Учебно-методическое пособие по краеведению "Мы живем в Кировском районе".
учебно-методическое пособие по истории (3 класс) по теме

Лавицкая Нина Степановна

Учебно-методическое пособие по краеведению с загадками, учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirovskiy_rayon.doc599.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277                        Кировского района Санкт-Петербурга 198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А,                                                                          тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)752-19-19, факс (812) 752-56-55, E-mail: sc277@kirov.spb.ru                                                           ОКПО  52185291 ОКОГУ  23010 ОГРН  1027802735993, ИНН/КПП  7805149292/780501001

Учебно-методическое пособие по краеведению «Мы живем в Кировском районе».

Цель: Закрепление понятия «район», как часть города.

Задачи: Расширение знаний детей о некоторых достопримечательностях района.

Воспитание чувства любви и гордости за свой район. Воспитание познавательного интереса, желания больше узнать о своем районе.

Развитие интереса к изучению района, в котором живу.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.        

Ход занятия. Вводная беседа.

Воспитатель читает стихи Ю,Капустина: Вот город, Балтикою пахнущий,

Стоит на невском берегу,

 Как хлебосольный дом, распахнутый, Стоит, не отданный врагу.

-О каком городе пишет стихи поэт?

-Почему вы так думаете? Слайд -1

Наш город за 300 лет своей истории стал крупным промышленным, научным и культурным центром страны. Для удобства он разбит на отдельные районы.

Административно-территориальное деление города на части впервые было введено еще указом Петра I. Количество их названий со временем менялись. Существует 18 районов.

-Как называется район, в котором мы живем? Слайд -2.

-Сегодня мы побеседуем о нашем Кировском районе. Ему исполнилось 95 лет.

Рассказ воспитателя: Имя С.М.Кирова носит наш район. Послушайте, я расскажу вам о нем. В начале прошлого века, когда лучшие люди России боролись против нищеты, безграмотности, за счастье простого народа, среди борцов был и

Сергей Миронович Киров.

Он родился более ста лет назад, звали его тогда Сережа Костриков. Тяжелое детство выпало на долю этого мальчика.  Слайд -3.

В поисках заработка, отец ушел из дома, так и не вернулся, пропал без вести. Когда Сереже было 7 лет, умерла мама. И он вместе с двумя сестренками остался на попечении старенькой 80-летней бабушки. Бедность заставила бабушку хлопотать об устройстве детей в приют. В приют взяли только Сережу. Смышленого, любознательного мальчика тяготила унылая приютская жизнь.

Гуляли младшие дети во дворе, где не было ни травинки, ни кустика. Утром, перед обедом и вечером детей

выстраивали в столовой на молитву. В Выходные и праздники водили молиться в тюремную церковь. По воскресеньям ненадолго отпускали домой, к бабушке и сестрам. К счастью Сережи, его заметила и полюбила воспитательница приюта и приложила все свои силы, настойчивость, смелость, чтобы мальчик с такими хорошими способностями мог учиться в школе. Начальная школа, городское училище, механико-техническое училище и постоянная борьба с нуждой. Сергей доказал, что хорошо учиться можно даже в самых трудных условиях. В аттестате у него были только отличные отметки. Потом он работал чертежником, готовился поступать в институт. Вступил в партию. И 30 лет в ее рядах неутомимо боролся за дело рабочих и крестьян.

Последние годы своей жизни С.М.Киров провел  в Ленинграде. Он был руководителем ленинградской партийной организации. Всегда среди людей, он знал, чем живет народ. «Наш Мироныч» - так ласково называли Кирова рабочие. Слайд -4.

Обаятельный и душевно щедрый человек, любую просьбу людей принимал как наказ, который непременно надо выполнить. Он заботился о молодежи и детях. Многим талантливым детям он помог встать на ноги. Предметом особых забот и внимания Кирова были беспризорные и трудные дети, те, кто, прежде всего, нуждался в помощи и защите. Ребята называли его запросто: «Дядя Сережа».

Жизнь Кирова оборвалась трагически. Враги подло, из-за угла убили его. Безмерным было горе людей.

Но люди не забыли своего любимца. В нашем городе многое напоминает о нем.

-Знаете ли вы, что в нашем городе носит имя С.М.Кирова?

После смерти его именем назвали один из районов города — район в котором мы с вами живем. И прославленный завод.  Самые любимые места отдыха горожан названы именем Кирова: дворец культуры, лучший оперный театр, стадион, центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО). И это не просто дань памяти Сергея Мироновича. Это и выражение признательности за его заботу о нас. Киров навсегда остался с нами. В годы войны поэт Николай Тихонов написал поэму, которую так и назвал «Киров с нами». В ней есть такие слова:

-В железных ночах Ленинграда

 По улицам Киров идет

 И сердце прегордое радо,

Что так непреклонен народ.

Давайте вспомним достопримечательности нашего района.

                           1. Кировская площадь. Слайд — 5.

- Когда я читаю эти стихи, то совершенно ясно представляю одно место в нашем районе...

- Как вы думаете, о каком месте я говорю? (О памятнике С.М.Кирову на кировской площади).

-Кто из вас был на Кировской площади и видел памятник работы скульптора Н.Томского?

- Каким изобразил скульптор Сергея Мироновича в этом памятнике?

Автора удалось создать вдохновенный образ великого гражданина и вместе с тем простого и обаятельного человека. На постаменте из черного гранита во весь рост стоит бронзовый Киров. Кажется, сейчас он сойдет с пьедестала и своим «шагом свободным», уверенно и твердо пройдет по городу.

 Вон как ветер раздувает

 полы его пальто. Правая рука выброшена вперед, он словно обращается к гражданам, приветствуя их. С площади виден боковой вход в Детский парк имени 9 января. Много лет назад (1 мая 1ё920 года) в день коммунистического субботника заложили сад для рабочих. Оградили ажурной кованой решеткой, перенесённой от Зимнего дворца. В Детском парте есть игровые и спортивные площадки, работает станция «Юный техник».

                           2.  Проспект Стачек. Слайд -6.

- Как называется главная улица нашего района?

- Почему он так называется?        

- На проспекте Стачек расположен один из самых крупных заводов не только района, но и города. Это не только крупный, но и очень старый завод. Слайд -7.

 Когда-то, ещё при царе, хозяином завода был инженер Путилов. Труд рабочих на заводе был очень тяжёлым. Работали с раннего утра до позднего вечера. Рабочие не хотели мириться с такими условиями труда. Они проводили стачки — останавливали работу, собирались вместе и предъявляли хозяину требования улучшить условия труда. В память о тех событиях и получил название — главная магистраль нашего района.

3. Метрополитен.

- Помните сказку? Убежал от Ивана старичок — сам с ноготок, борода с локоток. Бросился Иван догонять. Смотрит, дыра в земле. Да такая глубокая, что дна не видать. Принялся Иван с товарищами верёвки вить. Вили, вили, а потом спустили Ивана на верёвке в дыру. Очутился он под землей, в подземном царстве. Шёл, шёл и дошёл до дворца. Там все золотом и самоцветами так и сияет... Это сказка. А у нас в городе есть настоящее подземное царство. Не хуже сказочного. Даже лучше. И спускаются туда не на веревке, а по лестнице-чудеснице, которая сама движется и вверх и вниз.

-Догадались, что это за подземное царство? Слайд — 8.

- Что такое метро? (Электрическая подземная железная дорога. Она удобная, очень быстрая: на трамвае ехать час, а на метро 15 минут. Первая линия метро в городе связала наш район и Выборгский).

- Какие станции метро в нашем районе вы знаете?

- Чем они вам нравятся? Почему похожи на царство?

- Действительно, станции метро похожи на сказочные дворцы: полированный мрамор, разноцветный гранит, бронза, хрусталь, скульптура, мозаика, люстры, светильники... Высокие полукруглые своды, длинные, светлые, торжественные залы, гранитный, до блеска полированный пол. И каждая станция напоминает о великих событиях и героических людях. Станция «Нарвская» прославляет людей труда. Станция «Кировский завод» посвящена заводу-гиганту и его труженикам. «Автово» - героических защитников Ленинграда. Слайд — 9.

Итог урока. Много интересного можно увидеть в нашем районе. Там, где когда-то были окраины, вырос новый город. Он грандиозен, со своими широкими улицами, вольным простором площадей, светлыми громадами домов. Построены новые школы, детские сады, магазины. Раньше улицы на окраинах назывались: Глухая, Пустая, Молчаливая... Теперь: Дачный проспект, Трамвайный проспект, Счастливая улица...

- А на какой улице живете вы? Знаете ли вы, почему она так называется? Вам задание: написать маленький рассказ об улице, на которой вы живете. На следующем занятии мы расскажем о наших улицах.

Наш район продолжает расти и хорошеть год от года. И мы невероятно горды тем, что живем именно здесь.   Слайд — 10.                                        Слайд — 11.      

 

Литература: А.С.Бесмертный «Достопримечательности Ленинграда»

В.Нестеров «Знаешь ли ты свой город»

nsportal.ru  statya- o- sankt-peterburge


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "95 лет Кировскому району" СПб

Данная работа предназначена для детей 10-11 лет (4 класс).  Форма организации детей: групповая, в парах, индивидуальная (по выбору). Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, твор...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

«Путешествие по Кировскому району»

Знакомство учащихся с историей своего Кировского района и его достопримечательностей....

Экскурсия по Кировскому району. Станция метро «Автово»

Конспект занятия в группе продлённого дня 4 класса...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

ГБОУ Лицей №387 Кировского района г. Санкт-Петербурга Тема урока: Сочинение по серии картинок Н. Радлова "Находчивые лягушата». Учитель: Павлова Наталья Викторовна

Тема урока: Сочинение по серии картинокН. Радлова "Находчивые лягушата».  Учитель: Павлова Наталья Викторовна...