«Путешествие по Кировскому району»
план-конспект

Королев Михаил Владиславович

Знакомство учащихся с историей своего Кировского района и его достопримечательностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narvskie_vorota.docx799.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Внеклассное занятие

Начальные классы: 1, 2, 3, 4, 5 классы

 «Путешествие по Кировскому району»

Автор-составитель

Королев Михаил Владиславович

Санкт-Петербург

20190-2020

Цель: актуализировать краеведческие знания и умения, обучающихся о Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.

Задачи:

  • Создать условия для формирования активно-положительного отношения к родному городу.
  • Воспитывать чувство гордости за свой родной район, его прошлое и настоящее
  • Развитие речи детей, творческих способностей и познавательных интересов учащихся.
  • Развитие у учащихся познавательных интересов к истории и культуре родного края.
  • Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
  • Способствовать формированию творческого подхода при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий.

Ход экскурсии:

Воспитатель «Здравствуй дети, сегодня, я Вам расскажу про «Музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота», перед которыми мы сейчас стоим».

Традиция прохода победоносной армии через специально построенные триумфальные ворота (арки) зародилась в Древнем Риме, была воспринята Европой и появилась в России при Петре I.

Первыми триумфальными воротами в городе считаются деревянные Петровские ворота Петропавловской крепости. Триумфальные ворота и арки возводили не раз, в том числе и на главной площади города – Троицкой при Петре I. И на Невском проспекте при Анне Иоанновне. Да и позднее. Но все они были временные. И первые Нарвские триумфальные ворота тоже были временные. Они были созданы в экстренном порядке для торжественного вступления в город русских войск – победителей Наполеона. Причём созданы за невероятно короткий срок.

Война с Наполеоном 1812 года повлияла не только на политику России, но и на внешний облик Петербурга. Памятники в честь тех героических событий заметно изменили образ города. На дворцовой площади появилось здание Главного штаба с триумфальной аркой, в честь победы вознеслась и Александровская колонна. Но первыми были воздвигнуты триумфальные Нарвские ворота. Они были сооружены на заставе, через которую в город входили возвращавшиеся из Европы войска.

14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург со срочным курьером была доставлена депеша о вступлении русских войск в Париж. Европа спасена, Наполеон повержен, солдаты возвращаются домой. В связи с этим Сенат собрал экстренное заседание, на котором разработал «обряд торжественной встречи» победителей. Среди прочего в нём значилась и установка триумфальных ворот на дороге, через которую войска будут входить в город.

Сооружение памятника сначала возложили на плечи архитектора Василия Петровича Стасова, но затем передали Джакомо Кваренги, который предложил более простой и быстрый проект.

Скорость строительства Нарвских ворот била все рекорды – Кваренги соорудил их за один месяц.

Это был деревянный памятник в виде однопролётной арки со скульптурной композицией – колесницей Победы-Славы и шестёркой коней. Возле памятника соорудили трибуны для зрителей и специальные галереи для царской семьи.

В июле, сентябре и октябре 1814 года состоялось торжественное шествие вернувшихся из Парижа полков. Сразу за Нарвскими воротами своих родных встречали горожане. Все славили государя Александра I, со слезами умиления наблюдавшего за происходящим из-под крытой галереи.

Спустя десять лет Нарвские ворота обветшали и стали опасны для жизни прохожих. Их решено было переделать – соорудить новые «из мрамора, гранита и меди».

В 1827 году архитектор В.П. Стасов создает новый проект, существенно отличающийся от арки Кваренги как по размерам и пропорциям, так и характеру монументально-декоративного оформления.

Однопролетная двенадцатиколонная арка увенчана колесницей Победы с шестёркой коней. На аттике ворот – восемь крылатых гениев Славы и Победы, у подножия пилонов – четыре изваяния русских витязей. Император утвердил проект Василия Петровича.

В 1827 году состоялась торжественная церемония закладки новых ворот. На церемонии присутствовали император и его семья.

По традиции на дно котлована положили в форме креста золотые монеты и закладные камни с гравировкой.

После подготовки фундамента строительство памятника остановили. Проблемой оказался строительный материал. Император желал гранит, зодчий настаивал на кирпиче и медных листах.

В результате Николай уступил, и в 1830 году работы возобновились. Ворота должны были быть «одеты медными листами, чего никогда еще не было». Строительство шло довольно быстро, но пожар в январе 1832 года заметно отдалил его финал. Лишь осенью 1833 года архитектор заявил об окончании работ. На строительстве ворот трудилось более 2600 рабочих. Для строительства потребовалось 500 000 кирпичей.         Конструкцию из кирпичной кладки обшили медными листами. Обшивка из красной меди (меди лучшего качества, той, что шла на чеканку монет) создавала впечатление монолитности и торжественности всего сооружения. Комиссия, осматривавшая памятник, пришла в восторг от его качества и красоты.

Высота Нарвских ворот составляла 23 метра, а вместе со скульптурой Победы – более 30 метров. Ширина ворот 28 метров, высота колонн 10 метров.

Композиция, венчающая памятник, представляет собой колесницу, запряжённую шестёркой коней, которой управляет богиня победы Ника. Автором конных изваяний был Пётр Карлович Клодт.

Физкультурная  минутка

Воспитатель «Для того что вы смогли немного отдохнуть и расслабиться, мы сейчас проведём с Вами физкультурную минутку»

1

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

2

Это ушки (вот – вот)

Это глазки (вот – вот)

Это нос, это рот,

Тут спинка (поворачиваются и смотрят на свою спину)

Тут живот (прикасаются ладонями к животу)

Ой, устали – вытрем лоб.

3

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Преподаватель  «Надеюсь, Вы отдохнули, и сейчас мы продолжим нашу экскурсию»

Между колоннами ворот помещены фигуры воинов в древнерусских одеяниях (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Всё декоративное скульптурное убранство было вычеканено из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе.

Плоскость стен оживляли золочёные надписи, подробно рассказывающие историю самих ворот и событий Отечественной войны 1812 года. Здесь, по краю фронтона, перечислены места сражений, а также полки, отличившиеся в битвах. На западном фасаде – список кавалерийских полков, на восточном – список пехотных полков.

Одна из надписей свидетельствует о том, что Фёдор Петрович Уваров, сподвижник Михаила Илларионовича Кутузова, ставший генералом в 27 лет, перед смертью завещал значительную сумму на возведение памятника. Реализация проекта стала возможна во многом благодаря частным пожертвованиям.

Ворота украшены именем русского самодержца Александра I, освободившего Россию и Европу от наполеоновского нашествия.

Уже в 80-х годах XIX века триумфальные ворота пришлось в первый раз ремонтировать. Тут-то и выяснилось, что в вопросе выбора материала был прав Николай I, а не архитектор Стасов, ведь медь в условиях петербургского климата быстро коррозирует.

Нарвские триумфальные ворота – сооружение, благодаря которому петербургская лексика обогатилась удивительной фразой, выражающей степень неточности, приблизительности: «Плюс-минус Нарвские ворота». И связано это с тем, что Нарвские ворота возводились дважды и по проектам двух разных архитекторов. Вторые, существующие ныне, ворота – и те, и не те, что первые.

После революции 1917 года в Петрограде по неизвестным причинам возник миф о том, будто на вершине Нарвских триумфальных ворот поселился колдун. Временами он будто бы брал в руки вожжи и сам управлял шестёркой лошадей, которые мчались вместе со всем Петроградом в чёрную бездну. Художник Павел Филонов изобразил этого колдуна на полотне, которое называлось «Нарвские ворота». С тех пор никто колдуна не видел.

Внутри ворот расположено вместительное трёхэтажное здание с обширным подвалом. По замыслу Стасова, там должен был находиться музей истории строительства ворот. Однако этот проект не был осуществлён. Хотя музей внутри ворот в конце ХХ века всё-таки появился. Чтобы попасть в него, нужно преодолеть 75 ступенек по винтовой лестнице. Помещение небольшое – 20 метров в длину и 4,5 метра в ширину. Но здесь постоянно устраивают всевозможные экспозиции.

Закрепление полученных знаний

        Воспитатель «Для того чтобы закрепить полученные сегодня знания, я Вам буду задавать вопросы, а Вы  постараетесь на них ответить».

  1. При каком царе появилась в нашей стране традиция прохода победоносной армии через специально построенные триумфальные ворота (арки)? – (Петр I).
  2. Кто был первым архитектором Нарвских ворот? (Стасов Василий Петрович).
  3. В каком году состоялось торжественное шествие вернувшихся из Парижа полков? (1814)
  4. В каком году состоялась торжественная церемония закладки новых ворот? (1827)
  5. Высота Нарвских ворот? (23 метра).
  6. Ширина ворот? (28 метров).
  7. Высота колонн? (10 метров.)
  8. Что находится внутри «Нарвских ворот»? (Музей)
  9. В честь, какой победы были построены «Нарвские ворота»? ( Войны над Наполеоном)

Преподаватель: «Вы все молодцы, теперь Вы знаете все, что надо знать об «Нарвских воротах, спасибо Вам за проведённое занятие»».

Наглядный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "95 лет Кировскому району" СПб

Данная работа предназначена для детей 10-11 лет (4 класс).  Форма организации детей: групповая, в парах, индивидуальная (по выбору). Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, твор...

Учебно-методическое пособие по краеведению "Мы живем в Кировском районе".

Учебно-методическое пособие по краеведению с загадками, учебным материалом....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

Экскурсия по Кировскому району. Станция метро «Автово»

Конспект занятия в группе продлённого дня 4 класса...

ГБОУ Лицей №387 Кировского района г. Санкт-Петербурга Тема урока: Сочинение по серии картинок Н. Радлова "Находчивые лягушата». Учитель: Павлова Наталья Викторовна

Тема урока: Сочинение по серии картинокН. Радлова "Находчивые лягушата».  Учитель: Павлова Наталья Викторовна...