Классный час. Мы потомки - древних славян.
классный час (3 класс) на тему

Абдуллина Сирина Сафуановна

Классный час посвящён истории нашей Родины. Где знакомятся с жизнью народа, которые жили очень много лет назад.

Цель классного часа: - воспитывать интерес к истории своего народа и уважительное отношение к нашим предкам.

                                          - сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_potomki_-_drevnih_slayan._kl.chas_.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Мы потомки -  древних славян

Цели:

  1. воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;
  2. сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;

Оборудование:  мультимедийная презентация

Учитель начальных классов                                                                                    МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»                                                                       Абдуллина Сирина Сафуановна

        Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку.  Вы познакомились со «Страницами всемирной истории».  Этот раздел учебника помог вам получить представление о временных отрезках, на которые учёные разделяют историю человечества. Назовите  их по порядку:

  1. первобытная история – самая длинная эпоха в истории человечества;
  2. история Древнего мира - насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки;
  3. история средних веков -  время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания;
  4. история Нового времени -  время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений;
  5. история Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.

      Вступление.

        Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели,  какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.   Выдающихся успехов достигли учёные.   Каких именно мы повторим, передавая друг другу копилку интересных фактов.  Соотнесите предмет и открытие, которому он соответствует.  Учёные сумели разгадать многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.В 20 веке появились лекарства, которые сегодня есть в каждом доме. Медики смогли победить болезни, которые прежде казались неизлечимыми, например, холера, тиф. Современные средства связи объединили весь мир. По сотовому телефону можно связаться с любой точкой Земли.Можно облететь земной шар на сверхзвуковом самолёте за 24 часа. В 20 веке началось освоение космоса. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Но и страшное атомное оружие тоже было изобретено в 20 веке. Тема.   

 -  Да, ребята,  все эти открытия  были в недавнем прошлом, а сегодня стали историей, историей и нашей страны.  Мы узнаем  об этом, познакомившись со  «Страницами  истории Отечества».  В этом нам поможет учебник. Откройте его.  На странице 33 перечислены темы уроков,  отражающие содержание этого раздела.  Вы изучите лишь часть родной истории, охватывающую период с древних времён до конца 16 века.  Узнаете, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, как образовалось Древнерусское государство, почему оно распалось на самостоятельные княжества. Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства – Московской Руси, или России. Познакомитесь с деятельностью великих исторических личностей – князя Владимира Красное солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Вы уже поняли, что изучать мы будем очень далёкие времена.                                                                                                                                  - Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?

Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.

-Молодцы, ребята!                                                                                                                                                 История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.                                                                                                                       - Итак,  ребята! Отправляемся в Древнюю Русь.

 В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича,  на огромных пространствах Восточной Европы  по берегам рек жили  наши предки - славяне.  О происхождении славянского народа  имеются разные предположения. Может быть, известные древним историкам венеды  или склавины  были предками славян?

 Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян  являются мужественные люди,  то есть «прославившиеся своими подвигами».   И название славян происходит  от слова «славящиеся».

«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый.  Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие,  исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

- Ребята, а среди вас есть голубоглазые, русоволосые, добрые, честные?

Так значит вы  и есть потомки славян!

  В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от  Чёрного до Балтийского моря. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.  Наши предки – восточные славяне  заселили в 6 веке большую часть Восточно-Европейской равнины.

- Какие национальности позднее произошли от восточных славян?

От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

- Молодцы, ребята!                                                                                                                                                       Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды  их  деятельности. Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

       Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже сплетённые неводы – сети  и ловушки. Сети плели из льна, ловушки – из ивовых прутьев.

        Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.  В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи.  При помощи различных силков  ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов.

-Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».   Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

       В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).  Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

      Скотоводство.   Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.   Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.

       Земледелие.  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).  

    Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц. Какие знаете вы?

Хлеб – всему голова.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Баловством хлеб не добудешь.  

Пословиц очень много. Все они учат бережному отношению к хлебу.  Мы не понаслышке знаем о том, какой ценой достаётся хлеб.  Сегодня наш Ставропольский край является житницей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур.  В год собирают около 6 млн тонн зерна, 1 млн подсолнечника.   Очень развито, как и у древних славян,  скотоводство, рыболовство и растениеводство.                                                              Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил.  Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века. Какие ремёсла наиболее успешно развивались у славян?  (кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь).  

            Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».  Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.

- И так, ребята о чём мы с вами узнали  сегодня?

- Что мы должны знать о наших предках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Жители Кольского края – поморы. Потомки древних новгородцев.

Конспект по окружающему миру для обучающихся 3 классов. Данный урок проводится в разделе "Краеведение"...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...