Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Природные зоны холодного пояса.

Цель: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь и зоне тундры. Познакомить с географическим положением природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. развивать умение работать с таблицей. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Оборудование:  проектор, экран, компьютер, учебник 2 класс«Окружающий мир» 2 часть (стр.14 -19) , рабочая тетрадь  «Окружающий мир», карта природных зон в учебниках у каждого ученика; презентация «Природные зоны холодного пояса» с видеофрагментами:«Льды, айсберги», «Лемиги», «Розовая чайка» из электронной энциклопедии для детей (Приложение 3);  раздаточный материал:

  1. маршрутные листы с таблицами для заполнения для каждого ученика

 (Приложение 1),

2. карточки-помогайки на каждую парту (Приложение 2)

Ход урока

1.Организационный момент:

 (учитель читает стихотворение, подходя к доске)

- Где-то на белом свете

Там,  где всегда мороз,

Трутся об ось медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,  спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи-

Вертится Земля.

2.Сообщение темы и цели урока:  

Сегодня я приглашаю вас в научную экспедицию для изучения холодного пояса земли.

СЛАЙД1

А где на Земле расположены холодные пояса?

Почему в полярных областях холодно?

Мы отправляемся с вами туда,  где царство холода,  снега и льда!

Наш путь лежит за Полярный круг,  в зону арктических пустынь,  а затем в тундру.

Членами нашей экспедиции являются географы,  ботаники и зоологи.

Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Первый ряд- зоологи Какие животные населяют холодный пояс?(изучение животного мира)

Второй ряд – ботаники. Какие растения встречаются в этой зоне? (изучение растительного мира)

Третий ряд – географы. Почему здесь такие суровые условия? ( изучение климата,  редких видов)

У вас на столе странички дневника наблюдений, на которые вы будете записывать все увиденное и услышанное

Арктические пустыни

Тундра

Климат

.

Животный мир

Растительный мир

  1. Совместное открытие знаний

В путь!

Уважаемые географы постарайтесь с помощью схем объяснить  климатические условия.(дети выполняют схему на доске и объясняют)

Поскольку отдельные территории получают разное количество тепла и влаги,  то и природа в них разная. Вот и на территории нашей страны наблюдается разная природа. Она сменяется как бы полосами,  которые обычно рассматриваются при движении с севера на юг. Это природные зоны. Но резких границ между ними нет. СЛАЙД 2   (карта стр.104-105)

СЛАЙД 3, 4

Холодный пояс объединяет две природные зоны: арктические пустыни,  зона тундры.

СЛАЙД 5 ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Зона арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полосу его побережья. Снег и лед покрывают ее почти весь год Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом.

СЛАЙД 6 В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние

Весна очень короткая. Летом – избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. В суровых условиях,  казалось бы,  не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.

СЛАЙД 7 На камнях живут лишайники. Встречаются мхи,  полярный мак,  камнеломка.

А вот животный мир достаточно богат и разнообразен. В прибрежных водах много водорослей. Это корм для мелких рачков. А ими питаются треска,  морской окунь. Рыбой питаются моржи,  тюлени. СЛАЙД 8

В суровых условиях самой северной природной зоны приспособился жить белый медведь. СЛАЙД 9,10, 11, 12

- Как вы думаете,  что помогает животным выжить в таких условиях?

- Почему детеныши тюленей и белого медведя имеют белую окраску?

на скалистых берегах гнездятся многочисленные птицы,  образуя птичьи базары. Кайры,  гагары.

На острове Врангеля находится заповедник,  где изучают и охраняют всю арктическую природу и особенно моржей и белых медведей.

СЛАЙД 13  ТУНДРА 

Следующая природная зона расположена к югу от зоны арктических пустынь. Покажите ее на карте.

Это тундра. А встречает нас самое ценное и крупное животное этой зоны – северный олень. СЛАЙД 14

И в тундре зима суровая. Морозы здесь бывают до – 50. Зимой и в этих местах царит полярная ночь. Только она несколько короче. Часто дуют сильные ветры,  переходящие в бураны и метели. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег. СЛАЙД 15

 Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом наступает полярный день. Но он уже короче. Оттаивает лишь верхний слой почвы,  а ниже – многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота задерживает дождевую и талую воду,  поэтому в тундре много озер и болот.

Растения здесь низкорослые. СЛАЙД 16

 Много лишайников,  например ягель – основной корм оледеней. На болотах много мхов. Растут брусника,  голубика,  клюква,  морошка. Все эти ягоды содержат много витаминов и полезны для человека. растут в тундре и деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые карликовые. Карликовая береза,  карликовая ива. Встречаются и грибы. По размерам они обычные,  поэтому иногда можно встретить грибы,  которые выше деревьев.

Животный мир богаче. Летом много комаров,  слепней,  мошек. Обилие насекомых и ягод привлекает сюда гусей,  уток,  лебедей,  куликов.. Но постоянные обитатели тундры – белые совы, СЛАЙД 17

СЛАЙД 18,

  тундровая куропатка, песец. Пища совы – мыши и лемминги. СЛАЙД 19

Лемминги строят гнезда под снегом и выводят потомство зимой. ими питаются песцы,  лисы,  совы.

Также можно встретить волка,  зайца – беляка.

 СЛАЙД 20, 21 Но к сожалению мы никогда больше не встретим таких удивительных животных как морская корова и бескрылая гагарка. Северный олень может полностью обеспечить жизнь человека в тундре. На них очень много охотились. И их численность резко сократилась. Командорский, или медновский, голубой песец живет на острове Медный (Командорские острова). Это животное находится под угрозой исчезновения (осталось менее 100 зверей) и внесено в Красную книгу России. Розовая чайка СЛАЙД 22

Немного отдохнем. РАЗМИНКА СЛАЙД 23

 

  1. Самостоятельное применение знаний.

А теперь я предлагаю вам подвести итоги, заполнить дневники наблюдений.

- Назовите животных арктических пустынь, тундры. СЛАЙД 24, 25

Внимательно просмотрите слайды, страницы  учебника с 14 по 19, сделайт необходимые записи СЛАЙД 26, 27, 28, 29, 30

Звучит музыка, дети самомтоятельно заполняют таблицы

  1. Итог урока

ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ (фронтальная работа)

Арктические пустыни

Тундра

Климат

Температура воздуха до – 60

Земля оттаивает лишь сверху и то не везде.

Зимой - полярная ночь.

Северное сияние.

Весна очень короткая.

 Летом –полярный день.

Температура воздуха до – 50. Оттаивает лишь верхний слой почвы,  а ниже – многолетняя мерзлота.

Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Вскрываются реки, сходит снег.

Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла.

Летом - полярный день.

В тундре много озер и болот.

Животный мир

Мелкие рачки. треска,  морской окунь. моржи,  тюлени.

белый медведь.

много комаров,  слепней,  мошек. Прилетают гуси,  утки,  лебеди,  кулики. постоянные обитатели тундры – белые совы,  тундровая куропатка. лемминги.

песцы,  лисы,  совы.

волка,  зайца – беляка. морская корова и бескрылая гагарка. Северный олень

Растительный мир

В прибрежных водах много водорослей. На камнях живут лишайники. Встречаются мхи,  полярный мак,  камнеломка.

Много лишайников,  например ягель

 На болотах много мхов. Растут брусника,  голубика,  клюква,  морошка. Карликовая береза,  карликовая ива. Встречаются и грибы.

СЛАЙД 31  Мне хочется закончить словами одного охотника. Однажды выслеживая оленя охотник по нял,  что совершает ошибку…

 «Бедное,  прекрасное животное! Долго мы были врагами. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу,  мы дети одной матери-природы. Мы не можем поговорить,  но мы можем понять друг друга без слов.

Теперь я понимаю тебя,  как раньше никогда не понимал. И я уверен,  что и ты понял меня. Жизнь твоя в моих руках,  но ты уже не боишься меня… Никогда рука моя не поднимется,  чтобы убить тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя,  ты никогда не знал бы опасности.

Ступай,  без страха. Чем больше я узнаю жизнь,  тем ближе становишься ты мне,  Ия не могу смотреть  на тебя,  как на добычу,  как на лакомый кусок мяса.

Ступай спокойно без страха.

Мы никогда с тобой не встретимся. Прощай!.

Природа холодного пояса нуждается в охране. (Моржи,  белые медведи,  розовая чайка,  белый журавль 300-400 пар,  дикие северные олени,  песец)

Все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (нет)

- Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Спасибо за работу

  1. Домашнее задание:

стр.14-19, подготовить сообщения о животных и растениях холодного пояса земли

ПРИЛОЖЕНИЕ  I

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева).

Карточка – «помогайка»:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни? ( на примере постоянных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Карточка – «помогайка»:

  1. Экологические проблемы тундры.
  2. Охрана природы тундры.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Арктические пустыни

Тундра

Климат

Освещенность

 

Животный мир

 

Растительный мир

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 58

Тема: «Природные зоны

 холодного пояса»

Автор: Гущина Светлана Аркадьевна

учитель начальных классов

Челябинск 2010

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...

План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.

В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру  тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"...