Главные вкладки

    План-конспект урока (1 класс) по теме:
    Конспект урока кубановедения : "Особенности труда и быта жителей родного края"

    Полунчаева Зоя Юрьевна

    Подробный конспект урока с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sector2992143.doc41.5 КБ
    Office presentation icon byt.ppt2.71 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4   г .Курганинска

    Начальная школа

     Кубановедение

    Особенности труда и быта

    жителей родного края.              

       Наши земляки.

          учитель начальных классов     Полунчаева Зоя Юрьевна

         

    2015 г.


    Тема: Особенности труда и быта жителей родного края. Наши земляки.

    Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о жизни и быте кубанцев.

    2. Развитие памяти, мышления, воображения.

    3. Воспитывать интерес и любовь к истории  своего народа.

    Оборудование: стол накрытый  кружевной скатертью, рушник, салфетки (вышитые), фотографии с изображением казака и казачки в национальных костюмах, деревянные ложки, миска, кувшин (глиняные), таблички со словами (старославянские), портреты: В.С.Пустовойта, П.П.Лукьяненко, Д.П.Жлобы.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте  ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Вы уже обратили внимание на предметы быта казаков, которые стоят на столе, покрытом кружевной скатертью. Где вы уже видели эти предметы?

    - Обратите внимание на доску и прочтите слова,  (Слайд 1)

    « Помни брат, что указ  Дружба – обычай;

     Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»

    - Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на нашем уроке?

    II. Сообщение темы урока.

    - Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим знания о том, какие особенности труда и быта характерны для жителей Кубани. Вспомним людей,  которые прославляли своими открытиями и трудом наш край.

    - А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое. И путешествовать  будем на том виде средств передвижения, которое  использовалось казаками.

    - А на чём ездили казаки? (Слайд 2)

    - Что из себя представляла бричка?

    Физ. минутка.

    III. Повторение.

    - Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».

    - Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3)

    - Как раньше назывались дома?

    - Из чего строили казаки хата?

    - А из чего делали саман и что это такое?

    - Чем были покрыты хаты казаков?

    - Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей.

    - Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4)

    -Для чего  служила печь?

    - Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится:

    «Печь – царица в доме». (Слайд 5)

     Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6)

    - А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть  вышитые предметы, какие были вышивки?

    - Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате?

    - По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать.

    - Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас.

    - Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался.

    У казаков побогаче,  пол был тёсанным, покрытый  долготканными дорожками.

    - В каждом доме была «горка» - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

    - Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7)

    Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

    Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

    Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.

    - Из чего была первая посуда?

    - Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой.

    - От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках.

    - Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8)

    - На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они  служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень -  украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты  шаровары и сапоги.

    Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

    Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

    -Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

    - Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки.

    Физ.минутка

    - Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9)

    - Каких животных держали казаки?

    - Что  получали от этих животных?

    - Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей.

    - Краснодарский край омывает два моря, какие?

    - Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

    В этих водах водилось много рыбы.

    - Какие виды рыб вы знаете?

     (Дидактическая игра)

    Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь,  тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10)

    - Представьте, что после  удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

    - Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

    Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11)

    - Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

    - Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем?  Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края.

    Вывешивается название  станции «Земляки».

    Фото Д.П.Жлобы.

    Беседа: В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности  мелиорации на Кубани: вот почему  помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению  бросовых земель плавневой зоны.

    - Это здесь на  кубанской земле выросли  и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко (портрет показать) и  Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они  занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

    IV. Закрепление.

    Сейчас мы возвращаемся  обратно домой. Вы слушали, играли, отвечали на вопросы. А теперь скажите, что особенно запомнилось вам из нашего путешествия?

    V. Итог урока.

    Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение  в поколение.

    (Звучит гимн Кубани)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Помни брат, что указ Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»

    Слайд 4

    «Печь – царица в доме».

    Слайд 8

    сельдь тарань хамса лещ ставрида окунь щука сазан


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенности труда и быта, традиции родного края»

    Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....

    Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."

    Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями  животного мира Краснодарского края; п...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

    Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края".

    Презентация к уроку кубановедения "Быт жителей родного края"....

    Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"

    Конспект урока кубановедения "Особенности труда и быта родного края"...

    Кубановедение. Особенности труда и быта родного края.

    Цель:познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению....