Учебно - методический комплект по истории на тему: " Истоки древней Руси" 4 класс (конспект + презентация)
учебно-методический материал по истории (4 класс) на тему

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonteva_istoriya_4_klass.doc78.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 104                                                                                                                               Студентка: Леонтьева Лиза

Класс: 4а                                                                                                                                                                                                        Методист: Сачкова Т.А. _______

Дата: 6.10.15                                                                                                                                 Учитель: Моцная Н.В

Кабинет: №109

Тема урока: «Истоки древней Руси»

Цели деятельности учителя: -формировать у учащихся представление о Древней Руси;

                                                     -воспитывать любовь к истории.


    Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. 
  • Предметные: активизировать внимание детей, развивать целенаправленное внимание, вызывать интерес к предстоящей деятельности.

Понятия: Летопись; вече; государство Киевская Русь.

  Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс; раздаточный материал; презентация, кроссворд.  

                                                         

                                                                                              Фотография доски

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Вячеславовна, сегодня я проведу у вас историю. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Проверка домашнего задания

3

Итак, сейчас вспомним, что было на прошлом уроке.

Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?
Как назывались финно-угорские племена, которые издавна жили на территории Восточно-Европейской равнины?
Чем можно объяснить названия древних славянских племён?
Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

Словесный:

слово учителя.

Вспоминают тему прошлого урока.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

3.Постановка Учебной задачи

1

Как назывался предыдущий ваш урок? ( по страницам летописи) А как вы думаете как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (по истокам Древней Руси) Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать? (узнать истоки Древней Руси, как начали появляться города)

Мы немного знаем как жили наши древние предки – древние славяне. О чем бы вы хотели узнать еще?

Тема урока «Истоки Древней Руси»

А что же такое Русь? Значит о чем нам предстоит сегодня узнать?

Давайте на примере нашего государства попробуем определить признаки государства.

  • Единая территория
  • Столица
  • Правитель
  • Единые законы
  • Народ

Словесный:

ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы

 

К: формулировать собственную позицию и мнение;

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.Усвоение новых знаний и способов действий

15

Новгород

Почему же один из древнейших русских городов носит такое название? На берегу Ильмень-озера, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

Добраться к городу можно было только водным путем.

Новгородское государство управлялось по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил МикешинИван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:
1.
Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композиция. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур ( «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
3. В нижней части монумента расположен 
фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. 

От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке. Отсюда, с восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго- Балтийский и Днепровский. Днепровский путь «из варяг в греки» издавна связал скандинавов, сейчас это шведы, норвежцы, датчане, живших на западном побережье Балтийского моря,- с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов-  норманнов, шведов, датчан.

Заморские купцы ценили меха, мед и воск. Как вы думаете почему?

Как центры торговли и ремесла стали расти первые северные города- Старая Ладога на озере Нево ( ныне Ладога) и Новгород на озере Ильмень. Вдоль всего Днепровского пути появились торгово- ремесленные поселения- Псков, Полоцк, Смоленск, Любеч. Скажите мне, почему первые города появились на озере?

На выходе к Черному морю, как страж на воротах, встал на высоком берегу Днепра Киев. А страж, потому что, только миновав Киев, можно было попасть к Черному морю. В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их стало больше 300. Города стали быстро расти по причине того, что торговцам на своем пути нужно было останавливаться, чтобы переночевать и поменять лошадей. Также в новых городах останавливались ремесленники и оставались там. Следовательно, в новых городах начинала распространяться торговля.

Посмотрите на карту. Здесь вы можете увидеть, как увеличилась территория Древней Руси с конца 9 до середины 11 века. Посмотрите как проходил путь «из варяг в греки».

Горожане создавали и распространяли единую древне-русскую культуру, которая проникала и к сельским жителям. Города стали центрами грамотности и просвещения, так как ремесленники и купцы должны были быть людьми образованными, чтобы ездить по другим городам.

Также археологами были найдены берестяные грамоты, на которых писали деловые письма, выражали чувства скорби, заботы и любви. Посмотрите в учебник. Здесь вы можете увидеть берестяную грамоту мальчика Онфима.

Каковы причины возникновения древнерусского государства?(1.Общественное разделение труда,2.Развитие экономики.)

А еще одной из причин является развитие торговли.

Предлагаю посмотреть фильм. Как назывался торговый путь? Какие города были расположены вдоль этого пути?

Работа в рабочих тетрадях.      

Стр. 10 №1

Нанесите на карту путь «из варяг в греки»

Словесный:

Рассказывает материал.

 

Работа с понятием.

Рассказывает материал.

 

Слушать учителя.

Самостоятельно работают в рабочей тетради, опираясь на полученные знания.

К: контролировать действия партнера

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осмысленно читают

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики.

Практический: выполнение движений.

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

10

Класс разбивается на 4 группы. Задание для 1, 2 групп:

Используя учебник и дополнительную литературу найти ответы на следующие вопросы:

  1. Какой князь стал первым правителем Руси?
  2. В каком году?
  3. В каком городе?
  4. Кто были его помощники?
  1. Рюрик
  2. 862
  3. Новгород
  4. Братья Трувор и Синеус.

Задание для 3, 4 групп:

  1. Какой город стал столицей государства в конце 9 века?
  2. В каком году?
  3. Кто стал во главе государства?
  4. Как стало называться государство?.
  1. Киев
  2. 882
  3. Князь Олег
  4. Киевская Русь

Практический:

работа с карточками.

Делятся на группы.

Отвечать на вопросы.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

8.Подведение итогов занятия

9.Д/З

10.Рефлексия

Ребята давайте посмотрим на вопросы, которые мы ставили в начале урока и попробуем на них ответить:

Что показалось необычным, наиболее интересным? Что удивило?

Что нового вы узнали?

Что вы запомнили?

Учебник с. 16-19, вопрос 2.

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

Производят рефлексию.

К: формулировать собственную позицию и мнение

Р:осуществляется итоговый контроль; самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

По истокам Древней Руси

Слайд 3

Государство- организация власти при которой существует единая система управления людьми.

Слайд 4

Признаки государства. Единая территория Столица Правитель Единые законы Народ

Слайд 6

Вече- народное собрание.

Слайд 8

862г. – начало Русского государства.

Слайд 18

Отметить Днепровский торговый путь .

Слайд 21

Домашнее задание: Учебник с.16-19, вопрос 2.

Слайд 22

Литература: Плешаков Окружающий мир 3 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменное вычитание» 2 класс (конспект + презентация)

Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменное вычитание» 2 класс  (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Имя существительное" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема "Имя существительное"  Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. Планируемые резуль...

Учебно-методический комплект по технологии на тему "Подарок маме" 2 класс.(конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по технологии на тему "Подарок маме" 2 класс.(конспект + презентация)...