Конспект урока кубановедения : "Особенности труда и быта жителей родного края"
план-конспект урока (1 класс) по теме
Подробный конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sector2992143.doc | 41.5 КБ |
byt.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г .Курганинска
Начальная школа
Кубановедение
Особенности труда и быта
жителей родного края.
Наши земляки.
учитель начальных классов Полунчаева Зоя Юрьевна
2015 г.
Тема: Особенности труда и быта жителей родного края. Наши земляки.
Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о жизни и быте кубанцев.
2. Развитие памяти, мышления, воображения.
3. Воспитывать интерес и любовь к истории своего народа.
Оборудование: стол накрытый кружевной скатертью, рушник, салфетки (вышитые), фотографии с изображением казака и казачки в национальных костюмах, деревянные ложки, миска, кувшин (глиняные), таблички со словами (старославянские), портреты: В.С.Пустовойта, П.П.Лукьяненко, Д.П.Жлобы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Вы уже обратили внимание на предметы быта казаков, которые стоят на столе, покрытом кружевной скатертью. Где вы уже видели эти предметы?
- Обратите внимание на доску и прочтите слова, (Слайд 1)
« Помни брат, что указ Дружба – обычай;
Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»
- Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на нашем уроке?
II. Сообщение темы урока.
- Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим знания о том, какие особенности труда и быта характерны для жителей Кубани. Вспомним людей, которые прославляли своими открытиями и трудом наш край.
- А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое. И путешествовать будем на том виде средств передвижения, которое использовалось казаками.
- А на чём ездили казаки? (Слайд 2)
- Что из себя представляла бричка?
Физ. минутка.
III. Повторение.
- Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».
- Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3)
- Как раньше назывались дома?
- Из чего строили казаки хата?
- А из чего делали саман и что это такое?
- Чем были покрыты хаты казаков?
- Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей.
- Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4)
-Для чего служила печь?
- Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится:
«Печь – царица в доме». (Слайд 5)
Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6)
- А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть вышитые предметы, какие были вышивки?
- Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате?
- По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать.
- Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас.
- Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался.
У казаков побогаче, пол был тёсанным, покрытый долготканными дорожками.
- В каждом доме была «горка» - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
- Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7)
Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.
Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.
Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.
- Из чего была первая посуда?
- Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой.
- От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках.
- Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8)
- На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.
Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.
Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка.
-Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной.
- Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки.
Физ.минутка
- Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9)
- Каких животных держали казаки?
- Что получали от этих животных?
- Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей.
- Краснодарский край омывает два моря, какие?
- Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.
В этих водах водилось много рыбы.
- Какие виды рыб вы знаете?
(Дидактическая игра)
Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь, тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10)
- Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.
- Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.
Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11)
- Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.
- Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем? Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края.
Вывешивается название станции «Земляки».
Фото Д.П.Жлобы.
Беседа: В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.
- Это здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко (портрет показать) и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.
IV. Закрепление.
Сейчас мы возвращаемся обратно домой. Вы слушали, играли, отвечали на вопросы. А теперь скажите, что особенно запомнилось вам из нашего путешествия?
V. Итог урока.
Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.
(Звучит гимн Кубани)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Печь – царица в доме».
сельдь тарань хамса лещ ставрида окунь щука сазан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности труда и быта, традиции родного края»
Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....
Разработка урока по кубановедению "Особенности труда и быта жителей Краснодарского края"
Разработка урока по кубановедению для 4 класса...
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями животного мира Краснодарского края; п...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"
Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика родного края"
Класс: 3 «б»Тема урока: Экономика родного краяЦель урока: Создать проектПланируемые результаты: Предметные: развить кругозор учащихся; создать проект по теме....
Конспект урока по кубановедению "Особенности труда и быта жителей родного края"
план конспект урока...