Удивительные озера Кольского края
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Прибытковская Ирина Васильевна

Данный материал используется в 3 классе, при изучении интегрированного курса, для расширения знаний обучающихся о свое крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока75 КБ
Файл презентация к уроку1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный краеведческий курс.

Тема: Удивительные озера Кольского края

Цель урока:  познакомить  учащихся с особенностью  озер Кольского полуострова

Задачи:

образовательная

  • закрепить умения детей работать с физической картой

развивающая

  • развивать географическое мышление
  • развивать устную речь
  • расширять кругозор учащихся о рельефе Кольского края

воспитательная

  • воспитывать любовь к своему краю
  • чувство гордости

Оборудование:

  • карта Мурманской обл.
  • раздаточный материал
  • презентация

Ход урока

I. Организационный момент 

«Вхождение в урок»

У:  Здравствуйте, ребята! (в руках хрустальный колокольчик)

О чем звенит хрустальный колокольчик?

Он нас зовет в неведомую даль.

Там знания становятся богаче

И закаляются умения, как сталь.

Мы с вами вместе проживем урок

Удачу нам хрустальный шлет звонок.

Я вас спрошу, ответьте мне тогда:

Готовы вы пойти со  мною? ДА!!!

II. Актуализация знаний.

          У: Звоночек поведет нас по нашему краю.

У: Как называется наш край?

Кольский полуостров, Заполярье, Мурман, Кольский край, Кольское  Заполярье, Кольский Север, Крайний Север, Мурманская область

У: Назовите коренных жителей нашего края?

Саами

У: Как называется исторический культурный центр, где живут саами?

с. Ловозеро                

ПОКАЗ НА КАРТЕ

У: В этом году я была  в гостях у настоящей саамской семьи села Ловозеро. Узнала много нового и интересного о нашем крае. И  хочу поделится с вами эти знаниями и впечатлениями.  Самые  внимательные могут запомнить название этого села, вам оно сегодня пригодится.  ЛОВОЗЕРО

III. Постановка цели и темы урока.

У:  У саамов есть такая легенда…

      Когда-то давным-давно, в летний солнечный день, по Кольской земле шагал великан. Он нес большое зеркало, но вдруг оно упало и разбилось. Осколки  зеркала упали на землю.  В них отразилось голубое небо Заполярья.

У: Во что превратились осколки этого зеркала? (ПОКАЗ НА КАРТУ)

/озера

У: Назовите мне тему нашего урока?  Озера Кольского края.

Правильно! Если подняться высоко в небо и посмотреть на Кольский полуостров, можно увидеть, что он весь покрыт причудливым голубым узором. Наш край называют «Край тысячи озер» и это справедливо, ученые насчитали около 111 тысяч озер.  Если взять все озера и вытянуть в одну линию, получится пояс, которым можно охватить весь земной шар полтора раза.  

 ГЛОБУС   ЛЕНТА

У: Когда я готовилась к нашей встрече и смотрела фотографии, я не переставала удивляться и восхищаться красотой наших озер. Полюбуйтесь и вы! 

Слайд

У: Какие чувства у вас  возникли во время просмотра этих кадров?

У: Мы можем гордиться, что живем на Кольском полуострове, где есть такие красивые озера. Их много и за один урок мы не сможем узнать обо всех. Мы познакомимся и узнаем особенности только некоторых из них.

У: Чтобы вы хотели узнать об озерах нашего края?  Устно

  1. Названия озер
  2. Почему их так назвали?
  3. Месторасположение
  4. Особенности

У: Ребята, вы такие любознательные и сегодня на уроке мы постараемся ответить на опросы.

IY. Работа по теме.

У: Поможет нам в этом карта Кольского полуострова.

У: Каким цветом обозначаются озера на карте? СИНИМ

У: Как показывают озера на карте?  ПО ГРАНИЦЕ

У: Сегодня вы будете работать в парах. А это значит:

- вместе выполнять задания,

- вместе искать ответы на вопросы,

- помогать друг другу,

- вместе сообщать мне о готовности выполненного задания.

У.: Согласны? (Вижу, одна пара согласна… У этой пары одна рукавичка потерялась…)

У: Внимание! У вас на партах лежат помощники: карта Кольского края, лист с заданиями и таблица знаний «Озера Кольского края». В свое время каждый помощник выполнит свою роль. Готовы? (рукавички)

  1. Центр саамской культуры

У: Кто запомнил, как называется село, где живут коренные жители - саами?

У: Это село расположилось на берегу озера с таким же названием. Найдите на карте это озеро.

У: Кто нашел это озеро?  Как оно называется?            Карточка ЛОВОЗЕРО

У: Кто желает  показать это озеро на карте?        

У: СЛАЙД Найдите и назовите номер фотографии Ловозера среди четырех изображений.  У него есть свое отличие.  (ответы детей) Почему ты выбрал (а) эту фотографию??

У: Как вы думаете, почему на озере могут подняться  такие  сильные волны?

СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

У: Оказывается, именно в этом месте дует сильный ветер Борей. Он передает свою силу озеру.

У: Что же в переводе с саамского означает Ловозеро?    

Ловозеро –  в переводе с саамского, «сильное озеро»

У: Возьмите табличку знаний. Нам надо внести в нее новую информацию. Одна пара будет работать у доски.                                   РАБОТА В ПАРАХ НА ДОСКЕ

 Ловозеро     сильное озеро   шторм ветер  Борей

ВЫВОД:  В чем особенность этого озера? /Дует ветер Борей. Село и озеро имеют одно название.     У кого так же? Покажите рукавички.

  1. Озеро духов.

У: Во время поездки я с друзьями побывала  на озере. На его берегах стоят огромные валуны причудливой формы. Саами считают эти камни священными.

У: Кто знает, как они называются?       СЕЙДЫ

Слайд

У: Что такое сейд? Обратимся к словарю.

  СЛОВАРЬ  Сейд –  значит «дух»                                                            

У: Как  саами назвали это озеро?   Сейды у озера

У: Сейдозеро –  «озеро духов»  

У: Хотели бы узнать как на саамском языке звучит название этого озера?

У: Где об этом можно узнать?   

У: Саами ежегодно приносили дары духам – сейдам, просили у них удачи в охоте, в рыбной ловле, здоровья своим близким. У Сейдозера есть тайна.

У: Посмотрите на снимок. Что вы видите?

       На северном берегу озера находится скала. На ней есть изображение напоминающее огромную фигуру человека – высотой 150 метров (это целых 50 этажей в высоту!!!). Саами  называют его Куйва. Кто такой Куйва, вы узнаете, прочитав легенду.  

У: Возьмите лист с заданиями и найдите легенду под номером 1.

Слайд

   

Много лет назад напала на саамов чудь иноземная, во главе них стоял Куйва. Бой был жестоким, многие погибли.

Последним бился раненый Куйва. Саамский вождь загнал его на скалу и призвал на помощь шамана, который превратил Куйву в тень на скале.

С тех пор и стоит Куйва, как напоминание о саамской силе.

У: Какие слова оказались для вас непонятными? Где мы можем узнать эту информацию? Обратимся к словарю.

Чудь – враги, иноземная – с иной земли.

шаман – колдун  СЛОВАРЬ

У: Полюбуйтесь на это озеро.

Слайд

У: Возьмите табличку знаний. Нам надо внести в нее новую информацию. Одна пара будет работать у доски.                                  

Сейдозеро  озеро духов  сейды  

У: Посмотрите на доску, сравните, у кого так же. Рукавички.

ВЫВОД:  Чем это озеро особенно?

У: Встаньте!  Давайте представим, что мы пришли на озеро. Побывали на Умбозере, пойдем на Сейдозеро.

ФИЗМИНУТКА

Мы на озеро пришли (шагаем)

Лучик солнышка нашли (руки верх подняли)

По волне он пробежался (волны руками)

И исчезнуть постарался (приседания)

Только мы его спугнули, (постепенно выпрямляемся и подпрыг)

И на солнышко его вернули (руки вверх)

  1. Самое глубокое.

У: Сейчас мы очутимся на третьем озере. Его название вы узнаете, отгадав ребус. Возьмите лист с заданиями. Найдите №2:

(клумба)  - Что нарисовано?

У:  Как разгадать ребус? Что у вас получилось? Рукавички, у кого так же.

У: А что это за слово такое? Что оно может обозначать? Обратимся к словарю.

Умб –  по саамски – закрытое, окруженное со всех сторон  горами.

У: Кто смог догадаться, как называется озеро?   Умбозеро   прочитаем  

У: А на саамском языке сможем сказать название этого озера? Умбявр

У: Найдите его на карте.  (рукавички)

У: Посмотрите на озеро.

Слайд

Оказывается Умбозеро - самое глубокое озеро на Кольском полуострове  глубиной до 115 – это выше 30 этажного дома!

У:  Возьмите табличку знаний. Нам надо внести в нее новую информацию. Одна пара будет работать у доски.                                  

Умбозеро пишется слитно.

У: Кто справился с работой, показывает рукавички.

Умбозеро  «закрытое»  самое глубокое

ВЫВОД: В чем  особенность этого озера?  Сравнение с доской, рукавички

  1. Самое крупное озеро

У: Ребята, сколько озер мы с вами уже узнали?

У: Название четвертого озера вы узнаете, отгадав анаграмму. Возьмите лист с заданиями. Найдите № 3.  Переставьте буквы в нужном порядке.

У: Индивидуальная проверка детей.  ПАРА У ДОСКИ                ШЕПОТОМ

У: Прочитаем вместе:     Имандра       (ударение)

У: Найдите озеро на карте.

У: Что можно сказать об особенности озера Имандра, глядя на карту?

 У: Кто желает  показать это озеро  на карте.

Слайд

У: Историю названия озера мне рассказали друзья из Ловозера. Послушайте.

        Когда-то на берегу небольшого  озера жил охотник со своей дочерью - Имандрой. Как и отец, дочь охотилась, была быстра, прекрасна, а ее смех будил сонные горы. Однажды ее радостный смех услышал молодой охотник, живший по другую сторону гор. Он пошел на этот смех и увидел Имандру.   Зачарованный ее красотой, он забыл, что идет по горам с глубокими ущельями, не мог оторвать взгляда от девушки и упал в пропасть. Имандра стала  часто приходить  к ущелью и плакала. Девушка попросила шаманов оживить юношу, но шаманы молчали. Тогда Имандра с отчаяния бросилась в озеро, которое расступилось и стало огромным. С тех пор озеро стали называть ее именем.

У: Давайте  посмотрим в словаре, что обозначает имя девушки в переводе с саамского:   Имандра  -  СЛЕЗА

У: Возьмите табличку знаний. Нам надо внести в нее новую информацию. Одну пару приглашаю работать у доски.                                  

 (Сравнить с доской. Рукавички)

Имандра  самое большое  (РУКАВИЧКИ)

ВЫВОД: Какая особенность этого озера?  (Самое большое)

V. Итог урока.

У: Ребята, вот мы и заполнили нашу табличку новой информацией. Все озера хороши. И каждое из них особенное. И все-таки, на каком озере вы хотели бы побывать в первую очередь?

У: Вы сегодня на уроке были активны и любознательны. Умело работали с картой и словарем. Что еще вы делали? (переводили слова, отгадывали…)

У: Я уверена, что придя домой, вы расскажете много интересного об озерах нашего края своим родным и друзьям…  А теперь….

VI. Домашнее задание.

  1. Соберите пазлы и наклеите их на картон.  У вас получится карта – схема Кольского п-ова.
  2. Найти озера, подписать их названия.
  3. Расскажите родителям легенды об озерах, о которых вы узнали на уроке.

VII. Рефлексия.

Домашнее задание лежит у вас на столах в конвертах. А сейчас загляните в них и достаньте сюрприз (колокольчики). Достаньте их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В селе Ловозеро

Слайд 4

1 2 3 4 Ловозеро

Слайд 5

Сейд

Слайд 6

КУЙВА

Слайд 7

Сейдозеро

Слайд 8

КЛУМБА , , , УМБ

Слайд 9

Умбозеро

Слайд 10

Имандра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной. Растения и животные. Реки и озера.

Интерактивное пособие для учащихся начальных классов, содержащее задачи краеведческого характера, короткие статьи о растениях, животных, реках и озерах Кузбасса....

Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа....

: Водоемы Краснодарского края : моря, реки, озера, водохранилища, лиманы .

Несколько тысячелетий назад Черное море называлось  Меотическим  , древнегреческий  историк Герорд писал : «Из всех морей оно по своей природе самое удивительное»....

Веб-квест по кубановедению "Удивительная природа Краснодарского края"

Веб-квест по кубановедению в форме исследовательского проекта для 2-4 классов....

Жители Кольского края – поморы. Потомки древних новгородцев.

Конспект по окружающему миру для обучающихся 3 классов. Данный урок проводится в разделе "Краеведение"...