Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Крещение Руси. Иконописание

    Малолетова Ольга Анатольевна

    Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Крещение Руси. Иконописаниеisanie.DOC25.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»

    Интегрированный урок в 4 классе

    по окружающему миру и краеведению

    по теме:

    «Крещение Руси. Иконописание»

    Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

    Малолетова О.А.

    Задачи:

    • Дать представление учащимся об иконописании в Древней Руси.
    • Обобщить и расширить знания учащихся об основателе Троицкого монастыря Преподобного Сергия Радонежского.
    • Познакомить учащихся с историей написания икон Троице-Сергиева монастыря.

    Цели:

    • Закрепить знания учащихся о жизни славян в Древней Руси с 10 по 15 век.
    • Закрепить знания учащихся о крещении Руси.
    • Обогащать словарный запас  учащихся.
    • Формировать временные представления.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
    • Развивать воображение, память, внимание, организованность учащихся.
    • Расширять кругозор учащихся.
    • Развивать устную речь учащихся.
    • Развивать умение работать в группах.
    • Воспитывать чувство патриотизма.
    • Воспитывать чувство гордости, уважения, любви к своей Родине, к родному краю.
    • Воспитывать любовь к истории.

    Оборудование

    • Кроссворд «С летописцем в древнюю Русь»;
    • Карточки с творческим заданием «Соотнеси название храма с городом»;
    • Карточки с «Лентой времени»;
    • Аудиозапись музыки М. Мусоргского вступление к опере «Хованщина»;
    • Альбом с изображениями икон.

    1. Сообщение темы и цели занятия.

    ( Звучит отрывок вступления к опере «Хованщина»  М. Мусоргского)  

    • Умный, гордый наш народ

    Далеко гладит вперёд.

    Но преданья старины

    Забывать мы не должны.

    Слава русской старине!

    Слава нашей стороне!

    • Это занятие сегодня посвящено древнейшему прошлому нашей Родины. Путешествие начнётся с 10 века и продлиться до 15 века. Мы вспомним основные важнейшие события тех далёких времён. Познакомимся с иконописанием на Руси.
    1. Повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Крещение Руси».
    • А попасть в Древнюю Русь вам поможет ключевое слово кроссворда, который вы сейчас будете отгадывать.
    • И так, ключевое слово «христианство». Велики заслуги князя Владимира перед Русью.
    • Какой год считается годом крещения Руси? (988 г.)
    • Какой письменный источник нам сообщает об этом, кто его написал?  («Повесть временных лет». Нестор-летописец) Давайте обратимся к строкам, написанных Нестором. (Учитель зачитывает текст и переводит учащимся).
    • А сейчас мы отправимся в гости к князю Владимиру. Вспомним, сразу ли князь Владимир выбрал христианскую веру? (Учащиеся показывают сценку, как князь выбирал веру для Руси.)

    Дружинник

    Отправь послов, Владимир-князь,

    Пусть ищут вразумленья.

    Гусляр

    Ой, не близок путь послов

    К тайнам благодати,

    Не чужих послушать слов –

    Веры испытати.

    Всюду княжеским послам

    И почёт и слава.

    Веру дати рада нам

    Всякая держава.

    1-й посол

    Владимир- Князь! Немало мы,

    Прошли чужих земель,

    Но краше греческой страны

    Не встретили досель.

    В магометинстве Бог  - Аллах,

    Единый Бог для верных,

    Но веру их спрягает страх,

    А страх учитель скверный.

    2 посол

    Латинцы веруют в Христа,

    Посильна тяжесть их поста,

    Но в службе нет величия,

    В том с греками различие.

    3 посол

    Нет на Земле таких красот

    Как в Византийском храме!

    Казалось, там сам Бог с высот

    Сойдя ходил меж нами.

    А у Христа у всех любовь

    И милость всем без меры.

    Мы повторяем вновь и вновь:

    Проси у греков веры!

    Владимир

    Теперь свидетельствую верно:

    Что этот Бог добрее всех.

    Пусть окрестит меня архиерей

    И Русь мою окрестит поскорей!

    Гусляр

    Поселенья и курганы оставляя в стороне,

    Чуть качались истуканы, по речной катясь волне.

    А в столице, первой, русской, рано –  рано поутру,

    Шёл народ широким спуском на крещение к Днепру.

    Шёл народ к мосткам дощатым, забывая страх и грусть.

    И пролёг тогда Крещатик через всю святую Русь.

    В 988 году князь Владимир крестил Русь, где миром, а где и силой. Но это событие имело огромное значение для страны.

    • Какое? (Авторитет, международные связи, строительство городов, храмов, появление письменности, распространяется грамотность)
    • Какие древнерусские города становятся крупными торговыми и культурными центрами? (Древний Киев, Великий Новгород)
    • В городах появляются новые строения – храмы. Немного из древних храмов сохранились до наших дней. Посмотрите на иллюстрации: в Киеве, в Новгороде, а потом уже и в наших северных землях: во Владимире (12 в.), в Звенигороде (14 в.) , у нас, в Троице – Сергиеве монастыре.

    Работа в группах. Ребята выполняют творческое задание «Соотнеси город и храм»

    • Почему после крещения Руси начинает распространяться грамотность, появляются книги? (Торговля, ремесло, храмы требуют грамотных людей, книги нужны для богослужения)
    • На Руси появляются рукописные книги. Рассмотрите иллюстрацию: берестяные грамоты, рукописные книги.
    • Где их могли хранить? ( В монастырях)
    • Кто их переписывал? (Монахи)
    • Наш Троице – Сергиев монастырь являлся центром книгописания. Некоторые их них стали известны и нам.
    • Какое произведение было написано в Троице - Сергиевом монастыре об истории его возникновения, кто автор? (Монах Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского», в 14 веке)  

    Физкультминутка

    Мы сейчас все дружно встанем,

    Отдохнём мы на привале.

    Влево, вправо повернись,

    Наклонись и поклонись!

    Начинаем мы опять по истории шагать,

    Чтобы всё понятным стало

    Потрудились мы немало.

    1. Написание икон в Древней Руси.
    • Кроме церковных книг для храмов, что ещё понадобилось для обращения к Богу? (Понадобилось написание икон)
    • Верно, иконы. Сначала их привозили из Византии, а затем началось иконописание на Руси. Первый русский иконописец Алипий, Киево-Печёрская лавра, в 12 веке – икона Владимирской Божьей матери.
    • Что изображалось на иконах? Рассмотрите изображение иконы Богоматери, Святителя Николая – Чудотворца, Святого Георгия Победоносца.
    • Где мы можем увидеть изображение Св. Георгия Победоносца? (На гербе нашего государства, г. Москвы, на гербе Сергиева Посада)
    • Появляются иконы русских святых: князя Владимира, княгини Ольги, князей Бориса и Глеба.
    • Кроме этого на иконах изображались православные праздники. Давайте попробуем угадать по изображениям, какой это праздник на иконах.
    • Перед нами ещё не дописанная икона. Что уже расписано,  что ещё не написали? Что самое главное было в изображении иконы?  Труднее всего было изобразить лик святого. Его писали в последнюю очередь и выписывали с особым старанием.
    • Как вы думаете, на чём писались иконы? (На деревянной доске, на камне, на тканях вышивали, вырезали на кости)
    • Троице – Сергиев монастырь стал центром иконописания. Рассмотрите изображение иконы 15 века «Спас», написанная Андреем Рублёвым.
    • Самое главное изображение, почитаемое всеми христианами – это икона «Троица». Рассмотрите изображение этой иконы. Она написана в нашем монастыре Андреем Рублёвым, известным русским иконописцем.
    • Опишите икону. На ней изображены три Ангела. Люди не знали, как изобразить Бога, то, что они не могли увидеть воочию. Эти три Ангела – это как бы единое изображение нашего Бога. Что поражает нас в этой иконе? Рассмотрите изображение другой иконы «Троица». Давайте сравним её с другой иконой  «Троица». Вы видите светлые, нежные цвета, олицетворяющие добро, любовь, надежду, мир. Лики – наполнены светом. Ведь это и донёс в своей иконе Андрей Рублёв. Писал он её в память и похвалу основателю нашего монастыря. Как его зовут? (Св. Сергий Радонежский).
    • Давайте подумаем -  почему?
    • Что вам известно о Св. Сергии Радонежском? (Основал монастырь в 14 веке, проповедовал идеи любви, мира, добра)
    • Кто из русских князей просил благословения перед битвой? (князь Дмитрий перед Куликовской битвой в 1380 году)
    • К чему призывал пр.. Сергий Радонежский русских князей, русских людей? (К объединению Руси, к миру между князьями и всеми людьми)
    • Почему русский люд так возрадовался этой иконе? Почему её считают особой , почитаемой? Давайте вспомним то время: в 13 веке началось татаро – монгольское иго на Руси – разорение и угнетение. «Троица» - это свет, надежда. И мы очень гордимся тем , что эта знаменитая икона была создана в нашем монастыре.
    • Мы привыкли , что икона писалась на деревянной доске. Рассмотрите изображение – это вышитое изображение иконы на ткани : « Покров Св. Сергия Радонежского « , «Покров Александра Невского». Что вы знаете об этом русском князе? (В 1242 году произошло Ледовое побоище. Князь Александр разгромил немецких крестоносцев. Он призывал всех русских князей к объединению и миру). За это князь Александр Невский был причислен к лику Святых.
    • Кроме того икона может быть вырезана на кости, из камня. В Византии и в Греции иконы были из мозаики.
    • А сейчас мы с вами рассмотрим изображения икон, хранящихся в нашем монастыре. Эти вещи, иконы, книги вы можете воочию увидеть в нашем музее. Это история нашей страны, нашего края.
    1. Итог занятия.
    • Что повторили и что узнали нового?
    • А теперь попробуем составить ленту времени основных событий с 10 по 15 век:

    988 г. – Крещение Руси, появление письменности.

    11 век – Нестор монах пишет «Повесть временных лет», строительство соборов в Киеве, в Древнем Новгороде.

    12 век. Появление первых русских икон во Владимире – Икона Владимирской Божьей Матери.

    13 век. Разорение Руси – Начало татаро - монгольского ига на Руси.

    14 век. Основание монастыря Сергием Радонежским – Куликовская битва.

    15 век. Работа в монастыре русского иконописца Андрея Рублёва – Пишет икону «троица», создание иконы на кости и камне монахом Амвросием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Крещение Руси, причины, последствия

    Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Крещение Руси". В презентации найдётся информация по пройденному  материалу: летописи,  яз...

    Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

    Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

    Бинарный урок ОПК и ОМ "Крещение Руси",4 класс, УМК "Гармония."

    Урок закрепляет знание  уч-ся о смысле таинства Крещения, житии Св. равноап. князя Владимира, содержит материал для инсценирования "Как князь Владимир веру выбирал". В доступной форме знакомит мл...

    Урок по теме "Крещение Руси"

    Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...

    Крещение Руси

    Роль и место князя Владимира в принятии христианства и крещении Руси...

    Устный журнал "Крещение Руси".

    Конкурс "Откуда есть пошла русская земля". Готовое внеклассное занятие для 4 класса на тему "Крещение Руси"....