Разработка урока по кубановедению "Особенности труда и быта жителей Краснодарского края"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Храповицкая Людмила Викторовна

Разработка урока по кубановедению для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

Тема: «Особенности труда и быта жителей Краснодарского края»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями труда и быта жителей родного края на примере скотоводства и его конечного продукта - сметаны.

Задачи:

расширять и пополнять знания детей о Кубани, её прошлом и настоящем;

развивать речь и мышление, аналитические способности;

воспитать любовь и уважение к малой родине - Кубани, её людям и их нелёгкому труду, умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, файлы с заданиями, образцы сметаны кубанских сельхозпроизводителей, энциклопедия домашнего хозяйства и медицинская энциклопедия, конспект на каждого учащегося, разовые ложки, сметана разных производителей.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Все задания, которые Вы будете выполнять, помогут вам определить лучшую продукцию наших сельхозпроизводителей. Не торопитесь, будьте внимательны! Прежде, чем объявить тему урока, я прошу вас помочь мне решить задачу. Вы согласны? Тогда - внимание на экран.

Введение в тему.

Слайд№1.

Здесь вы видите разные слова и словосочетания. Необходимо выбрать только те из них, которые относятся к сельскому хозяйству. У каждого из вас на столе лежит конспект с заданиями к уроку. Самый первый листок - это такой же, как и на экране. Подчеркните в нем то, что, по вашему мнению, имеет отношение к области сельского хозяйства.

Проверка задания.

Учитель: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось! А теперь - внимание на экран. Проверочный слайд! Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки! Очень приятно работать с такими компетентными людьми. Единственное, что смущает, - это слово масложиркомбинат. Может быть, его можно отнести к области сельского хозяйства? Как Вы думаете? Поясните свою позицию!

Ответы детей.

Объявление темы урока. Новый материал.

Учитель: Сегодня нам предстоит определить, какие отрасли хозяйства преобладают в Краснодарском крае: сельское хозяйство или промышленность, потому что тема нашего урока сегодня - внимание на экран!

Слайд№3

Особенности труда и быта жителей Краснодарского края.

Учитель: Как вы считаете, каким регионом является Кубань - промышленным или сельскохозяйственным? В какой из них - занята большая часть населения Кубани? Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: Чтобы выяснить наш спор, давайте обратимся к статье из книги Ивана Павловича Лотышева «Путешествие по родному краю». По оглавлению найдите статью «Экономика Кубани». Работа с книгой стр. 19-20.

Слайд№4

Учитель: Это следующий лист ваших конспектов - выдержки из научной литературы. Энциклопедии домашнего хозяйства и медицинской энциклопедии. Ваша задача - прочесть, выделить наиболее важное, и поделиться с классом.

Работа детей.

Учитель: Статья у вас на втором листе конспекта. 2 минуты вам, чтобы прочитать, а затем доказать примерами из текста вашу позицию!

Работа детей.

Учитель: Молодцы ребята! Из ваших ответов стало понятно, что большая часть населения Кубани занята в сельском хозяйстве. А что же промышленность? Действительно, промышленность на Кубани бурно развивается, но связано это в основном с переработкой сельхозпродуктов.       Слайд №5

Учитель: Обратите внимание на слайд! Здесь представлена схема с названием отраслей сельского хозяйства. Почти все они представлены в нашем крае. Но подробно говорить мы будем только - внимание на экран!

Слайд №6

Учитель: О какой отрасли сельского хозяйства?

Слайд№7

Учитель: Делимся на три команды. К доске выходит один представитель команды. На плакатах надо записать все слова, которые вспоминаются вам при виде коровы. Один пишет, остальные помогают. Только шёпотом!

Ответы детей.

Учитель: Да, о корове. Корова издревле была рядом с человеком. Её называли коровушка - матушка, поилица, кормилица. А какие ласковые имена ей давали: Ночка, Ласточка, Бурёнушка. Слагали и пели песни о корове.

Учитель: Какие вы молодцы! Как много в жизни человека связано с коровой! Но есть одно слово, которое встречается на каждом плакате. И это слово - молоко! Молоко - это продукт, который является самой первой пищей в жизни человека. Когда рождается малыш, то его первой пищей становится что? Молоко.

Учитель: А что вы знаете о молоке как о продукте? Полезен ли он? И если да, то чем? Ответы детей.

Учитель: Молоко - продукт необыкновенный - один из подарков природы человечеству! Что еще производят из молока (творог, сыр, ряженку, сметану, кефир).

Сегодня мы будем исследовать образцы сметаны и учиться выбирать. Сметана - это продукт сельского хозяйства или пищевой промышленности? Слайд№8

Я приготовила вам на урок ещё одно задание. У каждого ряда оно разное. Откройте третий лист конспекта и прочтите. Что интересного Вы узнали о сметане?

Учитель: Итак, сметана - продукт из молока кубанских сельхозпроизводителей. Займите места за партами у доски и приступим к дегустации.

Слайд№9

На столах подносы со скрытыми образцами сметаны. Образцы будем сравнивать по цвету, густоте и вкусу. Дети опускают жетоны в коробку с номером той сметаны, которая им больше понравилась. После дегустации количество жетонов в коробках оказалось разное. В чём же секрет?

Сравнение параметров сметаны.

Слайд№10

Учитель: Давайте внимательно посмотрим таблицу и сравним пищевую ценность различных видов сметаны. При покупке сметаны надо внимательно изучить этикетку. Ту её часть, где описан состав сметаны. Давайте попробуем найти причину разного вкуса, густоты и цвета.

Вывод: Верно, в образцах разная пищевая ценность. Т.е. где сметана густая, там больше жиров, белков и углеводов. В жидкой сметане их меньше. Это не значит, что продукт невкусный или плохой, он просто другой.

Итог урока.

Учитель: Итак, ребята сегодня мы с вами знакомились с особенностями труда и быта жителей нашего края на примере животноводства и его конечного продукта – сметаны. Корова - живое существо со своим характером. Она отдаёт молоко людям, на основе которого производят сметану. Дойку пропустить нельзя - корова может заболеть и перестать давать молоко. Без этого продукта не смогут обойтись больницы, детские сады, школы! Любой труд почётен, а труд людей, от которых зависит жизнь и здоровье – вдвойне! Так какая же промышленность преобладает на Кубани?

Домашнее задание:

  1. ряд - какие животные еще дают молоко? Что из него производят?
  2. ряд - составить кроссворд на тему «Молочные продукты».
  3. Ряд - написать сочинение на тему «Значение молочных продуктов для моей семьи».

Учитель: Итак, наш урок почти закончен. Я прошу Вас поделится полученными знаниями о пользе молочных продуктов для детского организма с друзьями и родными. Мне было очень приятно работать с вами!


Приложение

Справочные материалы для учащихся

1.Молоко необходимо для людей всех возрастов, но особенно для детей

и пожилых людей. По научно обоснованным нормам питания, молоко должно составлять в рационе человека до 500 г в день. Наиболее распространено в питании коровье молоко. В его состав входят: вода, молочный жир, белки, молочный сахар, минеральные вещества, витамины. Химический состав молока и его питательная ценность изменяются в зависимости от вида и  породы животных, условий их кормления, а также от времени года. Витаминный состав молока очень разнообразен. Из 12 витаминов содержащихся в молоке, наиболее ценными являются витамины А, Д1, Д2, В2 и каротин. Также в молоке содержатся минеральные вещества, наиболее ценными из которых являются соли кальция, фосфора и железо. Витамины А и В-это витамины роста. Они отвечают за хорошее зрение, за работу нервной системы. Витамины группы Д-это витамины, отвечающие за рост человека и правильное формирование костей скелета.

  2.Пышная нежная сметана – истинная гордость русской кухни. Не даром полвека назад Америка и Европа позаимствовали этот продукт и полюбили, дав ему название «Russian cream». Приготовление сметаны в промышленном масштабе состоит из нескольких этапов. Сначала сепарируется молоко, от него отделяется жир и сырье приводится к нужному знаменателю, создавая жирность сметаны 10-40%. Полученные сливки пастеризуются (в этот момент уничтожаются патогенные бактерии) и сквашиваются. Закваска продукта включает в себя чистые виды молочнокислых бактерий или сливочных стереотипов, и специальные ароматобразующие бактерии. Интересно то, что заквашивание делает содержащиеся в сливках и молоке белки легко усвояемыми. Ведь в процессе заквашивания структура молочного белка преобразуется – это и обуславливает благотворное влияние сметаны, кефира, простокваши и йогурта на пищеварение. Кисломолочные продукты в целом, и в частности сметана, содержат множество полезных веществ: ценные жирные органические кислоты молочного жира, аминокислоты молочного белка, лактоза, витамины A, B1, B2, C, Е и PP, минеральные соли калия, кальция, железа, натрия, магния, фосфорной кислоты и практически весь спектр микроэлементов.

Пищевая ценность сметаны в 100 г.

Наименование сметаны

жиры

углеводы

белки

№ 1.«Коровка из Кореновки» 30%

30 г.

3,1 г.

2,3 г.

№ 2. «Калория» 20%

20 г.

3,4 г.

2,5 г.

№ 3. «Кубанская буренка» 10%

10 г.

3,9 г.

2,7 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности труда и быта, традиции родного края»

Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

Обычаи и традиции жителей Краснодарского края

Урок-исценировка по кубановедению...

Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"

Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"...