Конспект урока кубановедения : "Особенности труда и быта жителей родного края"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Полунчаева Зоя Юрьевна

Подробный конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sector2992143.doc41.5 КБ
Office presentation icon byt.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4   г .Курганинска

Начальная школа

 Кубановедение

Особенности труда и быта

жителей родного края.              

   Наши земляки.

      учитель начальных классов     Полунчаева Зоя Юрьевна

     

2015 г.


Тема: Особенности труда и быта жителей родного края. Наши земляки.

Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о жизни и быте кубанцев.

2. Развитие памяти, мышления, воображения.

3. Воспитывать интерес и любовь к истории  своего народа.

Оборудование: стол накрытый  кружевной скатертью, рушник, салфетки (вышитые), фотографии с изображением казака и казачки в национальных костюмах, деревянные ложки, миска, кувшин (глиняные), таблички со словами (старославянские), портреты: В.С.Пустовойта, П.П.Лукьяненко, Д.П.Жлобы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте  ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Вы уже обратили внимание на предметы быта казаков, которые стоят на столе, покрытом кружевной скатертью. Где вы уже видели эти предметы?

- Обратите внимание на доску и прочтите слова,  (Слайд 1)

« Помни брат, что указ  Дружба – обычай;

 Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»

- Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на нашем уроке?

II. Сообщение темы урока.

- Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим знания о том, какие особенности труда и быта характерны для жителей Кубани. Вспомним людей,  которые прославляли своими открытиями и трудом наш край.

- А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое. И путешествовать  будем на том виде средств передвижения, которое  использовалось казаками.

- А на чём ездили казаки? (Слайд 2)

- Что из себя представляла бричка?

Физ. минутка.

III. Повторение.

- Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».

- Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3)

- Как раньше назывались дома?

- Из чего строили казаки хата?

- А из чего делали саман и что это такое?

- Чем были покрыты хаты казаков?

- Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей.

- Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4)

-Для чего  служила печь?

- Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится:

«Печь – царица в доме». (Слайд 5)

 Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6)

- А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть  вышитые предметы, какие были вышивки?

- Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате?

- По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать.

- Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас.

- Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался.

У казаков побогаче,  пол был тёсанным, покрытый  долготканными дорожками.

- В каждом доме была «горка» - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

- Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7)

Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.

- Из чего была первая посуда?

- Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой.

- От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках.

- Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8)

- На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они  служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень -  украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты  шаровары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

-Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

- Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки.

Физ.минутка

- Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9)

- Каких животных держали казаки?

- Что  получали от этих животных?

- Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей.

- Краснодарский край омывает два моря, какие?

- Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

- Какие виды рыб вы знаете?

 (Дидактическая игра)

Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь,  тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10)

- Представьте, что после  удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

- Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11)

- Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

- Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем?  Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края.

Вывешивается название  станции «Земляки».

Фото Д.П.Жлобы.

Беседа: В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности  мелиорации на Кубани: вот почему  помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению  бросовых земель плавневой зоны.

- Это здесь на  кубанской земле выросли  и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко (портрет показать) и  Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они  занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

IV. Закрепление.

Сейчас мы возвращаемся  обратно домой. Вы слушали, играли, отвечали на вопросы. А теперь скажите, что особенно запомнилось вам из нашего путешествия?

V. Итог урока.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение  в поколение.

(Звучит гимн Кубани)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Помни брат, что указ Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»

Слайд 4

«Печь – царица в доме».

Слайд 8

сельдь тарань хамса лещ ставрида окунь щука сазан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности труда и быта, традиции родного края»

Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"

Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика родного края"

Класс: 3 «б»Тема урока: Экономика родного краяЦель урока: Создать проектПланируемые результаты: Предметные: развить кругозор учащихся; создать проект по теме....