Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_mudryy_vybor_4_klass.doc | 79.5 КБ |
istoriya_mudryy_vybor.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мудрый выбор»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомиться с важнейшими деяниями княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты:
Предметные: -Знать содержание фрагментов Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; -Обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси.- Приводить примеры проявления духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан;- характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства).
Личностные:- осознавать значение славянской письменности в истории и культуре России; -понимать важность преемственности в государственных поступках для истории государства и жизни общества; -понимать историко-культурную значимость для России принятия христианства в древний период её истории.
Метапредметные: -выявлять отдельные яркие архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; -рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси;-обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства,человеческого общества;-составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Понятия: крестьяне, Евангелие, заповедь .
Оборудование: учебник Окружающий мир 4 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.
Этап | Время | Содержание | Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ка | УУД |
1.Орг.момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Сергеевна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Сейчас тихо сядут мальчики, а теперь ещё тише сядут девочки. | Метод: словесный | Приветствие | Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
2.Проверка Домашнего Задания | 10 мин | Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке ,для того, чтобы нам легче далось изучение нового материала. А для того, чтобы повторить предыдущую тему я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны будете ответить, а затем вы на слайде выберете верные утверждения, а в неверных утверждениях скажите как правильно. (Читают по 1 утверждению и объясняют). Вопросы: 1)как называлось единое государство, в которое стали объединяться разноликие и разноязыкие племена Восточно-Европейской равнины? (Древняя Русь) 2)Кого издавна связывал Днепровский путь «из варяг в греки» с торговыми греческими городами? (скандинавов) 3)кто такие скандинавы?(предки нынешних шведов, датчан, норвежцев, живших на западном побережье Балтийского моря). 4)что такое вече?(народное собрание) Верные утверждения : 1)С восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский; 4)К 12 веку было более 300 городов; 5)В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России». Неверные утверждения: 2) От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Каспийского моря на юге и Чёрного моря на юго-востоке.(до Черного и Каспийского) 3)Заморские купцы ценили меха, мёд, воск, одежду, оружие, жильё.(Лишнее одежда, оружие, жилье) 6)В 10 веке на Руси было не менее 27 городов.(25) Молодцы, мы с вами вспомнили прошлую тему. | Задает вопросы по домашнему заданию, выслушивает ответы Метод: словесный Наглядный Приём: Фронтальный опрос Работа с текстом | Ответы на вопросы Выбор верного суждения | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. |
3.Подготовка к основному этапу занятия. Постановка учебной задачи. | 5 мин | Ребята, теперь скажите ,когда вы читаете книгу или смотрите фильм, по каким признакам вы оцениваете героев, кто из них плохой, а кто- хороший?(по поступкам) .А в жизни: как вы отличаете плохие поступки от хороших?( приносят они кому то вред или нет) А что каждому из нас помогает сделать выбор в сложные моменты жизни?( решение). Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(о выборе). Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Мудрый выбор) Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (узнать о выборе Великих людей). Ребята, вы раньше об этом разговаривали, скажите какая вера была у славян? (было язычество- многобожие) Сейчас я вам немного расскажу про этих богов. 1) Велес — один из величайших богов древнего мира. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, могучий волшебник и оборотень, покровитель путешественников и торговцев , бог удачи. бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. 2) Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве - «Дай, Боже!»3) Догода — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды. 4) Крышень — сын Всевышнего и богини Майи.Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.5) Перун — бог грозовых туч, грома и молнии. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. 6) Сварог — бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. 7) Святобор — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. 8) Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра. Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Молились славяне богам о дожде, об обильном урожае. Привычный мир славяне населяли фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках живет водяной .Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за помощью. Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. В 987 году Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров- Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир получил имя Василий в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной Князь Владимир должен был сделать выбор какую принять веру для Руси. Он решил принять крещение. Первым крестился сам князь и его дружина, затем князь крестил своих детей , а затем и киевлян. После этого по приказу Владимира статуи прежних богов были повержены на землю, а статуя Перуна была сброшена в Днепр. Крещение, объединило славян их в единое древнерусское общество. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Почему наши предки сравнивали добрые ,умные книги с оружием воина и с корабельными парусами?(потому что книга учит нас, помогает сделать правильный выбор, наставляет нас на путь истинный). Вы знали ,что христиане в глубокой древности жили по священной книге(Евангелие)? Её можно сравнить со звездой ,глубокой древности и нашего времени ,потому что она до сих пор указывает правильный путь человеку в его плавании по житейскому морю. Как вы понимаете фразу по житейскому морю?( это значит по жизни). | Задает вопросы Поясняет ответы детей, дополняет Помогает выявить тему и цель урока Метод: Словесный Прием: Фронтальный опрос беседа | Ответы на вопросы Выявляют тему урока и цель | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. |
4.усвоение новых знаний и способов действий
| 15 мин | Знание о плохом и хорошем передается нам из книг ,воспитывается родителями. Но где же истоки этого знания? Разобраться в этом нам и предстоит на сегодняшнем уроке. Теперь откройте учебник на странице 20. Но прежде чем я вам расскажу о мудром выборе, давайте проведем словарную работу, чтобы у вас не возникало вопросов. Кто мне скажет кто такие крестьяне?( крещеные люди) Что такое Евангелие?(главная книга крестьян ,в которой были прописаны заповеди) А что такое заповеди?(это правила, по которым должен жить человек) Во время рассказа поясняю о братьях Кирилле и Мефодии -создателях славянской азбуки, княгине Ольге.Каждый из этих святых людей по- своему способствовал тому, что истины христианства стали нравственной основой отечественной культуры. В каком году было Крещение?(988) на доске рисую ленту времени ,ребенок выходит и отмечает дату крещения. | Дополняет чтение детей Словесный рассказ Метод: Словесный Наглядный Прием: Чтение Фронтальный опрос | Чтение Работа по учебнику Слушают учителя и отвечают на заданные вопросы | К:уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; П:умение работать по учебнику. Умение высказывать свое мнение |
Физ.- минутка | 2 мин | Дети должны : -замереть на месте; -повернитесь вправо, влево; -постойте на цыпочках; -стойте на цыпочках с закрытыми глазами; -теперь поморгайте глазами; -покивайте головой, как будто вы соглашаетесь ,а теперь не соглашаетесь с чем-то; -попеременно поднимайте над головой левую и правую руку; -теперь обнимите себя за шею сначала левой рукой, а потом правой. | Показывает движения | Повторяют движения | Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор). |
5.Обобщение и систематизация знаний | 3 мин | На странице 21 рассмотрите фотографии соборов Святой Софии 1)в Стамбуле 2)Киеве, 3) Великом Новгороде. Сравните их. Что в них общего в их внешнем виде?(устремленность к небу, красота, большие постройки, выделяющиеся среди других строений).Необходимо отметить ,что в облике древних храмов со временем появились изменения(башни, внешняя перестройка на рубеже xvii-xviii вв., в стиле украинского барокко). | Объясняет задание Метод: Наглядный практический | Рассматривают фотографии,сравнивают | Л: умение сравнивать |
6.Первичная проверка понимания 7.Контроль и самопроверка знаний 8.Подведение итогов (закрепление) | 5 мин 5 мин | Теперь откройте рабочую тетрадь на странице 12. Давайте выполним 1 задание прочитайте задание. Мы с вами не будем сейчас вклеивать дату, вы это сделаете дома . Давайте снова обратимся к нашей ленте времени. Кто выйдет и отметит год в котором мы сейчас живем?(отмечает 2015) А теперь вычислите сколько времени прошло со дня крещения по сегодняшний день и запишите ответ. (2015-988= 1027) Теперь давайте выполним 4 задание. Какая дата к какому фото относится? Теперь давайте проверим как хорошо вы усвоили материал: 1)В каком году году князь Владимир принял крещение в Корсуни?(988) 2)Сколько детей было у князя Владимира?(12) 3)что такое заповедь?(правила по которым должны жить люди) 4)кто такие христиане ?(крещенные люди) 5)Какие христианские храмы есть в г.Челябинске?(храм святой троицы, церковь Александра невского) Ребята, кто усвоил весь материал пройденный на уроке поднимите руку, опустите. Теперь те, кто не допонял чего-то. Что именно вам не понятно? Вывод: С принятием христианства Древняя Русь как равная вступила в семью европейских народов. Христианские идеи Добра, Красоты, Правды глубоко вошли в её культуру и до сих пор служат основой нравственного выбора для наших соотечественников. | Поясняет задания Методы: Практический Наглядный Методы: Словесный Прием: Рассказ, Объяснение Объясняет задание Метод: Словесный Прием: беседа Задает вопросы | Выполняют задания в рабочей тетради Слушают и выполняют задание Подводят итоги, отвечают на вопросы | П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Р:умение взаимодействовать П:поиск и выделение необходимой информации П:умение работать по учебнику. Умение высказывать свое мнение |
9.Рефлексия 10.информация о домашнем задании | 1 мин 1 мин | 1)кто мне назовет ,какая тема нашего сегодняшнего урока?(Мудрый выбор) 2)какая была цель урока ?( Познакомиться с важнейшими деяниями княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.) 3)Достигли ли мы этой цели? Ребята прочитайте дома еще раз параграф, и ответьте на вопросы на странице 23. «Проверим себя». И в рабочей тетради выполните задания 1,2,3. | Выявляет понимание детей новой темы Методы: Словесный Приём: Фронтальный опрос Даёт домашнее задание | Отвечают на вопросы слушают | Л:смыслообразование. П:умение осознанно строить речевое высказывание устно. Л:смыслообразование. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1)Как называлось единое государство, в которое стали объединяться разноликие и разноязыкие племена Восточно-Европейской равнины?
Древняя Русь
2)Кого издавна связывал Днепровский путь «из варяг в греки» с торговыми греческими городами?
Скандинавов
3)Кто такие скандинавы?
Предки нынешних шведов, датчан, норвержцев, живших на западном побережье Балтийского м оря
4)Что такое вече?
Народное собрание
1)С восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский; 2)От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Каспийского моря на юге и Чёрного моря на юго-востоке; 3)Заморские купцы ценили меха,мёд, одежду, оружие, жильё; 4)К 12 веку было более 300 городов; 5)В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России»; 6)В 10 веке на Руси было не менее 27 городов.
Тема: Мудрый выбор.
Цель: узнать о выборе великих людей.
Велес
Даждьбог
Перун
Сварог
Стрибог
Христиане - это ……. Евангелие - это …….. Заповеди - это………
Крещение 988 год
1)В каком году князь Владимир принял крещение в Корсуне?
988
2)Сколько детей было у князя Владимира?
12
3) Что такое заповедь?
Правила, по которым должны жить люди
4)Кто такие христиане?
Крещённые люди
5)Какие христианские храмы есть в городе Челябинске?
1)храм Святой троицы
2)Церковь Александра Невского
Вывод:
1)Какая тема нашего сегодняшнего урока? 2)Какая цель урока? 3)Достигли ли мы этой цели?
Домашнее задание: -Прочитать параграф «Мудрый выбор» с.20-23; -Ответить на вопросы «Проверим себя» на с.23 -раб.тетрадь задания 1,2,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по математике "Деление с остатком. Решение задач" (конспект, презентация), 3 класс.
УМК "Школа России"...
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс...
Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...
Учебно - методический комплект - Маленькие большие советы страны Литературии (2 класс) Конспект + презентация
Учебно - методический комплект...
Учебно-методический комплект по математике на тему: «Прямоугольник» 2 класс (конспект+презентация+приложение)
Технологическая карта урокаПредмет: математикаТема: «Прямоугольник»Тип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: Обеспечить усвоение понятия «прямоугольни...