Программа "История и культура Санкт- Петербурга". 3 класс
рабочая программа по истории (3 класс) по теме

Белышева Юлия Станиславовна

Рабочая программа по истории и культуре Санкт- Петербурга для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

с углублённым изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено на методическом совете школы

Протокол №  _________

от  «_____»_____________ 2012 г


         УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №13  

_________    /Харчилава Е.В./

Приказ № ______

от  «_____»_____________ 2013 г

                                                                       

                                                                     

                                                                                                               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   истории и культуре Санкт-Петербурга  на 2013-2014 уч.год                        

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 3 класс    

Количество часов 34  Уровень  базовый

Учитель   Белышева Юлия Станиславовна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования и обеспечена УМК: учебниками « Санкт-Петербург» .Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск второй. Выпуск третий.

ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

(для четырёхлетней начальной школы)

I. Пояснительная записка

    Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

    Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть  почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

   Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

    Курс «История и культура Санкт- Петербурга » как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной;  поведением и отношением петербуржцев к своему городу,  ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

   Цель и задачи курса «История и культура Санкт - Петербурга».

   Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

   Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   1. Способствовать формированию у учащихся:

   -   познавательного интереса к изучению города;

   -   элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

   На основе этих знаний:

   2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

   3. Начать формирование краеведческих умений:

   - грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

   - ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

   - соотносить объект на карте с городским пространством;

   - пользоваться краеведческой литературой;

   - рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

   - описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

   - соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

   4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

   - работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

   - подбирать слова, характеризующие объект;

   - выявлять главные признаки объекта;

   - сравнивать объекты и делать выводы;

   - обосновывать свою точку зрения;

   - переносить знания, полученные на других учебных предметах.

   5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

   - формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

   - выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

   6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

   - изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

   7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

   - соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах. 

Описание места курса в учебном плане ОУ.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  для обязательного изучения  предмета «История и культура Санкт –Петербурга » в 3 классе отводится  34 часа  в год  (1 час  в неделю).

Результаты : личностные, метапредметные и предметные.

3--й класс

Личностными результатами изучения курса «История и культура Санкт -Петербурга» в 3-м классе является формирование следующих умений:

            - эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира»,     представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

  1. Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

             -формирование умения делать выводы;

             -формирование положительной мотивации к обучению;        

            -формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной               деятельности.


Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  1. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  1. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


  1. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

    - овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

   - научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;

    -  уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.

Содержание курса.

   Содержание программы «История и культура Санкт – Петербурга » включает  2 раздела    (2 выпуска ):

первый раздел – «Санкт – Петербург –город музеев и театров » ( 2 выпуск );

 второй – «Из истории приневских земель» ( 3 выпуск ).

    Содержание первого раздела (2 выпуск ) «Санкт – Петербург – город музеев и театров » знакомит учащихся  с главными музеями и театрами нашего города и другими достопримечательностями , расположенными на берегах Невы. Учащиеся знакомятся с такими театрами, как: Михайловский театр, театр им. А.С.Пушкина (Александринский театр ) , театр комедии, Филармония. Также на уроках происходит знакомство с различными музеями нашего города: Русский музей,музеи на стрелке Васильевского острова: Кунсткамера, Зоологический музей.

На уроках происходит знакомство с площадями:

площадь Искусств, площадь Островского, Театральная площадь,  раскрывается их эстетическая, историческая значимость.

Этот раздел знакомит учащихся с Российской национальной библиотекой-богатством Санкт- Петербурга.

В этом разделе учащиеся 3 класса знакомятся с храмами  разных вероисповеданий.

Также этот раздел включает в себя изучение таких тем, как:

Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных. Петербургские мосты — их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов. Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности. Украшения фасадов старинных петербургских домов: колонны, пилястры, декоративное убранство. Создатели петербургских зданий: архитекторы, строители, декораторы. Сказочные существа в Петербурге. Скульптура, статуя, барельеф. Старинные петербургские фонари — их необходимость, особенности.

Содержание этого раздела раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города. Раскрывается эстетическая, общественная значимость достопримечательностей нашего города и ценность труда.

    Содержание второго раздела  ( 3 выпуск ) «Из истории приневских земель»  знакомит учащихся с утилитарной значимостью  всех частей любого города ,а также исторической и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).

   Содержание раздела знакомит с жителями невских берегов, их бытом, традициями, укладом жизни. Знакомит с историей приневских земель.(Невские крепости. Кронштадт).

  Содержание  раздела программы «История и культура Санкт – Петербурга » знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство- символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы). Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

   Содержание этого  раздела также  знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Домик Петра Первого– самое первое жилое  здание нашего города ,Троицкая площадь – самая первая площадь нашего города , Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры,  Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей. Указываются некоторые традиции, связанные с этими объектами. Подчеркивается значение объектов как символов, опознавательных знаков города.

 Содержание раздела включает в себя знакомство с эпохой Петра Первого (ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого ), также знакомство с эпохой правления Анны Иоанновны  ( царский двор в правление Анны Иоанновны ).

  В  данном разделе  происходит  знакомство с  архитектурными стилями ( петровское  барокко - Меншиковский дворец,  русское  барокко  -  Зимний  дворец).

    Данный раздел включает в себя  тему «Как учили детей в Петербурге 18 века»,  в которой раскрываются традиции Санкт- Петербургской школы 18 века.

Благодаря содержанию этого раздела дети могут понять, что их ближайшее окружение – особый мир Города, требующий и особого поведения.

Предполагаемые результаты освоения программы.

   Во время прохождения начального курса «История и культура Санкт-Петербурга» предполагается, что учащиеся:

    - овладеют элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

   - научатся правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;

    - проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;

    - смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);

    -  начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.

    И, конечно, полученные  знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.

Формы учета результатов обучения.

    Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины . Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, слушать и уважать чужое мнение, кратко и ёмко формулировать мысль, не бояться выражать свое мнение, брать на себя ответственность за команду.

    Задания по текущему контролю за освоением программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.

    Также и для домашней работы предполагаются познавательные задания, типа: «наряди здание и опиши его», «нарисуй свою решетку», «заполни лепестки ромашки», «допиши секретное донесение», «придумай свой ребус», «составь кроссворд», «сочини сказку», которые ребята выполняют всегда с удовольствием.


Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы.

Идеи, цель, задачи программы  и прогнозируемые результаты освоения программы

«История и культура Санкт- Петербурга» ( 3 класс)

Идеи, цель, задачи программы

Прогнозируемые результаты освоения программы

Идея содержания программы

Название программы соответствует его идеи. Ребенок в знакомом, привычном для него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса».

Цель программы:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города,  предоставив каждому  ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.  

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей;

2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:

  1. о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);
  2. об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания);
  3. о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга;





Выпускники 3 класса:

грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, указанные в программе;

отвечают на вопросы, предложенные учителем, сформулированные в учебных пособиях, показывая степень сформированности представлений

- о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан;

- об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга;

- о важности и нужности созидательного труда горожан (образцы вопросов в учебном пособии «Санкт – Петербург»);

3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.

  1. Умение ориентироваться в пространстве города:

- ориентироваться по карте-схеме;




- ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов);





- выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам;

- «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).



  1. Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний:

- из письменных источников, доступных возрасту детей  (учебника, справочников, краеведческой литературы);  



- из изобразительных источников;




- из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников);



- от «носителей устной информации»



Ориентируются по упрощенной схеме города;

- читают ее «легенду»;

- находят основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров;

- находят объекты по природным и городским ориентирам.

Ориентируются в реальном городе:

- на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, №  домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы  и др., а также изученные на уроках ранее объекты).

Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанина;

Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают учебные прогулки и экскурсии.



Умеют:


- самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

- узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал памятник (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района);


- узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид;

- слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся


  1. Умеют 

- комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план;

- устно описывать объект, используя  памятку;

- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.

5. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется

- в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);

- в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.);

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.  

VII. Тематическое планирование и основные  виды деятельности учащихся.

3-й класс



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Характеристика учебной деятельности

 (знания и умения)

Вид

контроля

Основные виды деятельности (УУД)

Домашнее

зада

ние.

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вводный урок.

Санкт- Петербург – город музеев и театров.

1

Комбинированный урок





Повторение, обобщение материала предыдущего учебного года. Введение  в раздел «Санкт –Петербург- город музеев и театров».


Повторить материал  о стрелке Васильевского острова , изученный во 2 классе.

Уметь :

- комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план;

- устно описывать объект, используя  памятку;

- составлять письменный рассказ об объекте ;

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.

Текущий контроль.

Познавательные:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

  1. формируем умение работать в паре или в малой группе;
  2. формируем умение формулировать и выражать свои мысли ;
  3. формируем навыки коллективной работы.





Регулятивные:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану.

Т. С.3-5


.Музеи на стрелке Васильевского острова.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль.

Т. с.5-7

Площадь Искусств.

Михайловский театр.

Здание Филармонии  

1

Урок ознакомления с новым материалом

. Местоположение,

название,облик  площади Искусств, Михайловского театра, здания Филармонии.

Знать:

-о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан;

- об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга;

- о важности и нужности созидательного труда горожан.

 Уметь:

-самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

-узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .

Текущий контроль.

Т.

С.8-11

Михайловский дворец.

Русский музей.

1

Комбинированный урок

Местоположение,

название,облик  Михайловского дворца.

Уметь:

- узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид;

- слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.







Знать:

-о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан;

- об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга;

- о важности и нужности созидательного труда горожан.

Уметь:

-самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

-узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .


Уметь:

- узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид;

- слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.


Уметь:

-самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

-узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал здание .


Уметь:

Ориентироваться

по упрощенной схеме города;

- читать ее «легенду»;

-находить основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров;

- находить объекты по природным и городским ориентирам.

Уметь:

Ориентироваться  в реальном городе:

- на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, №  домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы  и др., а также изученные на уроках ранее объекты).



Знать:

-о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);

-об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания);

-о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга;



Уметь :

- комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план;

- устно описывать объект, используя  памятку;

- составлять письменный рассказ об объекте ;

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание.




Уметь:

- узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид;

Текущий контроль.

Личностные:

  1. формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;
  3. формирование умения оценивать результаты своей работы



Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и  события.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.




Коммуникативные:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Регулятивные:

 диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Т.

С.12-14

Площадь Островского.

1

Комбинированный урок

Местоположение,

название,облик  площади.

Текущий контроль.

Т.с.

15-18

Театр имени А.С.Пушкина.

(Александринский театр).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Местоположение,

название,облик, архитекторы театра.

Текущий контроль.

Т.с.

19-21

Российская национальная библиотека.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Местоположение, название,облик,архи-текторы библиотеки.

Текущий контроль.

Т.с

22-24

Елисеевский магазин.

Театр комедии.

1

Комбинированный урок

Местоположение, название,облик,архи-текторы сооружений.

Текущий контроль.

Т.с.

25-27

Вопросы и задания

(итоговое занятие)

1

Урок проверки и коррекции знаний

Знать названия, архитекторов, основное назначение

 изученных достопримечательностей.

Тематический контроль.

Театральная площадь.

1

Комбинированный урок

Местоположение,

название,облик  площади.

Текущий контроль.

Т.с.

28-31

Санкт-Петербург-ские храмы.

1

Комбинированный урок

Местоположение храмов.

Название храмов. Облик храмов.

Текущий контроль.

Т.с.

32-36

«Мосты повисли над водами…»

Мосты через реки и каналы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Петербургские мосты- их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов.

Текущий контроль.

Т.с.

37-43

Мосты через Неву.

1

Комбинированный урок

Петербургские мосты их необходимость и особенности. Мастерство создателей мостов

Текущий контроль.

Т.с.

44-49

«В гранит оделася Нева…»

1

Комбинированный урок

Петербургские набережные, их необходимость и особенности. Создатели набережных.

Текущий контроль.

Т.с.

50-54

«Твоих оград узор чугунный…»

1

Комбинированный урок

Чугунные решетки, ограды — их необходимость, особенности

Текущий контроль.

Т.с.

55-58

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

Атланты

и кариатиды.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с мифами и легендами в архитектуре.

Текущий контроль.

Т.с.

59-61

Герои мифов в скульптуре.

1

Комбинированный урок

Знакомство с мифами и легендами в архитектуре.

Текущий контроль.

Т.с.

62-65

Скульптуры-  аллегории.

1

Комбинированный урок

Знакомство с мифами и легендами в архитектуре.

Аллегорические скульптуры.

Текущий контроль.

Личностные:

-формирование умения делать выводы;

-формирование положительной мотивации к обучению;        формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности;            формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила



Познавательные:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные:

-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.




Личностные:

-формирование умения делать выводы;

-формирование положительной мотивации к обучению;        формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности;            -формирование умения определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила


Т.с.

66-68

Животные в скульптуре.

Звери и птицы.

1

Комбинированный урок

Сказочные существа в Петербурге.

Текущий контроль.

Т.с.

69-72

Фантастические животные.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с мифами и легендами в архитектуре.

Текущий контроль.

Т.с.

73-75

Вопросы и задания

(итоговое занятие)

1

Урок проверки и коррекции знаний

Знать названия, архитекторов, основное назначение

 изученных достопримечательностей.

Тематический контроль.

Т.с.

76-77

Жители невских берегов.

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь города и горожан.Горожане — «помощники» города.

Текущий контроль.

Т.с.

3-6

Из истории приневских земель.

1

Комбинированный урок

Историческая справка.

Текущий контроль.

Т.с.

7-9

Невские крепости.

Кронштадт.




1

Комбинированный урок

Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости

Текущий контроль.

Т.с.

10-12

Петропавловская крепость.

Петропавловский собор.

1

Комбинированный урок

Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости

Текущий контроль.

Т.с.

13-19

Домик Петра Первого.

Троицкая площадь.

1

Комбинированный урок

Местоположение, необходимость сооружения домика Петра Первого.

Текущий контроль.

Т.с.

20-22

Петровское барокко.

Меншиковский дворец.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Местоположение дворца.

Название дворца. Облик дворца.

Текущий контроль.

Т.с.

23-26

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.


1

Комбинированный урок

Знакомство с эпохой Петра Первого.

Текущий контроль.

Т.с.

27-29

Корабли в петровском Петербурге.

Адмиралтейство.

1

Комбинированный урок

Местоположение Адмиралтейства. Название. Облик Адмиралтейства (планировка, цвет).

Текущий контроль.

Т.с.

30-33

Александро-Невская лавра.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Местоположение,

название,облик лавры. Историческая справка.

Текущий контроль.

Т.с.

34-37

Невский проспект.

1

Комбинированный урок

Знакомство с Невским проспектом-главным в нашем городе.

Текущий контроль.

Т.с.

38-41

Царский двор в правление Анны Иоанновны.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Историческая справка.

Текущий контроль.

Т.с.

42-44

Из истории Зимних дворцов.

Русское барокко.

1

Комбинированный урок

Местоположение дворцов,название, облик(планировка, цвет,украшения фасадов). Создатели дворцов.

Текущий контроль.

Т.с.

45-49

Как учили детей в Петербурге 18 века.

Итоговое занятие.

1

Урок проверки и коррекции знаний

Знать названия, архитекторов, основное назначение  изученных достопримечательностей

Тематический контроль.

Т.с.

50-53

Характеристика УМК.

1.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011

2.Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург . Выпуск третий : Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.-СПб.: КОРОНА принт ,2011

Список литературы.

1.   Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003.

2.   Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. - СПб., СМИО Пресс. 2004.

3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006.

4. Махинько Л. Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для начальной и основной школы. - СПб., Изд. Н.Ф. Куприянова, 2000.

5.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.

6.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.

7 Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.

8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.

9.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.

10.Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.

11.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.

12.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.

Литература для детей

  1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.
  2. Журнал «Автобус», 1995-2008.
  3. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).

Программы учебных и элективных курсов

1.   Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник (программы элективных курсов) / под ред. Л. М. Ванюшкиной. - СПб., СМИО Пресс, 2006.

2. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции. Программы учебных курсов. - СПб.. СМИО Пресс, 2002.

3. Программа элективного  курса профильной подготовки  «Многонациональный Петербург». Авторы-сост. Баранов П. А., Ермолаева Л. К., Смирнова Т. М. - СПб., СМИО Пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"

Эту презентацию можно использовать на уроке  по истории города....

Интегрированный урок математики и истории и культуры Санкт-Петербурга, 2 класс

Урок по теме "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100".Закрепление изученного материала....

Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга

Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...

Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.

Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....