"Одежда коренных жителей Кузбасса"
творческая работа учащихся по истории (2 класс) по теме

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_korennykh_zhiteley_kuzbassa.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

  1. 1.  Телеутский национальный костюм..…………………………….5
  1. 2.   Шорский национальный костюм……………………………….8

Глава II  Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и телеутов………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………........14

Литература…………………………………………………………………….16

Приложения…………………………………………………………………….



Введение

 В  2013 году Кузбассу исполнилось 70 лет с момента образования. Нам много рассказывали о родном крае, о людях здесь проживающих. Но  меня больше заинтересовал рассказ о коренных жителях Кемеровской области. Оказывается, они живут рядом с нами, а мы так  мало знаем об их культуре, творчестве.  Я долго думала над темой и выбрала «Одежда коренных жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать о том, каким был народный костюм у телеутов в древности, сравнить его с шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

И тогда я решила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

Цель:

         Изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

  1. Собрать информацию о народном костюме шорцев и телеутов.
  2. Выявить различия костюмов шорского и телеутского.
  3. Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

В ходе работы были использованы следующие методы:

- анализ источников информации;

- сравнение;

- обобщение полученных данных.

Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка, обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Глава 1. ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

  1. Телеутский национальный костюм

Телеуты – коренные жители нашего края – это прямые потомки тюрков. В настоящее время телеуты живут в Беловском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Когда-то это был один из самых процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края добровольно приняли русское подданство. [2] [1]

Одежда телеутов отличалась своей изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток всегда отличалась  своей красотой.

Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток.  Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти. Женщины носили пояс всегда,  так как платья носили длинные и широкие. (Приложение 6)  

Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом. (Приложение 1)

Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты квадратики. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике нечётное число. (Приложение 5)

Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено тоштоком – манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11. Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная береста. Подкладка пришивается из цветного ситца. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток  шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи. Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. - начале 20 в., были покупными.

    Поверх платья одевалась чиймек -  из бархата или сукна синего цвета,  лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен, делали на 30 см короче. (Приложение 2)

    Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна. Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то, что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

    Помимо этого в телеутский национальный костюм входит телен - лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет  собой короткий кафтан, скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон, обшивается телен бархатом.

    Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу. Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

    Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940-х годах очень редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1 пуговицу.

    Так же у телеуток имеются очень красивые шубы - тон. Тон - это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1 пуговицу. (Приложение 4)

    В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал.  Сырмал - это демисезонное стеганое  пальто, сверху покрытое шелком, с яркой цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов, подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком. (Приложение 3)

    В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль. Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край шапки обшивался мехом  выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри шапка обшивается мехом молодого ягненка.  Верх шапки при надевании заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок – тагайа - имела округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть  красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо. Такой вид шапок относится к 19 веку.  

    Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток. Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

    Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого. (Приложение 7)

   Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички, украшенные ракушками.  В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. В женском костюме накосные  украшения – важный элемент.

   В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это вселяет надежду на то, что телеутская одежда не скоро исчезнет.

  1. 2. Шорский национальный костюм

Шорцы - это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля.[2] Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.[1]

Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у  телеутов. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке.  Одежда изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

Платье-рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин. Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от амбаров и ящиков. В холодное время этот вид одежды одевался под халат, а летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи. Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх платья надевался фартук. У шорских платьев прослеживается пять типов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка.

 1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

 2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники, оборки, рюши.

 3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских.

 4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского покроя.

 5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

      Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других тюркских племён монгольских народов Сибири.

      Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев. Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным орнаментом. Халат не имел подклада. (Приложение 11) Он, как и платье имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трёх цветов преимущественно красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или ромбами из бисера или бересты.

      Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они были как покупными, так и самодельными — из домашнего холста, из кожи или бересты.  Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову платком (плат), сложенный пополам на угол, с концами, завязанными на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого цвета.

   Обувью шорцев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вместо портянок ноги обёртывали мягкой травой осокой. Вначале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

   Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушубков, кафтанов или шуб (тон) или чынча. Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

   Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями — ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

    Ушные украшения. Среди них, в первую очередь, выделяются серьги, с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных.  Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шнурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.

   Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. На шею надевали несколько нитей бус. (Приложение 17)

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм  в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги одук  из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины – охотники в таежных поселках. В повседневном  же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому мы видим одинаковые элементы одежды, кроя, похожие платья и халаты.

При тщательном анализе мы обнаружили сходство:

- использование в крое платья клиньев;

- туникообразный крой платья;

- наличие воротников;

- украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером.

И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.

Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Свои наблюдения мы оформили в виде таблицы.

Таблица 1

Сравнение костюмов

Название одежды

у телеутов

у шорцев

Платье

Платье – рубаха (кунек)

Манишка (тошток)

Фартук (шабур)

Накидка (чиймек)

Рубаха

Штаны (чампар)

Штаны (штан)

Кафтан (телен)

Кафтан

Шелковые халаты (очкор)

Халат холщевый

Пальто (сырмал)

Шуба (тон)

Шуба (тон, чынча)

Полушубок

Шапка (тагайа)

Шапка

Платок

Платок, шаль                                                  

Сапоги (чарык)

Ботинки, сапоги (чарык)

Кушак

Кушак (кур)

Украшения

Украшения

Заключение

Целью моей работы было  изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

  1. Собрать информацию о народном костюме шорцев и телеутов.
  2. Выявить различия костюмов шорского и телеутского.
  3. Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

Передо мной возникло  много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов телеутов и шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому естественным является заимствование элементов одежды, кроя и т.д.. При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы. Очень сходными были украшения и обувь.

Одежда телеутов, по сравнению с одеждой шорцев, отличалась большой изысканностью. Она была и остается очень красивой и более разнообразной. Но также  мы увидели, что в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Мужской национальный костюм  шорцев и телеутов полностью вышел из применения. В то же время национальные особенности женской одежды телеуток в значительной степени сохранились, потому что национальная одежда и ее элементы - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Каждый из народов сумел сохранить свою индивидуальность и оригинальность.

Список используемых источников

  1. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Учебное пособие. - Кемеровское кн. изд – во, 1983.- 9-16 с.
  2. Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.
  3. http://www.ako.ru/Kuzbass/koren.asp. – Кузбасс. Коренное население.
  4. http://www.culturemap.ru/?region=152&subtopic=45&id=1403. – Культура регионов России. Одежда телеутов.
  5. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.
  6. http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы.
  7. http://www.nsu.ru/education/etno/shortsy/odezhda.htm. – Одежда шорцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа....

#кубановедение#Конспект урока на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"

Технологическая карта урока содержит сведения о костюмах казаков и котюмах других народов, населявших территорию Кубани в прошлом инастоящем...

презентация "ЗНАКОМСТВО С КОРЕННЫМИ ЖИТЕЛЯМИ КУЗБАССА - ШОРЦАМИ».

Презентация знакомит детей с ЗПР с малочисленным народом Кузбасса - шорцами: их бытом, национальным костюмом, музыкальными инструментами....

Тема: «В гостях у коренных жителей Кемеровской области».

Цель: Ознакомление с коренным населением Кемеровской области, их бытом, традициями и обычаямиЗадачи:1.Познакомить с коренным населением Кемеровской области – шорцами и телеутами; создать модель ...