Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска

средняя общеобразовательная школа  № 31

Урок краеведения во 2 классе по теме:

Коренные жители Кольского края.

Саамская сказка «Чахкли»

Автор: Крупина Нина Павловна,


учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31

Мурманск

2012

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь общее представление о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова;

иметь первоначальное представление об истории жилища саамов, их традиционной одежде и обуви; познакомиться с устным народным творчеством саамов -  сказкой «Чахкли»; развивать правильное, выразительное чтение; уметь объяснять значение саамских слов, отвечать на вопросы по содержанию текста

Метапредметные результаты:

соотносить поступки сказочных персонажей с поступками людей в реальной жизни;

выявлять и перечислять особенности традиционной национальной одежды и устного народного  творчества народов России;

оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма и устного народного  творчества народов России.

Личностные результаты:

осознавать многообразие и красоту людей разной этнической принадлежности;

понимать ценность вклада народа саамов в освоение Кольского полуострова;

осознавать красоту саамского искусства;

переживать на уроке радостное чувство единения друг с другом.

Оборудование: презентация, карта Кольского полуострова, фотографии и картины природы Заполярья, книга «Семилетний стрелок из лука»,  раздаточный материал (саамская сказка «Чахкли»), словарики саамских слов, кроссворды.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

У. – Ребята, послушайте  стихотворение.

Белая берёза
Корява и мала
Тянет ветки к солнцу –
Мало ей тепла.
              А. Минькова.

У. -  Что вас удивило в стихотворении? Почему берёзе  мало тепла? Где растёт такая берёза?

У. - Посмотрите на картины природы? Что общего между ними?

У. - Кто догадался, чему сегодня посвящён наш урок?

У. - Где находится Кольский полуостров? (Показ по карте)

У. - Что интересного вы можете рассказать о нашем Заполярном крае? Чем богата Кольская земля?

У. – Молодцы! Вы уже много знаете о нашем крае. А сегодня узнаете ещё много нового и интересного. Конечно, основное богатство Кольского края – наша природа. А это и просторные тундры, и дремучие леса, и роскошные ели и сосны, растущие на подстилке из белоснежного ягеля, среди которого тут и там по осени виднеются красные шляпки подосиновиков. Это и брусника, краснеющая на вырубках, и морошка, радующая глаз любого ягодника, и черника с голубикой, которых полно в наших северных лесах. Но основное богатство Кольского края в людях.

3. Знакомство с особенностями культуры и быта саамов

У. - На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы,  армяне, татары и многие другие. Но издавна здесь проживают саамы. Употребляется два варианта названия народа: саамы или саами.

Слайд 1.

Ученик. На северных территориях четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживали саамы. (Показ по карте) Земля, где они жили называлась – Лапландия, а её жителей – саамов раньше называли лапландцами или лопарями.

Ученик. Кольские саамы раньше жили по всему Кольскому полуострову. Теперь большинство саамов живёт в Ловозере, расположенном в центральной части полуострова. (Показ по карте)

 Слайд 2.  «Как жили саами в давние времена?

Ученик. В старые времена жили саамы маленькими погостами (так назывались деревни) или вообще только своей семьёй где-нибудь у лесного озера.

 Слайд 3. «Какие были жилища?

Ученик. Жилищем у саамов служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

У. -  Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

У. - Кто знает, что такое дёрн? Дёрн – это густо заросший травой, скрепленный корнями многолетних растений верхний слой почвы, а также вырезанные пласты из этого слоя.

Ученик. Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дёрн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

У. – В наше время саамы живут в новых, хороших, тёплых домах.

Слайд 4.  «Каким трудом занимались?»

У. - Традиционные занятия саамов тесно связаны с природой Кольского полуострова - это рыболовство, охота и оленеводство.

У. - Как вы думаете на кого охотились саамы?

 (Охотились на лесную дичь, песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей.)

У. -  Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это? (Северный олень)

У. – Что вы о нём знаете? (Ответы детей)

Ученик.  Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Разведение домашних оленей называется оленеводством.

У. - Подумайте, почему саамы называют себя оленьим народом? (Ответы детей)

У. - Вы всё сказали правильно. Олень дает для жизни саамов практически все. Это пища, одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство передвижения.  Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

 Слайд 5.  «В какую одежду одевались зимой?»

Ученик.  Для нелёгкого труда оленевода и охотника нужна тёплая и удобная одежда. Зимнюю одежду и обувь шили из оленьего меха.

У. -  Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

Словарная работа. Работа в парах.

У. - Возьмите словарики саамских слов. Найдите значения слов написанных на доске.

Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.

Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)

Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.

Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками спереди. Зимние -  из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

У. -  Поднимите руки вместе, кто уже знает все значения слов.

У. - Кто не понял слова? (Дети объясняют)

  Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Ученик.   Летнюю одежду саамы шили из сукна или другой плотной ткани.

 Слайд 7.  «Как украшали свою одежду?»

Ученик.  Саамы издавна славились своими мастерами-умельцами по работе с мехом, вышивке бисером, вязанию.

У. – Чтобы украсть изделие из меха,  саамы использовали меховую мозаику. Они придумывали узоры из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов. 

Саамские мастерицы  вышивали бисером на сукне, обычно красного цвета. Узоры получались в  виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сам бисер брали трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречался синий и зелёный бисер, но никогда не употреблялся чёрный.

При вязании из шерсти использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Их украшали горизонтальными полосками, в которых были традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Слайд  8.  «Узелки на память»

Ученик. Саамы – коренные жители Кольского полуострова. Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством. Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

4. Гимнастика для глаз. Физминутка.

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать  глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

5. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли” 

а). Вступительная беседа.

У. - Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого бы не было сказок, песен, преданий, пословиц и загадок.

Зимой, в длинную полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов.

 Давайте рассмотрим книгу «Семилетний стрелок из лука»

- Что можно сказать о книге? Что можно сказать по титульному листу? Кто обработал сказки?  Что значит обработала? Как вы думаете, зачем  здесь помещен словарик?

Много в этой книге собрано сказок. Но, к сожалению, книг у нас мало, поэтому одну из сказок я вам напечатала на листах.

Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке?

б). Словарная работа. Работа в парах.

У. - Возьмите словарики саамских слов. Найдите значения слов написанных на доске.

Погост – саамская деревня.

Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.

Чудь – враги саамов.

Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.

Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.

Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.

Распадок – узкая долина в сопках.

Рехкают -  издают своеобразный звук.

У. -  Поднимите руки вместе, кто уже знает все значения слов.

У. - Кто не понял слова? (Дети объясняют)

в). Первичное чтение сказки детьми «про себя».

У. - А теперь прочитайте сказку «Чахкли» про себя.

 - Понравилась сказка?

- Что именно вам понравилось?

 - О ком эта сказка?

г). Повторное чтение сказки «вслух» по «цепочке».

д). Беседа о прочитанном. Выборочное чтение.

У. - Где живут чахкли? Чем владеют?

У.  - Зачем охотник захотел поймать чахкли?

 У. - Почему ему так просто и быстро удалось поймать чахкли?

У. - Как жилось чахкли в семье у охотника? Прочитайте.

У. - Что за беда нависла над саамами?

У. - Как поступил чахкли? Прочитайте. Как вы думаете, простил ли чахкли саама за обман? Докажите свою точку зрения.

У. - Почему охотник решил возвратить чахкли? Какие чувства у него были?

У. - Как чахкли отблагодарил охотника? Прочитайте. Добро вновь рождает добро. Какой бы была цепочка, если чахкли не простил саама. Ответил злом на зло?

У. - Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам?

У. - Чему учит сказка?  (Ответы детей)

Легко отвечать на добро добром. Отвечать на зло добром труднее.  Умение прощать требует особых душевых качеств, щедрости души.  У любого народа это умение  отвечать добром на зло  ценится особо высоко.

6. Рефлексия. Итог урока

У. - Хотите проверить свои знания?

Парная работа. Разгадайте кроссворд.

У. -  Поднимите руки вместе, кто уже разгадал кроссворд.

У. – Проверяем. Молодцы!

У. - Что нового вы узнали о Кольском крае?

У. - Что нового вы узнали о саамах?

У. - Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Приложения к уроку

Презентация «Олений народ»

Кроссворд «В гостях у саамов»

Литература

  1. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск: Кн. изд-во, 2005.
  2. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  3. Полярная энциклопедия школьника  Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  4. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич.  - СПб, 1999.
  5. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  6. С.И. Ожегов.  Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

"Одежда коренных жителей Кузбасса"

Исследовательская работа...

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края".

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края"....

Удивительные озера Кольского края

Данный материал используется в 3 классе, при изучении интегрированного курса, для расширения знаний обучающихся о свое крае....

Жители Кольского края – поморы. Потомки древних новгородцев.

Конспект по окружающему миру для обучающихся 3 классов. Данный урок проводится в разделе "Краеведение"...