Жители Кольского края – поморы. Потомки древних новгородцев.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Прибытковская Ирина Васильевна

Конспект по окружающему миру для обучающихся 3 классов. Данный урок проводится в разделе "Краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Мурманска « Прогимназия №40»

Конспект урока по окружающему миру

в 3 классе

подготовила

учитель начальных классов

Прибытковская Ирина Васильевна

Жители Кольского края – поморы.

Потомки древних новгородцев.

Мурманск 2017 год

Цели:        

  • познакомить с жителями Кольского края – поморами;
  • дать представление об образе жизни, занятиях, их внешнем виде, быте, одежде и культуре самобытного народа;
  • расширять знания детей о родном крае;
  • обогащать словарь учащихся;
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование: карта Мурманской области, словари, компьютер, проектор.

Ход урока:

Организационный  момент

На нашем уроке краеведения мы продолжаем говорить о нашем крае. Все на нашей малой родине необычно: и природа, и промышленность, и конечно же люди, которые живут на самом краю Земли.

  • Вспомните, пожалуйста, как называются коренные жители Кольского полуострова?
  • Что вы знаете об этом самобытном народе? (Саами)

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной народностью нашего края, которая хоть и не считаются коренными жителями, но живут на Кольском полуострове очень давно и по праву называют этот край своей Родиной .

Прежде чем узнать, что это за жители, предлагаю вам разгадать кроссворд:

  1. Город Мурманской области, где добывают апатитовый концентрат.
  2. Древнейший город  Кольского полуострова.
  3. Столица Заполярья.
  4. Город, который стоит в Монче–тундре.
  5. Село, центр саамской культуры.
  6. Город атомщиков.

А

П

А

Т

И

Т

Ы

К

О

Л

А

М

У

Р

М

А

Н

С

К

М

О

Н

Ч

Е

Г

О

Р

С

К

Л

О

В

О

З

Е

Р

О

П

О

Л

Я

Р

Н

Ы

Е

З

О

Р

И

  • Как вы думаете, что обозначает слово ПОМОРЫ?

Проверим себя, верны ли ваши предположения. Прочитаем статью словаря Ожегова.

Житель поморья.

  • Что бы вы хотели узнать о поморах?

                                         

                      ПЛАН

                     1. Откуда взялись поморы, где живут.

                     2. Промыслы.

                     3. Быт поморов.

                     4. Одежда поморов.

 

Изучение нового материала

1. ПОМОРЫ – ПОТОМКИ ДРЕВНИХ НОВГОРОДЦЕВ.

Беседа учителя:

 К XII веку на берегах Волхова расцвел русский город - Великий Новгород. Не зря его так величали. Славился Новгород на Руси, да и за ее пределами, церквами златоглавыми, хоромами высокими, торговыми рядами богатыми. Лавки новгородских купцов ломились от товара русского, заморского. Даже из дальних восточных стран нередко жаловали сюда купцы.

Среди торговых людей нет-нет да и слышалось таинственное слово Тре. Так называли тогда новгородцы наш мурманский край. Что только не рассказывали купцы, продавая Кольскую пушнину, морской зуб (моржовый клык), северную рыбу семгу. "Веришь, не веришь, но сам свидетель, пушные звери там падают с неба из туч на землю и оттого их водится в лесах множество. Реки там бурлят семгой. А лопь - народ дикий, темный, но доверчивый и честный". Рассказчика перебивал чей-то голос: "Больно складно у тебя получается. Может, все это и так, да путь-то туда долог и труден. Эвон, в прошлом годе купец Улеб со своими людьми достиг Белого моря, да ни с чем назад воротился. По дороге не только все товары растеряли, но и людей много погибло".  (КАДР)

          И все-таки рассказы о богатствах Кольского края не давали покоя предприимчивым новгородским купцам. Наслушается таких рассказов иной купец, перекрестится, по русскому обычаю, да и решит: "Без риску торгового  дела не бывает". Набирает ватагу добровольцев, людей смелых, сильных Великому Новгороду  не  занимать.  Дает  им  купец  речные  суда - ушкуи. От названия этих судов людей, которые на них плавали, называли "ушкуйниками".

Получали они на дорогу благословение, брали оружие, товары разные и отправлялись в далекий край в тяжелое и опасное путешествие.

  • Что влекло новгородских купцов на Мурман?
  • Кто такие ушкуйники?

Почему плавание? А потому, что в стране водные пути самые надежные были. Других дорог в дремучих лесах да в топких болотах не существовало.

Вслед за ушкуйниками в начале XIII века пришли на землю Тре новгородские люди.

Русские и саамы жили дружно. Места и промысловых угодий хватало. Когда у саамов кончались продукты, русские давали им в долг, лопари отдавали долги честно, всегда с "прибавкой".

Самые первые поселения русских людей на Мурмане называются Умба и Варзуга. (карта)

Места для этих поселений были выбраны удачно. Находились они на реках, богатых рыбой, и в некотором удалении от моря.

  • Как вы думаете, чем занимались поморы, как жили?

  1. ПРОМЫСЛЫ 

Как вы думаете, что обозначает слово промыслы?

Проверим себя по словарю – 1. Добывание чего-нибудь, добыча, охота.

  1. Мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.  (Ожегов С.И.)
  • Ваши предположения, какие промыслы существовали у древних новгородцев?

 ( охота, животноводство, растениеводство и т.д.)

  • Какие из этих занятий они могли принести с собой на Кольскую землю?

(охоту, рыболовство, животноводство, растениеводство)

Беседа учителя:

  Русские люди, поселившиеся на Терском берегу, стояли на гораздо более высокой ступени развития, чем саамы. Они принесли с собой передовые формы хозяйства: огородничество (посадку овощей), разведение скота ( коров, овец и в небольшом количестве лошадей), новые, совершенно новые приемы рыболовства.  

Поселенцы имели немалый  опыт в кузнецком и плотницком деле, умели выпекать хлеб, ткать ткань, шить из тканей одежду, строить бревенчатые дома, водяные мельницы и многое другое.

Занимались поморы и солеварением. Северные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль.

   Широкий размах приобрел в Поморье и такой необычный промысел, как добыча жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Варзуге и Поное на Терском берегу.Из добытого жемчуга отбиралось десятое, самое лучшее, зерно «на великого государя». Этот «государев» жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. БЫТ ПОМОРОВ
  • Если поморы стояли на более высокой ступени развития, как они могли жить, где, чем пользовались в быту?

Беседа учителя:

 Жили поморы в добротных (из дерева), часто двухэтажных домах – избах с большой белой печью и широким крыльцом.

Ставили избы «лицом» к дороге. Заходи путник: северяне известны гостеприимством.

 Славится дом печью. Печь греет, варит, жарит, хлеб выпекает, освещает избу особым ласковым светом, сушит одежду, рыбу, дары леса(грибы, ягоды), моет и парит не хуже, чем баня.

Наружное убранство поморских жилых и хозяйственных построек сдержанное. Оно соответствует особенностям северного сурового края.

 Почти в каждом хозяйстве были предметы повседневного обихода, сделанные или самими хозяевами, или местными умельцами. Это резаные и точеные деревянные ложки, миски, чаши, бочонки, ушаты различных размеров и назначений. (КАДР)

  1. ОДЕЖДА ПОМОРОВ.
  • Давайте подумаем, во что они могли одеваться? Какую одежду могли носить поморы?

Беседа учителя:

Одежда поморов самобытная, имела свои особенности.

Обычная одежда женщины - прямой круглый сарафан, сшитый из сурового отбеленного полотна, вытканного ручным способом (самоткани, или домоткани). Красили ткань дома или привозили готовую с торгов из Архангельска. 

 Сарафан был длинным по щиколотку, из-под подола только носки обуви виднелись. Украшали его двумя рядами цветных полосок, пущенных по подолу. К нарядной одежде пришивали кружева.

Девушки носили поверх сарафана ленту. Пожилые или замужние женщины - обязательно надевали передник без нагрудника, тоже с двумя рядами полосок или кружев.

Кофточки шили из белого полотна. Обычно молодые девушки и женщины носили кофточки под сарафаном, а пожилые - поверх него. Одежда была долговечной, передавалась девушке от матери или бабушки по наследству.

Праздничная одежда была ярких, контрастных цветов и дополнялась бусами, серьгами, кольцами.

 Жемчугом  густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь.  

 Обувь поморки носили самодельную, сшитую из шкур.

Мужская одежда была скромнее.

В праздники поморы наряжались в косоворотки, сшитые из белого холста и украшенные вышивкой. Зимой носили вязаные рубахи из шерсти, а поверх них - опояски.

Одежда поморов была проста и практична как по ткани, так и по покрою.

  • Теперь вы знаете, кто такие поморы, откуда пришли на Мурман, чем занимались, их обычаи.

Закрепление изученного материала

На нашем уроке мы  ставили перед собой вопросы, и я думаю, что сейчас вы сможете на них ответить:

  • Кто такие поморы?
  • Откуда пришли поморы на Кольскую землю?
  • Чем занимались? Перечислите промыслы поморов.
  • Как жили поморы, особенности быта.

Итог урока

  • Что вам понравилось на уроке?
  • Как вы думаете, много ли поморов живет сейчас на Кольском полуострове?
  • Где можно увидеть в нашем городе национальную одежду поморов, жилище?

Обязательно сходите в Краеведческий музей, один из выставочных залов посвящен поморам.

Домашнее задание.

Сегодня вы узнали много новых слов. Попробуйте составить кроссворд с этими словами, нарисовать одежду поморов.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Мы потомки - древних славян.

Классный час посвящён истории нашей Родины. Где знакомятся с жизнью народа, которые жили очень много лет назад.Цель классного часа: - воспитывать интерес к истории своего народа и уважительное отношен...

Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа....

Обычаи и традиции жителей Краснодарского края

Урок-исценировка по кубановедению...

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края".

Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края"....

Удивительные озера Кольского края

Данный материал используется в 3 классе, при изучении интегрированного курса, для расширения знаний обучающихся о свое крае....