Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая работа, тестирование. К уроку прилагается красочная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

гимназия № 259

 Разработка урока истории с использованием мультимедийной презентации

в 3 классе по теме:

«Гроза двенадцатого года».

Урок разработала:

Беловодская

Оксана Валерьевна,

учитель начальных классов


Предмет: история

Класс:  3

УМК: «Школа 2100»

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Гроза двенадцатого года»

Цель: создать условия для ознакомления  учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой, показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Задачи:

- формировать  мотивационную  основу  учебной  деятельности, внутреннюю  позицию  ребенка  на  уровне  положительного  отношения к  Родине;

- развивать устную речь, умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают;

- формировать у учащихся умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.

Оборудование: учебник А. А. Вахрушева «Моё Отечество», 2 часть; компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный  материал, карточки для работы в группах, костюм  солдата для театрализации.

Ход урока.

Орг. момент.

I. Проверка домашнего задания.

- Тема нашего урока «Гроза двенадцатого года», но прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте повторим пройденный материал. На прошлом уроке мы с вами говорили о «Власти и народе Российской империи». Домашнее задание проверим тестированием. У вас на партах лежит тест. Предлагаю вам ответить на его вопросы.  Среди предложенных ответов нужно выбрать один правильный.

Самостоятельное выполнение работы.

1. Екатерина II считала себя продолжательницей дела:
а) Ивана Грозного      б) Михаила Федоровича        в) Петра I

2. Великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения:
а) Суворов                   б) Кутузов                               в) Румянцев

3. Люди, которые помогали императору:
а) советники                б) чиновники                           в) управляющие

4. Крестьянин, с которым дворянин мог сделать все, что угодно:

а) крепостной                б) крёстный                            в) прикрепленный

5. Екатерина II первой сделала прививку от:

а) кори                            б) оспы                                    в) холеры

6. В каком году Россию стали называть империей:

а) 1721 год                     б) 1703 год                               в) 1612 год

7. Как называлась турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова:

а) Гангут                        б) Измаил                               в) Петропавловская

8. Кто из русских полководцев учил: «Побеждают не  числом, а уменьем»:

а) Пётр I                        б) Багратион                              в) Суворов

Взаимопроверка.

- Итак, ребята, проверяем. На счет три обмениваемся тестами – взаимопроверка.

Слайд 2 (проверка теста)

- Поднимите  руки у кого «пятерка»? «Четверка»? Молодцы!

- Ребята, у кого «тройка»? Не огорчайтесь, в следующий раз домашнее задание учите более внимательно.

II. Постановка проблемы.

- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, какими мужественными были их предки. Вот об одном таком событии мы и будем говорить сегодня на нашем уроке.

Работа с учебником.

-Для этого давайте узнаем, где же оказались сегодня герои нашего учебника?

Слайд 3 (Илюши и Анюта.)

Чтение текста учебника стр.80.

Один ученик  читает слова автора.

- Так, где же оказались наши герои? (На Бородинском поле.)

Слайд 4 (Бородинское поле 2012 год)

- Каждый год, 26 августа,  на этом поле проходит театрализованное представление Бородинского сражения. В 2012 году ему  исполнилось 200 лет. Это событие широко отмечалось в нашей стране. На слайде вы видите фотографии этого представления.

Появляется солдат.

- Да, жаркий выдался денёк, прямо как тогда – в Отечественную войну 1812 года!

Учитель: Прочитайте слова Илюши в учебнике.

Чтение текста про себя.

Учитель: Кто из вас может ответить на вопрос Илюши?

Спор учеников о значении слова «отечественная».

Ученик А. (суть реплики: слово «отечественная» происходит от слова «отец»): Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

Ученик Б. («отечественная» — значит, воевали всем Отечеством): До 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.

Ученик В. («отечественная» — потому что защищали Отечество): Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

Окончательного вывода ученики сделать не могут, им не хватает знаний по новой теме.

Учитель:  Какое противоречие заметил Илюша? Какой возникает вопрос? (Ответы детей.)

- Итак, сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: «Почему война 1812 года называлась "Отечественной"?».

Слайд 5 (вопрос)

III. Актуализация знаний.

Солдат:  Я расскажу о  событиях тех лет.

Слайд 6 (Наполеон)

- Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.

Слайд 7  (карта завоеваний Наполеона)

Учитель: Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон? (Ответы детей.)

- “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

Слайд 8 (карта на стр. 81)

Работа с картой на стр. 81.

- Посмотрите на карту на странице 81.

- Какими стрелочками показано наступление Наполеона? (Синими.)

- Какие города России удалось захватить Наполеону? (Ответы детей.)

- Ребята, обратите внимание, что Наполеон движется к Москве!

-  А почему именно к Москве? (Ответы детей.)

- Проверим ваши ответы. Найдите в учебнике на странице 81 слова, которые произнес Наполеон в начале войны. (Чтение про себя)

- Прочитайте, что сказал Наполеон в начале войны с Россией. (Ученик  вслух читает текст.)

Слайд 9 (Кутузов)

Солдат: Именно к сердцу России,  к Москве, рвались войска Наполеона. Русскую армию возглавлял старый  опытный полководец Кутузов.

Учитель: Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове.

В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

Слайд 10 (отступление русских войск)

Учитель: Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы  собраться с силами. И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили

о полководце, который поведёт русские войска к победе. Таким полководцем стал  Михаил Илларионович Кутузов.

Солдат: Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия. Для сражения с армией Наполеона, Кутузов  выбрал Бородинское поле.

Учитель: На нем, 26 августа 1812 года сошлись две армии. Эпизод этой битвы я предлагаю посмотреть. Вы услышите текст, может кто-то узнает его?

Слайд 11 (картина Бородинского сражения)

Солдат: Сражение длилось весь день, но ничьей стороне не удалось одержать победу.

Слайд 12 (портрет )

Учитель:  Лермонтов Михаил  Юрьевич написал знаменитое   стихотворение «Бородино»,   хотя не участвовал в той войне, он очень чётко и ярко представил нам ход Бородинской битвы.

Послушайте отрывок. (Учитель зачитывает строки из учебника)

Слайд 13 (бородинское сражение)

- Бородинское сражение было самое кровопролитное за всю историю войн того времени. Погиб каждый третий солдат с обеих сторон. Кутузов понял, что война двух великих держав не может быть выиграна одним сражением. Чтобы сохранить армию и в дальнейшем победить, было принято решение оставить Москву Наполеону. Кутузов сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия.

А, сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”. Русская армия оставила Москву, чтобы собраться с силами.

Физминутка. Вот и мы тоже наберемся силы, отдохнем. (Выполнение упражнений вместе с учителем.)

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель: Как разворачивались события дальше, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 82. Читайте внимательно и подумайте, почему эта часть  называется «Поднимайся, русский народ!».

V. Выражение решения проблемы.

Учитель: Почему эта часть  называется «Поднимайся, русский народ!»? (Весь русский народ поднялся на борьбу с французами).

- Верно. Поднялась вся Россия. Простые люди: и крестьяне, и горожане встали на защиту Родины. Даже женщины принимали участие в военных действиях.

Слайд 14 (Дурова)

- За смелость, быстроту и надежность Надежду Дурову  Кутузов оставил у себя ординарцем. Она возила приказы Кутузова в самое пекло боя.

- Почему Наполеон ушел из Москвы? (Сгорела почти вся Москва, негде было переждать зиму.)

Слайд 15 (Москва)

- В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было жителей, не было продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве.

Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана.

Слайд 16 (карта)

- Обратите внимание, как вынудил Кутузов отступать армию Наполеона.

Французская армия вынуждена была отступать по Смоленской дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты и разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных жителями домах: женские шубы и платья, одежду священников и даже шкуры, содранные с павших лошадей. Беглецов преследовали и терзали партизанские отряды и армия Кутузова.

Солдат: Лишь малой части французов удалось уйти из России. Непобедимая армия Наполеона была разгромлена русской армией во главе с Кутузовым. Так пронеслась над Россией  «гроза двенадцатого года»!

VI. Применение нового знания.

Учитель: Спасибо, солдат, мы благодарим тебя за интересный рассказ, который мы внимательно слушали. Эта информация пригодится вам сейчас. Работаем в группах.

- Каждая группа получает текст, в котором нужно исправить исторические ошибки.

-  Помните,  что отметки получает вся группа.

Работа в группах.

Исторический текст.

Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы  собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к  Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург,  чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем  встал весь советский народ.

Группы сдают работу.

Слайд 17 (проверка заданий)

Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся называют ошибки и исправляют их.

Учитель: Давайте вспомним вопрос, который возник у нас в начале урока: «Почему война 1812 года получила название "Отечественная"»? (Ответы детей.)

Слайд 18 (вопрос урока)

Учитель: Отечественная война та, в которой решается судьба страны, Отечества.  В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России - будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков.

VII. Итог урока. Рефлексия.

 - Что показалось трудным на уроке, непонятным? Что на уроке было  самым интересным? Что нового для себя узнали?

Слайд 19 (домашнее задание)

VIII. Домашнее задание. 

Прочитать учебник на стр.80 – 82, подготовить  краткий  пересказ,

тетрадь  на стр. 37 – 38 - любое задание на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Урок математики в 4 классе "Школа 2100"

Урок по теме "Умножение многозначных чисел (оканчивающихся нулями). Учебник "Моя математика" Демидова Т.Е....

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...