую землю христианством и ввести Киевскую Русь в систему христианских государств, князь Владимир прекрасно понимал громадное значение этой реформы. Из варварской страны появилась вдруг держава с мировой культурой, мировой религией. Это было расцветом всей древнерусской культуры, древнерусского государства.

Литература:

Бутромеев В.П.  Детский плутарх. Великие и знаменитые. Россия. Средние века. От Рюрика до Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Козырева А.А. Тайны крещения Руси. - М.: Издательство Оникс,2009.

Соловьёв В.М. Тайны Древней Руси. -  М.: Издательство Оникс, 2008.

Рассказы о русских святых / Под ред. Печерской А.Н. – М.: Дрофа – Плюс,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Иконописание

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...

Крещение Руси, причины, последствия

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному  материалу: летописи,  яз...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

Презентация к статье "Язычество и крещение Руси".

Презентация к статье  "Язычество и крещение Руси"....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

К данной работе очень не хватает презентации.

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Екатерина Сергеевны, спасибо за интересную и познавательную работу.

Бондаренко Марина Анатольевна

Работа интересная, но я не согласна с выводом: "Это было расцветом всей древнерусской культуры, древнерусского государства", ведь речь идет о Владимире. Расцвет культуры древнерусского государства и усиление его могущества - это время правления Ярослава Мудрого.