Главные вкладки

    Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Гречишкина  Татьяна  Викторовна

    Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_truda_i_byta_rodnogo_kraya.doc966.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

                                 УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

                         

                   

       Учитель начальных классов

                                                                              МАОУ лицей посёлка  Афипского

                                                                              МО Северский район

                                                                               Гречишкина  Т. В.

    Цели:

    познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;

    привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;

    воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. 

    Планируемые результаты:

    Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности

    Предметные:воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение; участвовать в  обсуждении прочитанного; осознавать художественную картину жизни

    Метапредметные: 

    Познавательные УУД: сравнивать различные объекты, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

    Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

    Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Особенности  труда и быта  родного  края», , диск с песнями в исполнении  «Кубанского казачьего хора»; карточки с кубанскими пословицами, образцы работ выполненных из лоскутов, принадлежности для шитья

    ХОД УРОКА:

      I. Организация на урок.

      III. Вступительное слово учителя:

      Край мой милый – поля, перелески,

      Стойкий запах полыни, хлебов

      Вечных речек равнинные всплески

      Ты взрастил в моём сердце любовь

      Как бы жил я, мой край ненаглядный,

      Без любви к тебе, как бы я жил…

    Красив и богат наш казачий край, но главная ценность Кубани – люди. Народ наш работящий, умелый. Недаром гласит кубанская пословица:

      Умилый чоловик возьмётся,

      В його руках и сниг займётся.

    -Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    III. Работа по учебнику « КУБАНОВЕДЕНИЕ 3-4 классы»

    1. Откройте стр. 54.

     -Прочитайте ещё одну пословицу о труде.

    Кто ленится, тот не ценится

     -Как её понимаете?

    2. Рассмотрите иллюстрации и назовите занятия жителей нашего края.

      -Земледелие.

      -Садоводство.

      -Скотоводство.

      -Рыболовство.

    3. Установите связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей.

      Почему в первые десятилетия после переселения на Кубань казаки больше занимались              скотоводством, чем земледелием?

     (Тяжело было распахивать дикую, заросшую густой травой степь.)

     

     4. Прочитайте текст на стр. 54-55.

      С давних пор на Кубани уважали трудолюбивых людей.

      5.Послушайте сказку «Заветный колос»

      -Это кубанский сказ в пересказе В. Попова.

      - Чтение сказки учителем или хорошо читающими учащимися.

      Стр. 55-57.

      -Почему старый Урожай подарил казаку заветный колос?

    1. Блиц – опрос.

    1. Какие заботы были у казака и казачки?

    (Ответы детей)

    Много забот было у казака: земледелие, охота, рыболовство, гончарное ремесло, кузнечное дело, плетение из лозы, резьба по дереву. Каждый казак и молодой и пожилой владел многими ремёслами и всегда был при деле.

     Но и у казачек забот было не меньше: хату в порядке содержать, детей воспитывать, за               хозяйством смотреть, огород в порядке содержать, а так же прясть, шить, вышивать.

                         

    1. А теперь блиц-опрос по знаниям кубанского быта:

    - Где чаще всего располагались станицы?

    ( У водоёмов и леса)

    - Как обычно застраивались станицы?

    ( В центре площадь с церковью, школой, станичным правлением, вокруг хаты.)

    - Из чего строили хаты?

    ( Из местных природных материалов: хвороста, глины, камыша, соломы.)

    - Какие хозяйственные постройки располагались во дворе?

    ( Амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок.)

    - Из чего делали ограду?

    ( Плетень делали из хвороста или камыша.)

    -Сколько обычно в хате было комнат?

    ( Две: «великая хата» и «малая хата»)

    - Какая мебель была у казаков?

    ( Стол, лавки, кушетки, кровать, сундук - скрытень.)

    -Что было обязательно в казачьей хате?

    ( Красный (святой) угол.)

    3.

    У вас было домашнее задание найти старинные изделия кубанских мастеров и рассказать о них.

    - Сообщения детей:

    ПОСУДА: глэчик, макитра, чугунок, ложки.

    ВЫШИВКА: рушник, подзор, одежда.

    ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ: корзины, короба…

    КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО: подкова, утюг…

    V. Практическая работа

    На Кубани женщины знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры.

      Женщины сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и передавали от мамы к дочке. Берегли, ценя заложенный в них труд .

      Во многих русских сказках, когда отец собирался в дальнюю поездку, его окружали дочери и просили исполнить различные их желания. Подобную картину можно было видеть и в кубанских станицах, когда отец семейства собирался на ярмарку в Екатеринодар или Ростов-на-Дону. Среди девичьих просьб была и такая…

    - Папаша, прошу Вас, купите мне сундук для приданого

    - Да уж пора, доченька.

      В сундук складывали различное приданое, среди которого были и лоскутные одеяла.

     

      Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия.

      У меня в сундуке, а по-кубански сундук как называется? (скрыня), лежит необыкновенное покрывало, которое сделала Митрошкина Елизавета Григорьевна, выложив мазайку из лоскутов. Этому покрывалу уже около 100 лет. Работа изумительная, выполнена из мельчайших лоскутов.

      Предлагаю вам освоить кубанский промысел. Это одна из техник лоскутного шитья.

      Мы сейчас изготовим цветы из лоскута круглой формы.

    1. Вспомним Т/б при работе с острыми предметами (иглой и ножницами)

    1. Этапы работы

    - Возьмите лоскут круглой формы, наметочным швом проходим по краю (0.5 см)

    - Затягиваем в мешочек

    - Пришиваем бусинку (2-3 стежка)

    - Цветок готов!

    Песня.  Кубанская пословица  гласит: «Кто  поет, у того работа скоро заканчивается» Я думаю, что песня в исполнении кубанского казачьего хора тоже поможет нам в этом.

               3.)Самостоятельная работа.

      4.)Проверка сделанного.

    - Куда можно применить нашу работу? (Украсить комнату, подарить близким)

      Из цветов можно сделать панно, заколку, брошку, украшения на подушку.

     

      Подробнее с работой из лоскутов вы можете познакомиться из книги Маргариты Максимовой и Марины Кузьминой «Лоскутики»

      Это ремесло превращает суровую необходимость небогатых хозяек экономить везде и на всем в настоящее искусство.

      Промысел,  исстари бытовавший в России,  получил распространение по всему миру. И теперь уже мы пользуемся американским словом «Пэчвворк», что означает лоскутное щитье. «Квилт» - по английски «стегать». «Квилтер» рукодельница лоскутных одеял, подушек.

                            Посмотрите какие красивые работа у современных мастериц лоскутного шитья.

                          Успехов в творчестве!

    1. ИТОГ УРКА.

    - Что интересного вы узнали о труде и быте казаков?

    - Какие казачьи слова и пословицы вам сегодня запомнились?

    -Что бы хотелось узнать более подробно?

    VII . Рефлексия

    Оцените  свою  работу  на уроке при  помощи смайликов.

    VIII.Домашнее задание.

     

    Рассказать об известных вам людях труда – ваших земляках. Сделать подборку газетных публикаций о тружениках нашего края.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова

    Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...