Урок истории в 3 классе Тема: «Господин Великий Новгород»
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Вечеркова Наталья Петровна

Урок истории в 3 классе

     Тема: «Господин Великий Новгород»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 3 классе

     Тема: «Господин Великий Новгород»

      Цель: познакомить  с жизнью наших предков, акцентируя внимание учеников  

                       на нравственно – ценностные ориентации предшествующих поколений.

      Задачи: - сформировать представление  об укладе жизни новгородцев, о роли    

                              Новгорода в жизни Киевской Руси, закрепить понятия: археология,              

                              монахи, летопись, век;

                           -  развивать умение извлекать  информацию из иллюстраций и  

                              учебного текста;

                          -   воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших    

                              предков.

                      

Ход урока.

1. Орг. Момент

Знаете ли вы, что у славян – далёких наших предков был интересный обычай. В каждом доме стоял сосуд – ступка. Хозяйка наполняла его чистой родниковой водой, а самый важный сильный человек в доме, кормилец брал пестик и толок воду в ступе. С тех пор пошло выражение: «толочь воду в ступе» - заниматься пустым делом. Но это вовсе было не пустое дело – таким образом хозяин заряжал своей энергией пестик и воду. Воду пили члены семьи при болезнях и недомоганиях, а к пестику прикладывались, чтобы набраться сил и энергии.

Я прошу самого большого и сильного человека зарядить воду. Притроньтесь к пестику. Итак, к работе готовы?

2.Актуализация опорных знаний.

1.Прочитайте верно дату:

859,   1123,   1993

2.Какое число обозначено римскими цифрами?

Х (   )                  ХХ (    )                               ХІV (    )

3.Найди ошибку в том, как определили век по году:

1147 – ХІV век

1480 – ХV век

1800 – ХVІІІ век

2003 – ХХ век

4. Вспомним исторические термины, выберем верный вариант:

Учёные, которые ведут раскопки

  • Геологи
  • Археологи
  • Архитекторы

Запись событий по годам

  • Летопись
  • Дневник
  • Рецепт

Кто писал летопись?

  • Монах
  • Писатель
  • Нищий

Что занимало главное место в жилище восточных славян?

  • Печь
  • Телевизор
  • Холодильник

Чем занимались восточные славяне? Исключи лишнее:

  • Охота
  • Рыболовство
  • Земледелие
  • Спорт

Молодцы! Думаю, что вам помогла великая энергия. Кстати, как вы понимаете слово Великий?

А вот в словаре Ожегова тоже есть толкование этого слова.

Ученик читает:

Великий – выдающийся, превосходящий обычный уровень, очень большой, просторный, большего размера, чем нужно

Мы с вами побываем в великом городе Древней Руси и выясним, почему его называли Великим.

3. Изучение нового материала.

Тема: Господин Великий Новгород.

Название города прочитаем хором. Мы попробуем узнать о Новгороде из статьи учебника. Кое-что расскажу вам я. Опираться будем на план:

  1. Где расположен?
  2. Первое упоминание.
  3. Как называли?
  4. Как построен?
  5. На торговой площади...
  6. Управление (вече)

Чтобы узнать где расположен город, прочитаем 1 предложение.

§9, с38.

Славяне для жилья выбирали место рядом с водой. Вот и расселились они вокруг озера Ильмень. Но со временем они поняли, что нужно найти место поудобнее и поднялись выше и построили город на берегу реки Волхов.(показать на карте)

Найдите ответ на 2 вопрос ( 2 предложение)

Найдите ответ на 3 вопрос (3 предложение). А к кому обращаются «господин»?

Ответ на 4 вопрос я дополню:

Город Новгород был расположен необычно – на двух берегах реки Волхов и состоял как бы из двух частей. Через реку между частями был деревянный широкий мост.

В одной части города находился Кремль – крепость внутри города. А внутри этой крепости – кремля был построен главный храм города – Софийский собор с пятью куполами. Подплывая к городу по Волхову, купцы видели прежде всего пятиглавие святой Софии и любовались ею. Недаром говорили: «Где София, там и Новгород»(фото в учебнике)

Во второй части города находилась главная торговая площадь. Кругом неё теснились каменные амбары – хранилища для зерна, муки и разных товаров. Везли товары отовсюду. На пристани корабли и лодки стояли так близко – так много желающих было принять участие в торговле. Приезжали в Новгород торговать купцы  из всех русских земель – из Твери, Владимира, Суздаля, из стольного Киева. Приезжали купцы из северных стран, из западных королевств, из южных царств, из восточных княжеств. И сами новгородские купцы тоже по ближним и дальним морям плавали, в чужие страны ездили. Было им чем торговать. Вокруг лес, богатый живностью, река, богатая рыбой.

Не было на Руси города богаче и обширнее, потому и называли его Господин Великий Новгород.

И чего тут не было: продавали воск в мешках, мёд в бочках, пушнину, шкурки животных, кожу, рыбу, разноцветные ткани, серебряную посуду.

И вот среди гула и шума послышались удары вечевого колокола. А вечевым он назывался потому, что звал всех на вече – народное собрание (хоровое повторение слова). Все бежали на вече, толкались и шумели, спешили.

Вдруг, словно мятеж усмиряется шумный

И чинно дорогу даёт

Когда поседелый в добре и разумный

Боярин на вече идёт, -

Толпы расступились – и стал среди схода

С гуслями в руках славянин

Кто он? Он не князь и не княжеский сын

Не старец, советник народа,

Не славный дружин воевода

Не славный соратник дружин

Но все его знают, он людям знаком

Красой вдохновенного гласа

Он стал среди схода – молчанье кругом

И звучная песнь раздалася...

(звучит фонограмма )

Вам понравилась музыка гусляра? Гусляр – это музыкант, играющий на гуслях, а гусли – старинный музыкальный инструмент (демонстрация инструмента)

Вот таким славным музыкантом был былинный герой Садко. Ещё он был богатым купцом. Вы читали? Я советую прочитать ( демонстрация книги)

Физминутка (танцевальные движения под весёлую гусельную музыку)

Но вот все собрались на собрание – вече. Шум стих, на возвышение поднимается самый богатый боярин, он управляет вече, решает все вопросы города. Кто это?

Это посадник (хоровое повторение слова). Его назначили, посадили управлять.

Он обращается к людям:

- Ведомо ли вам, братья, что у нас уже несколько месяцев нет князя? Ездили мы с поклоном к князю Мстиславу. Получили его согласие. Нынче он приехал в Новгород. Хотите ли вы князя Мстислава?

- Хотим! Хотим! – Громко закричали собравшиеся.

Право голоса имели только бояре, то есть богатое сословие.

Так избирался князь.

Князь решал только военные вопросы и ещё был главным представителем города на сборе князей. Но если князь не подчинялся, вече могло отказаться от него и найти замену. Вече закончено. Но торговля продолжается. Люди торгуют от рассвета до заката, хотят есть. Тут мальчики с лотками, полными яств. Что же у них в лотках? Горячие пироги с зайчатиной и грибами, оладьи с мёдом. Вкусно! Хотите? У меня есть. Купите! Я предлагаю вам заработать старинные деньги – злотники и сребреники.

За рассказ о Новгороде по плану плачу сребреник.

Последние два абзаца повествуют нам о жизни богатых и бедных. Прочитайте.

На доске найдите жильё бедных, а затем богатых.

А знаете, что деревянные стены непрочны. Поэтому в ХV веке были построены каменные стены. Предлагаю построить кремль – крепость внутри города и Софийский собор. Разумеется, работа будет оплачена. Из деталей склеить заготовки, нанося клей на заштрихованную область.

4. Применение новых ЗУН в нестандартной ситуации. 

4 человека клеят конусы-крыши

4 человека клеят фигурные стены башен

4 человека клеят цилиндры-трубочки для собора

4 человека  отгибают зубчики на стенах кремля

4 человека клеят трубы и крыши башен

 1 человек стену собора

Сборка происходит быстро на большом подносе. Каждый ставит свою заготовку, учитель надевает заранее изготовленные купола.

5.Анализ и оценка результатов

Это получился кремль города Великого Новгорода. Что такое кремль? Получите сребреники за строительство. А теперь покупайте у меня оладьи с мёдом.

6.Итог

В каком городе побывали?

Как к нему обращались?

Так почему его называли Великим?

7.Д/З

Чтение с.38 - 41, рассказ о Новгороде по плану. Кто заинтересовался, сосчитайте, сколько лет этому городу в этом году.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Великий Новгород - колыбель России"

Познавательная виктрина для учащихся 4-х классов, посвященная 1150-летию госудаства Российского.                            ...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей.

Материал по краеведению. Содержит иллюстрации и краткое описание исторических памятников Великого Новгорода и окрестностей....

Господин Великий Новгород

Представлена презентация про город Великий Новгород, которую можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или в группе продленного дня...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Великий Новгород"

Урок формирования новых знаний, в ходе урока дети знакомятся с историей Новгорода, узнают об основных достопримечательностях этого города....

Великий Новгород.

Великий Новгород....