Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_mudryy_vybor_4_klass.doc79.5 КБ
Office presentation icon istoriya_mudryy_vybor.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мудрый выбор»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Познакомиться с важнейшими деяниями княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Планируемые результаты:

Предметные: -Знать содержание фрагментов Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности;   -Обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси.- Приводить примеры проявления духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан;- характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие  славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства).

Личностные:- осознавать значение славянской письменности в истории и культуре России; -понимать важность преемственности в государственных поступках для истории государства и жизни общества; -понимать историко-культурную значимость для России принятия христианства в древний период её истории.

Метапредметные: -выявлять отдельные яркие архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; -рассказывать о роли  княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси;-обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства,человеческого общества;-составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Понятия: крестьяне, Евангелие, заповедь .

Оборудование: учебник Окружающий мир 4 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.

Этап

Время

Содержание

Деятельность

уч-ля

Деятельность

уч-ка

УУД

1.Орг.момент

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Сергеевна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Сейчас тихо сядут мальчики, а теперь ещё тише сядут девочки.

Метод: словесный

Приветствие

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2.Проверка

Домашнего

Задания

10

мин

Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке ,для того, чтобы нам легче далось изучение нового материала. А для того, чтобы повторить предыдущую тему я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны будете ответить, а затем вы на слайде выберете верные утверждения, а в неверных утверждениях скажите как правильно. (Читают по 1 утверждению и объясняют). Вопросы:

1)как называлось единое государство,  в которое стали объединяться разноликие и разноязыкие племена Восточно-Европейской равнины? (Древняя Русь)

2)Кого издавна связывал Днепровский путь «из варяг в греки» с торговыми греческими городами? (скандинавов)

3)кто такие скандинавы?(предки нынешних шведов, датчан, норвежцев, живших на западном побережье Балтийского моря).

4)что такое вече?(народное собрание)

Верные утверждения :

1)С восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский;

4)К 12 веку было более 300 городов;

5)В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России».

Неверные утверждения:

2) От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Каспийского моря на юге и Чёрного моря на юго-востоке.(до Черного и Каспийского)

3)Заморские купцы ценили меха, мёд, воск, одежду, оружие, жильё.(Лишнее одежда, оружие, жилье)

6)В 10 веке на Руси было не менее 27 городов.(25)

Молодцы,  мы с вами вспомнили прошлую тему.

Задает вопросы по домашнему заданию,

выслушивает ответы

Метод: словесный

Наглядный

Приём:

Фронтальный опрос

Работа с текстом

Ответы на вопросы

Выбор верного суждения

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

3.Подготовка к основному этапу занятия.

Постановка учебной задачи.

5 мин

Ребята, теперь скажите ,когда вы читаете книгу или смотрите фильм, по каким признакам вы оцениваете героев, кто из них плохой, а кто- хороший?(по поступкам) .А в жизни: как вы отличаете плохие поступки от хороших?( приносят они кому то вред или нет) А что каждому из нас помогает сделать выбор в сложные моменты жизни?( решение).

Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(о выборе). Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Мудрый выбор)

Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (узнать о выборе Великих людей).

Ребята, вы раньше об этом разговаривали, скажите какая вера была у славян? (было язычество- многобожие)

Сейчас я вам немного расскажу про этих богов.

1) Велес — один из величайших богов древнего мира. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, могучий волшебник и оборотень, покровитель путешественников и торговцев , бог удачи. бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. 2) Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве - «Дай, Боже!»3) Догода — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды. 4) Крышень — сын Всевышнего и богини Майи.Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.5) Перун — бог грозовых туч, грома и молнии. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве.

 6) Сварог — бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь.

7) Святобор — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

8) Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра. Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. 

Молились славяне богам о дожде, об обильном урожае. Привычный мир славяне населяли фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках живет водяной .Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за помощью.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны  Европы приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. В 987 году Владимир захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров- Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир получил имя Василий в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной Князь Владимир должен был сделать выбор какую принять веру для Руси. Он решил принять крещение.  Первым крестился  сам князь  и его дружина, затем князь крестил своих детей , а затем и киевлян. После этого по приказу Владимира статуи прежних богов были повержены на землю, а статуя Перуна была сброшена в Днепр.

Крещение, объединило славян их в единое древнерусское общество. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания.

Почему  наши предки сравнивали добрые ,умные книги с оружием воина и с корабельными парусами?(потому что книга учит нас, помогает сделать правильный выбор, наставляет нас на путь истинный). Вы знали ,что христиане в глубокой древности жили по священной книге(Евангелие)? Её можно сравнить со звездой ,глубокой древности и нашего времени ,потому что она до сих пор указывает правильный путь человеку в его плавании по житейскому морю. Как вы понимаете фразу по житейскому морю?( это значит по жизни).

Задает вопросы

Поясняет ответы детей, дополняет

Помогает выявить тему и цель урока

Метод:

Словесный

Прием:

Фронтальный опрос

беседа

Ответы на вопросы

Выявляют тему урока и цель

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

4.усвоение новых знаний и способов действий

 

15 мин

Знание о плохом и хорошем передается нам из книг ,воспитывается родителями. Но где же истоки этого знания? Разобраться в этом нам и предстоит на сегодняшнем уроке. Теперь откройте учебник на странице 20. Но прежде чем я вам расскажу о мудром выборе, давайте проведем словарную работу, чтобы у вас не возникало вопросов. Кто мне скажет кто такие крестьяне?( крещеные люди)

Что такое Евангелие?(главная книга крестьян ,в которой были прописаны заповеди)

А что такое заповеди?(это правила, по которым должен жить человек)

Во время рассказа поясняю о братьях Кирилле и Мефодии     -создателях славянской азбуки, княгине Ольге.Каждый из этих святых людей по- своему способствовал тому, что истины христианства стали  нравственной основой отечественной культуры. В каком году было  Крещение?(988) на доске рисую ленту времени ,ребенок выходит и отмечает дату крещения.

Дополняет чтение детей

Словесный рассказ

Метод:

Словесный

Наглядный

Прием:

Чтение

Фронтальный опрос

Чтение

Работа по учебнику

Слушают учителя и отвечают на заданные вопросы

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П:умение работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение

Физ.- минутка

2

мин

Дети должны :

-замереть на месте;

-повернитесь вправо, влево;

-постойте на цыпочках;

-стойте на цыпочках с закрытыми глазами;

-теперь поморгайте глазами;

-покивайте головой, как будто вы соглашаетесь ,а теперь не соглашаетесь с чем-то;

-попеременно поднимайте над головой левую и правую руку;

-теперь обнимите себя за шею сначала левой рукой, а потом правой.

Показывает движения

Повторяют движения

Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный  выбор).

5.Обобщение и систематизация знаний

3 мин

На странице 21 рассмотрите фотографии соборов Святой Софии 1)в Стамбуле 2)Киеве, 3) Великом Новгороде. Сравните их.  Что в них общего  в их внешнем виде?(устремленность к небу, красота, большие постройки, выделяющиеся среди других строений).Необходимо отметить ,что в облике древних храмов со временем появились изменения(башни, внешняя перестройка на рубеже xvii-xviii вв., в стиле украинского барокко).

Объясняет задание

Метод:

Наглядный

практический

Рассматривают фотографии,сравнивают

Л: умение сравнивать

6.Первичная проверка понимания

7.Контроль и самопроверка знаний

8.Подведение итогов

(закрепление)

5 мин

5

мин

Теперь откройте рабочую тетрадь на странице 12. Давайте выполним 1 задание прочитайте задание.

Мы с вами не будем сейчас вклеивать дату, вы это сделаете дома . Давайте снова обратимся к нашей ленте времени. Кто выйдет и отметит год в котором мы сейчас живем?(отмечает  2015) А теперь вычислите сколько времени прошло со дня крещения по сегодняшний день и запишите ответ. (2015-988= 1027)

Теперь давайте выполним 4 задание. Какая дата к какому фото относится?

Теперь давайте проверим как хорошо вы усвоили материал:

1)В каком году году князь Владимир принял крещение в Корсуни?(988)

2)Сколько детей было у князя Владимира?(12)

3)что такое заповедь?(правила по которым должны жить люди)

4)кто такие христиане ?(крещенные люди)

5)Какие христианские храмы есть в г.Челябинске?(храм святой троицы, церковь Александра невского)

Ребята, кто усвоил весь материал пройденный на уроке поднимите руку, опустите. Теперь те, кто не допонял чего-то. Что именно вам не понятно?

Вывод: С принятием христианства Древняя Русь как равная вступила в семью европейских народов. Христианские идеи Добра, Красоты, Правды глубоко вошли в её культуру и до сих пор служат основой нравственного выбора для наших соотечественников.

Поясняет задания

Методы:

Практический

Наглядный

Методы:

Словесный

Прием:

Рассказ,

Объяснение

Объясняет задание

Метод:

Словесный

Прием:

беседа

Задает вопросы

Выполняют задания в рабочей тетради

Слушают и выполняют задание

Подводят итоги,

отвечают на вопросы

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Р:умение взаимодействовать

П:поиск и выделение необходимой информации

П:умение работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение

9.Рефлексия

10.информация о домашнем задании

1 мин

1 мин

1)кто мне назовет ,какая тема нашего сегодняшнего урока?(Мудрый выбор)

2)какая была цель урока ?( Познакомиться с важнейшими деяниями княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.)

3)Достигли ли мы этой цели?

Ребята прочитайте дома еще раз параграф, и ответьте на вопросы на странице 23. «Проверим себя». И в рабочей тетради выполните задания 1,2,3.

Выявляет понимание детей новой темы

Методы:

Словесный

Приём:

Фронтальный опрос

Даёт домашнее задание

Отвечают на вопросы

слушают

Л:смыслообразование.

П:умение осознанно строить речевое высказывание устно.

Л:смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерия Сергеевна

Слайд 2

1)Как называлось единое государство, в которое стали объединяться разноликие и разноязыкие племена Восточно-Европейской равнины?

Слайд 3

Древняя Русь

Слайд 4

2)Кого издавна связывал Днепровский путь «из варяг в греки» с торговыми греческими городами?

Слайд 5

Скандинавов

Слайд 6

3)Кто такие скандинавы?

Слайд 7

Предки нынешних шведов, датчан, норвержцев, живших на западном побережье Балтийского м оря

Слайд 8

4)Что такое вече?

Слайд 9

Народное собрание

Слайд 10

1)С восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский; 2)От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Каспийского моря на юге и Чёрного моря на юго-востоке; 3)Заморские купцы ценили меха,мёд, одежду, оружие, жильё; 4)К 12 веку было более 300 городов; 5)В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России»; 6)В 10 веке на Руси было не менее 27 городов.

Слайд 11

Тема: Мудрый выбор.

Слайд 12

Цель: узнать о выборе великих людей.

Слайд 13

Велес

Слайд 14

Даждьбог

Слайд 15

Перун

Слайд 16

Сварог

Слайд 17

Стрибог

Слайд 21

Христиане - это ……. Евангелие - это …….. Заповеди - это………

Слайд 24

Крещение 988 год

Слайд 29

1)В каком году князь Владимир принял крещение в Корсуне?

Слайд 30

988

Слайд 31

2)Сколько детей было у князя Владимира?

Слайд 32

12

Слайд 33

3) Что такое заповедь?

Слайд 34

Правила, по которым должны жить люди

Слайд 35

4)Кто такие христиане?

Слайд 36

Крещённые люди

Слайд 37

5)Какие христианские храмы есть в городе Челябинске?

Слайд 38

1)храм Святой троицы

Слайд 39

2)Церковь Александра Невского

Слайд 41

Вывод:

Слайд 42

1)Какая тема нашего сегодняшнего урока? 2)Какая цель урока? 3)Достигли ли мы этой цели?

Слайд 43

Домашнее задание: -Прочитать параграф «Мудрый выбор» с.20-23; -Ответить на вопросы «Проверим себя» на с.23 -раб.тетрадь задания 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс...

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по математике на тему: «Прямоугольник» 2 класс (конспект+презентация+приложение)

Технологическая карта урокаПредмет: математикаТема: «Прямоугольник»Тип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: Обеспечить усвоение понятия «прямоугольни...