Интегрированный урок трудовое обучение и история
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Спиридонова Юлия Ивановна

Цели: Познакомить детей с историей празднования Нового года на Руси, развивать интерес к истории своей Родины, изготовить  Новогодний подсвечник из природного материала, приучать детей работать в группах, развитие речи детей, создание предновогоднего настроения, учить детей простейшим элементам декорации, учить видеть красивое в обычном и неприметном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novogodnie_podsvechniki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

 

 

                         трудовое обучение * история *

                                                                        Автор: Спиридонова Юлия Ивановна,

                                                                                      учитель начальных классов

     

                                                  С. Тегульдет 2012 г.

Цели: Познакомить детей с историей празднования Нового года на Руси, развивать интерес к истории своей Родины, изготовить  Новогодний подсвечник из природного материала, приучать детей работать в группах, развитие речи детей, создание предновогоднего настроения, учить детей простейшим элементам декорации, учить видеть красивое в обычном и неприметном.

Материалы и инструменты: сосновые шишки, веточки сосны, ели, засушенные цветы, ягоды, пластилин,  плоскогубцы, коряга, кисть, блестки, клей ПВА, ножницы, обойные гвозди, фольга, тесьма, портрет Петра I, грамота Петра I,  новогодние открытки.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

                                                              Ход урока:

  1. Организационный момент. Деление на группы, выбор помощников учителя.

-Добрый день, ребята. Сегодня на урок трудового обучения к нам пришли гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся. Я желаю вам всем отличного рабочего настроения.

-Мы с вами разделились на группы, в каждой нужно выбрать помощника учителя. Посоветуйтесь в своих группах и назовите.

  1. Вводная беседа о праздновании Нового года на Руси.

- Ребята, какой праздник вы любите больше всех остальных?

-Почему вы его так любите?

-Какие бы вы подобрали определения к этому празднику, Новый год он какой? (блестящий, сверкающий, радостный, веселый, яркий, запоминающийся, добрый, народный, долгожданный, любимый, таинственный, желанный, сказочный)

-Всегда ли Новый год на Руси отмечали 1 января? (нет)

-Когда еще? (1марта, 1 сентября)

-Мы многое узнали о декабре, вспомните, откуда он получил свое название? (Свое имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем», то есть десятый).  И в Древней Руси он был десятым месяцем года.

-Если декабрь -десятый месяц, то когда в Древнем Риме начинался Новый год? (1 марта)

-А кто, ребята, знает, когда Новый год стали отмечать 1 сентября? ( До принятия на Руси христианства год начинался 1 марта. Вместе с христианством пришел из Византии принятый там календарь, по которому год начинался 1 сентября.

-А кто ввел празднование Нового года с 1 января? (Петр Первый)

-Да, Петр Первый подписал указ.

Заранее подготовленный ребенок читает текст.

Считать Новый год не с 1 сентября, а с1 января

и нового столетнего века

в веселии друг друга

поздравлять с Новым годом.

По знатным и проезжим улицам у ворот и домов

учинить украшения из деревьев и ветвей сосновых и еловых.

Учинить стрельбу из малых пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни.

19 декабря 1699 года

       -Началом Нового года стали считать 1 января. Петр I сам дал сигнал к открытию торжества. Дома горожан стояли украшенными целую неделю. И был дан указ стрелять «из небольших пушек, буде у кого есть и из мушкетов». Все это было возложено на людей богатых, «которые золота не считают», а «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по дереву или ветке на вороты или над храминою своей поставить. Утром 1 января 1700 года Петр Первый сам  командовал праздничным шествием, которое завершилось салютом из 200 пушечек. А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали новый год зимой.

           Однако и в допетровские времена русские крестьяне на Васильев день отправлялись всей деревней в лес, украшали лучшую ель блестящими побрякушками, лоскутками, обрядовыми хлебцами. Водили вокруг нее хороводы и загадывали желание, точь-в- точь как мы, их далекие потомки.

            -Но украшать елку в русских домах стали только в середине XIX века.

-А почему именно ель? Подумайте, какое это дерево? (Обычай украшать ель родился в Древней Германии. Немцы считали, что в ели обитает добрый дух лесов. Зеленая в любое время года, ель является символом бессмертия, вечной молодости, долголетия, здоровья).

-Древнегерманский обычай украшать елку христианская церковь включила в рождественский обряд, когда празднуется один из главных праздников Рождество Христово.

  1. Анализ образца. Повторение правил ТБ при работе с ножницами

В новогодний праздник хочется украсить свой дом необычно и нарядно. Придумано очень много интересных элементов декорации.

-Нетрудно догадаться по Новогодним открыткам и фотографиям, что мы сегодня с вами будем изготавливать?

-Сегодня мы попробуем из обычной коряги и другого природного материала изготовить удивительные Новогодние подсвечники. Кстати, сочетание чн  в слове подсвечники произносится правильно шн.

-Посмотрите, какие материалы нам понадобятся для работы?

  1. Технический план выполнения работы (у каждой группы инструкционная карта)

  1. Подходящий корень или кусок ветки очистить и покрыть бесцветным лаком.
  2. Выбрать места для свечей, вбить обойные или тонкие гвозди острием вверх (шляпку откусить кусачками).
  3. Обвязать подсвечник дождиком.
  4. Украсить подставку природными материалами (веточками сосны, ели или лиственницы, засушенными цветами, веточками с ягодами шиповника, древесными грибами). Их можно приклеить, скрепить с помощью пластилина или воткнуть в подготовленные отверстия.
  5. Украсить дождиком свечи.
  6. Надеть свечи на гвоздики (для прочности их стоит еще и приклеить)

Для новогодних композиций материал подготовьте заранее: шишки, ветки можно опустить в горячий насыщенный раствор соли, а затем вынести в холодное помещение- назавтра вся поверхность покроется красивыми, искрящимися кристалликами «инея». «Иней» можно сделать синим, добавив в раствор соли железный купорос, или оранжевым, добавив медный купорос. Сухие ветки, шишки хорошо «заснежить», намазав их канцелярским клеем. А затем обсыпав натертым пенопластом или солью. Чтобы придать большую выразительность сухим веткам, травам, подкрасьте их гуашью или анилиновым красителем.

V.Физкультминутка «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.   (Ладони от себя, под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются)

VI. Выполнение работы учениками под тихую музыку.

(учитель оказывает помощь)

-Работу вы выполняете по своему вкусу и фантазии.

VII. Распутывание клубка зимних сказок.

-Многие из вас сегодня пришли на урок не с пустыми руками, а принесли в ладошках свои новогодние сказки. Кто хочет с нами поделиться? (дети читают сказки собственного сочинения)

VIII. Подведение итогов. Выставка работ.

-Кто ввел празднование Нового года с 1 января?

                                                     Приложение

Рассказ учителя

Свечи, зажигаемые в Рождество,- не просто средство освещения, но живая память о глубокой древности. В праздник их положено ставить толстыми, чтобы горели сутки с половиной- до конца торжеств. В Англии, кроме того, зажигают в камине рождественское полено, которое не должно потухнуть до самого Дня подарков- второго дня Рождества. Новогоднее время сказочное. В старину говорили, что выпускает зима из под коряг лесных и колод гнилых не только метели. Но и нечистую силу. Оттого и гадали в это необычное время, о будущем пытали.

Дополнительный материал (сообщения детей)

Встреча Нового года- одна из старейших и самых веселых традиций во всем мире. Но при этом нет ни одного праздника, который бы отмечался в такие разные даты и так по- разному.

  Древние греки начинали свой год с рождения новой луны после 21 июня. До начала правления Юлия Цезаря новый год в Риме начинался 1 марта. В большинстве европейских стран в средние века начало года приходилось на 25 марта.

В большинстве христианских стран год начинается 1 января. Но другие страны и религии отмечают этот праздник в разное время, согласно своему календарю.

     Все народы мира встречают Новый год по своим обычаям и традициям. Например, в Венгрии в первый день после рождественской ночи «умываются» монетами, « чтоб не переводились», а в Германии предпочитают монеты зажать в кулак и с двенадцатым ударом часов «впрыгнуть» с ними со стула в Новый год.

          В России в старые времена в новогоднюю ночь, когда за столом собиралась вся семья- новогоднюю кутью хлебать, дети лезли под стол и лыковой веревкой опутывали ножки у стола, чтобы в будущем году все опять собрались за этим столом.

           В Болгарии пекут погачу- рождественский пирог. Но перед тем как ставить его в печь. Внутрь прячут серебряную монетку. Кому достанется кусок с «сюрпризом» будет самым счастливым в наступающем году.  

           В Шотландии, когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин открывает дверь и держит ее открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар. Так выпускают Старый год и впускают Новый.

         Интересная традиция существует в Германии. В ночь под Новый год люди составляют прогноз погоды на весь наступающий год. На столе раскладывают 12 луковиц (12 месяцев), у каждой отрезают « хвост» и на его месте делают углубление, в которое насыпают соль. Как только часы пробьют полночь- прогноз готов. Луковицы, которые «съели» всю соль, означают дождливые месяцы, а те, в которых соль осталась- сухие.

      В Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. В Бразилии отмечают Новый год пушечными выстрелами. Кубинцы в полночь с каждым ударом часов съедают по виноградинке и загадывают желания.

      Жители Бирмы в Новогоднюю ночь поливают друг друга водой из шлангов, ведер или стаканов. Вода символ чистоты, щедрости.

     Мексиканцы в комнате, где собрались гости, подвешивают объемистый глиняный сосуд и наполняют его сладостями. Гостям поочередно завязывают глаза и дают в руки палку. Тот, кому удастся разбить сосуд, будет особенно счастлив в Новом году.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок трудового обучения в 3 классе

попробуйте, у кого будут вопросы, пишите!)))...

Интегрированный урок трудового обучения. Тема: Поделка из бумаги «Коза».

На уроке применяется бригадный метод работы. Группы ребят по шаблонам создают несколько готовых изделий, предварительно узнав много нового и интересном о животном коза, о разных видах рогов у коз....

Интегрированный урок трудового обучения и окружающего мира- Игольница "Божья коровка"

Цель: ознакомление с окружающим миром, отрабатывание трудовых навыков - рисовать,      вырезать, клеить. Научить детей превращать различные материалы в полезные и интересные вещи....

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной  отсталостью на уроках трудового обучения...