Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природные зоны холодного пояса.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны холодного пояса.
Цель: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь и зоне тундры. Познакомить с географическим положением природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. развивать умение работать с таблицей. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник 2 класс«Окружающий мир» 2 часть (стр.14 -19) , рабочая тетрадь «Окружающий мир», карта природных зон в учебниках у каждого ученика; презентация «Природные зоны холодного пояса» с видеофрагментами:«Льды, айсберги», «Лемиги», «Розовая чайка» из электронной энциклопедии для детей (Приложение 3); раздаточный материал:
- маршрутные листы с таблицами для заполнения для каждого ученика
(Приложение 1),
2. карточки-помогайки на каждую парту (Приложение 2)
Ход урока
1.Организационный момент:
(учитель читает стихотворение, подходя к доске)
- Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся об ось медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи-
Вертится Земля.
2.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня я приглашаю вас в научную экспедицию для изучения холодного пояса земли.
СЛАЙД1
А где на Земле расположены холодные пояса?
Почему в полярных областях холодно?
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Наш путь лежит за Полярный круг, в зону арктических пустынь, а затем в тундру.
Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.
Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
Первый ряд- зоологи Какие животные населяют холодный пояс?(изучение животного мира)
Второй ряд – ботаники. Какие растения встречаются в этой зоне? (изучение растительного мира)
Третий ряд – географы. Почему здесь такие суровые условия? ( изучение климата, редких видов)
У вас на столе странички дневника наблюдений, на которые вы будете записывать все увиденное и услышанное
Арктические пустыни | Тундра | |
Климат | . | |
Животный мир | ||
Растительный мир |
- Совместное открытие знаний
В путь!
Уважаемые географы постарайтесь с помощью схем объяснить климатические условия.(дети выполняют схему на доске и объясняют)
Поскольку отдельные территории получают разное количество тепла и влаги, то и природа в них разная. Вот и на территории нашей страны наблюдается разная природа. Она сменяется как бы полосами, которые обычно рассматриваются при движении с севера на юг. Это природные зоны. Но резких границ между ними нет. СЛАЙД 2 (карта стр.104-105)
СЛАЙД 3, 4
Холодный пояс объединяет две природные зоны: арктические пустыни, зона тундры.
СЛАЙД 5 ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Зона арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полосу его побережья. Снег и лед покрывают ее почти весь год Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом.
СЛАЙД 6 В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние
Весна очень короткая. Летом – избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. В суровых условиях, казалось бы, не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.
СЛАЙД 7 На камнях живут лишайники. Встречаются мхи, полярный мак, камнеломка.
А вот животный мир достаточно богат и разнообразен. В прибрежных водах много водорослей. Это корм для мелких рачков. А ими питаются треска, морской окунь. Рыбой питаются моржи, тюлени. СЛАЙД 8
В суровых условиях самой северной природной зоны приспособился жить белый медведь. СЛАЙД 9,10, 11, 12
- Как вы думаете, что помогает животным выжить в таких условиях?
- Почему детеныши тюленей и белого медведя имеют белую окраску?
на скалистых берегах гнездятся многочисленные птицы, образуя птичьи базары. Кайры, гагары.
На острове Врангеля находится заповедник, где изучают и охраняют всю арктическую природу и особенно моржей и белых медведей.
СЛАЙД 13 ТУНДРА
Следующая природная зона расположена к югу от зоны арктических пустынь. Покажите ее на карте.
Это тундра. А встречает нас самое ценное и крупное животное этой зоны – северный олень. СЛАЙД 14
И в тундре зима суровая. Морозы здесь бывают до – 50. Зимой и в этих местах царит полярная ночь. Только она несколько короче. Часто дуют сильные ветры, переходящие в бураны и метели. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег. СЛАЙД 15
Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом наступает полярный день. Но он уже короче. Оттаивает лишь верхний слой почвы, а ниже – многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота задерживает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много озер и болот.
Растения здесь низкорослые. СЛАЙД 16
Много лишайников, например ягель – основной корм оледеней. На болотах много мхов. Растут брусника, голубика, клюква, морошка. Все эти ягоды содержат много витаминов и полезны для человека. растут в тундре и деревья и кустарники. Только здесь они низкорослые карликовые. Карликовая береза, карликовая ива. Встречаются и грибы. По размерам они обычные, поэтому иногда можно встретить грибы, которые выше деревьев.
Животный мир богаче. Летом много комаров, слепней, мошек. Обилие насекомых и ягод привлекает сюда гусей, уток, лебедей, куликов.. Но постоянные обитатели тундры – белые совы, СЛАЙД 17
СЛАЙД 18,
тундровая куропатка, песец. Пища совы – мыши и лемминги. СЛАЙД 19
Лемминги строят гнезда под снегом и выводят потомство зимой. ими питаются песцы, лисы, совы.
Также можно встретить волка, зайца – беляка.
СЛАЙД 20, 21 Но к сожалению мы никогда больше не встретим таких удивительных животных как морская корова и бескрылая гагарка. Северный олень может полностью обеспечить жизнь человека в тундре. На них очень много охотились. И их численность резко сократилась. Командорский, или медновский, голубой песец живет на острове Медный (Командорские острова). Это животное находится под угрозой исчезновения (осталось менее 100 зверей) и внесено в Красную книгу России. Розовая чайка СЛАЙД 22
Немного отдохнем. РАЗМИНКА СЛАЙД 23
- Самостоятельное применение знаний.
А теперь я предлагаю вам подвести итоги, заполнить дневники наблюдений.
- Назовите животных арктических пустынь, тундры. СЛАЙД 24, 25
Внимательно просмотрите слайды, страницы учебника с 14 по 19, сделайт необходимые записи СЛАЙД 26, 27, 28, 29, 30
Звучит музыка, дети самомтоятельно заполняют таблицы
- Итог урока
ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ (фронтальная работа)
Арктические пустыни | Тундра | |
Климат | Температура воздуха до – 60 Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. Зимой - полярная ночь. Северное сияние. Весна очень короткая. Летом –полярный день. | Температура воздуха до – 50. Оттаивает лишь верхний слой почвы, а ниже – многолетняя мерзлота. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Вскрываются реки, сходит снег. Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом - полярный день. В тундре много озер и болот. |
Животный мир | Мелкие рачки. треска, морской окунь. моржи, тюлени. белый медведь. | много комаров, слепней, мошек. Прилетают гуси, утки, лебеди, кулики. постоянные обитатели тундры – белые совы, тундровая куропатка. лемминги. песцы, лисы, совы. волка, зайца – беляка. морская корова и бескрылая гагарка. Северный олень |
Растительный мир | В прибрежных водах много водорослей. На камнях живут лишайники. Встречаются мхи, полярный мак, камнеломка. | Много лишайников, например ягель На болотах много мхов. Растут брусника, голубика, клюква, морошка. Карликовая береза, карликовая ива. Встречаются и грибы. |
СЛАЙД 31 Мне хочется закончить словами одного охотника. Однажды выслеживая оленя охотник по нял, что совершает ошибку…
«Бедное, прекрасное животное! Долго мы были врагами. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери-природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов.
Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь твоя в моих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда рука моя не поднимется, чтобы убить тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности.
Ступай, без страха. Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, Ия не могу смотреть на тебя, как на добычу, как на лакомый кусок мяса.
Ступай спокойно без страха.
Мы никогда с тобой не встретимся. Прощай!.
Природа холодного пояса нуждается в охране. (Моржи, белые медведи, розовая чайка, белый журавль 300-400 пар, дикие северные олени, песец)
Все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (нет)
- Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Спасибо за работу
- Домашнее задание:
стр.14-19, подготовить сообщения о животных и растениях холодного пояса земли
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Карточка – «помогайка»:
- Какие растения растут?
- Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
Карточка – «помогайка»:
- Какие животные и птицы обитают?
- Как они приспособились к жизни? ( на примере постоянных обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Карточка – «помогайка»:
- Экологические проблемы тундры.
- Охрана природы тундры.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Арктические пустыни | Тундра | |
Климат | ||
Освещенность |
| |
Животный мир |
| |
Растительный мир |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 58
Тема: «Природные зоны
холодного пояса»
Автор: Гущина Светлана Аркадьевна
учитель начальных классов
Челябинск 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей
Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...
План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.
В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Материки и океаны (урок окружающего мира ОС "Школа 2100" 2 класс)
Урок открытия нового знания....
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс
Открытый урок по окружающему миру тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"...