Устный журнал по истории
учебно-методический материал по истории на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Читатели посещают библиотеку, чтобы получить информацию из книг, газет и журналов. Однако не все знают, что журналы бывают не только печатными, но и устными. Эта форма мероприятия принята во внеклассной работе школьных педагогов и работников библиотек. Привлекательность его заключается и в том, что форма проведения может включать многие элементы занимательности: наглядность (выставки в оформлении зала, компьютерная слайд-презентация, иллюстрации к выступлениям) и.т.п. Выделяют устные журналы двух типов: тематические, если они отражают одну тему, один вопрос, и обзорные, если в них запрашиваются самые разные вопросы. Обычно выпуск устного журнала состоит из страниц, каждая из которых также имеет название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Устный журнал67 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

Читатели посещают библиотеку, чтобы получить информацию из книг, газет и журналов. Однако не все знают, что журналы бывают не только печатными, но и устными. Эта форма мероприятия принята во внеклассной работе школьных педагогов и работников библиотек. Привлекательность его заключается и в том, что форма проведения может включать многие элементы занимательности: наглядность (выставки в оформлении зала, компьютерная слайд-презентация, иллюстрации к выступлениям) и.т.п. Выделяют устные журналы двух типов: тематические, если они отражают одну тему, один вопрос, и обзорные, если в них запрашиваются самые разные вопросы. Обычно выпуск устного журнала состоит из страниц, каждая из которых также имеет название.

    Устный журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.

Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. В форме устного журнала может быть представлена информация о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. Устный журнал может быть и тематическим. Устный журнал может иметь и периодичность (например, первый вторник каждого месяца). Методика подготовки достаточно проста, и её можно свести к нескольким этапам:

1. Выбор названия. Он определяется читательским и целевым назначением и служит его визитной карточкой, или, как говорят специалисты по рекламе, брендом журнала. Название должно быть коротким и запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. В нём отражаются проблематика, направленность, содержание и даже концепция журнала. Можно взять уже раскрученный бренд и создать ассиативную связь у читателей с широко известным названием.

2. Определение состава редакционной коллегии. В неё кроме библиотекарей должны входить те, кто является специалистом в конкретной области или авторитетным лицом, кто заинтересован в «раскрутке» данного вопроса, - представители власти, общественных организаций, краеведы и др. Рекомендуется пригласить сотрудников местных СМИ, которые могут освещать работу библиотечного устного журнала в своих изданиях.

3. Разработка основных рубрик (страниц). Как в каждом журнале, здесь должны быть рубрики, разделы, например: «Поэзия», «Проза», «Встречи с интересными людьми», «Страницы юмора» и т. д. Формулировки следует выбирать современные, отвечающие запросам читателей. Можно использовать названия известных теле- и радиопередач.

 Устный журнал состоит из нескольких разделов – «страниц»- представляющих раскрытие какой-либо проблемы, подтемы. Их совокупность представляет какое-то направление, тему. Как правило, в устном журнале бывает 5-6 «страниц» (Мелентьева Ю.) 3-5 «страниц» (Справочник библиотекаря. – С. 167), каждая из которых занимает не более 10-15 минут. Количество страниц и их временные рамки  будут зависеть от возраста аудитории, темы мероприятия, целей, которые оно пред собой ставит. Прием «перелистывания» «страниц»  позволит разносторонне раскрыть тему, активизировать внимание читателей на протяжении всего мероприятия.

«Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографическая страница», на которой даётся информация о литературе по всему выпуску.

4. Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – весьма важны для успеха журнала. Равбота над ними предполагает знание основ рекламы, дизайна и web-дизайна.

5. Подготовка конкретного номера. Она включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т. д. Для активизации аудитории можно рекомендовать проведение небольшого конкурса, викторины и т. п.

Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим (если таковые имеются). «Страницы» часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным словом ведущего.  Творческая личность библиотекаря подскажет, как сделать каждый номер непохожим на другой, как сформировать у читателей положительное к нему оношение, потребность в регулярном посещении устного журнала.

Сегодня мы представим вашему вниманию наш Устный журнал под названием «Россия вступает в 20 век». Мы расскажем вам факты, о которых вы возможно не знаете или не догадываетесь, а может быть кто то первый раз это узнает. И так, давайте же начнем с изучения нашего интересного, познавательного журнала!

1)Революция вначале 20 века и ее последствия

        Первая мировая война 1914 года началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.

Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским, и город стал Петроградом. После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководитель Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь в честь великого русского писателя переименовали в Горький.

В 1917 году  в России произошло два очень серьезных события. В феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II. Власть перешла к Временному правительству. Осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В. И. Лениным. Большевики считали, что с восстания в Петрограде начнется мировая революция, господство богатых во всем мире будет уничтожено, а для бедных настанет хорошая жизнь.

Временное правительство находилось в Зимнем дворце – раньше в нем жили цари.  Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. В нем приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции. Временное правительство оказалось окруженным в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими.  Министров временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков.

Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях – пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная из войн – гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколота на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию России свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.

Вот таким образом развивались события в начале 20 века. Подробнее  биографию последнего русского царя Николая Александровича Романова, вы можете прочитать в следующей статье.

Биография Николай II.

Последний император Российской империи Николай 2 появился на свет 6 мая 1868 года в Царском Селе. С раннего детства его готовили к будущей роли самодержца. В восемь лет царевич начал активно осваивать программу классической гимназии, значительно расширенную за счет таких предметов, как ботаника, анатомия, зоология, физиология, минералогия. Высшее образование будущего императора кроме основных предметов включало право, военное дело, стратегию, политическую экономию и многое другое, необходимое для управления страной. Кроме того, Николай в совершенстве овладел верховой ездой и фехтованием. Обучали его известные ученые, военные и государственные деятели. Николай с детства испытывал тягу к военной службе. Как и все дворяне его времени, он был с рождения зачислен в Преображенский полк и в дальнейшем проходил в нем регулярную службу. В 26-летнем возрасте Николай 2 взошел на престол. Его коронация состоялась в 1894 году. Царствование Николая 2 совпало с невероятно сложным периодом российской истории. Не склонный к реформаторской деятельности, император вынужден был принимать решения, противные его натуре. Большинство историков утверждает, что Николай 2 не был сильной личностью, которая могла бы удержать власть в стране в своих руках. Однако все современники отмечали его острый ум, удивительную память, аккуратность в делах, скромность и чуткость.

Особую роль в  жизни Николая II играла семья. Его брак с Александрой Федоровной состоялся в 1894 году, вскоре у них появилось пятеро детей. Болезнь младшего сына Алексея, который страдал гемофилией, стала огромной трагедией для семьи. В 1906 году указом императора была учреждена Государственная дума. Это стало началом конституционной монархии. Однако основная власть все еще оставалась в руках императора, именно он назначал министров, издавал законы, возглавлял суд и командовал армией. Первая мировая война стала событием, резко изменившим ход российской истории. Николай 2 до последнего старался избежать участия своей страны в кровавом столкновении, однако выбор был сделан за него. Германия напала на Россию, после чего императору пришлось принять бой. Однако события складывались не в пользу Николая 2, война затягивалась, Россия в Первой мировой войне несла ощутимые потери, что вызывало серьезное недовольство в стране. Ситуацией не преминули воспользоваться противники самодержавия. В феврале 1917 года Петроград охватили волнения. Император не стал наводить порядок силой, посчитав, что это приведет к огромному числу жертв. 2 марта произошло отречение Николая 2 от престола, после чего вся его семья была арестована.

Расстрел царской семьи

В 1917 году, после Февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск.

После прихода к власти большевиков и начала гражданской войны, в апреле 1918 года, получено разрешение Президиума (ВЦИК) четвёртого созыва о переводе Романовых в Екатеринбург, чтобы оттуда доставить их в Москву с целью проведения суда над ними.

В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный большевиками у инженера Николая Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближёнными лицами были расстреляны, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма.

Храм-на-Крови́ (полное название: Храм-Памятник на Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших) — один из крупнейших православных храмов России.

Храм был построен в 2000—2003 гг. на месте, где был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.

В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами. Кроме того, храм привлекает к себе внимание многих прибывающих в Екатеринбург туристов, в том числе известных политиков, представителей искусства и т. д.

Ганина Яма находится примерно в 20 километрах от Екатеринбурга. Ганина Яма раньше использовалась как рудник, который впоследствии забросили. В середине 19 века на Урале бушевала «золотая лихорадка», когда старатели искали золото, слитками или золотыми крупицами. Ради золотодобычи и был приобретен участок, который впоследствии стали называть Ганиной Ямой. Участок приобрел подрядчик по имени Гавриил. Соседи его называли просто Ганей, отсюда и пошло название разработки-рудника. Здесь золота найдено не было, но обнаружена железная руда. Месторождение разрабатывалось, но к началу 20 века рудник был заброшен.

 

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома (дом инженера Ипатьева) была расстреляна царская семья (семья последнего царя Российской империи Николая II вместе с прислугой). Этой же ночью по Старокоптеловской дороге на Ганину Яму были вывезены останки последнего императора и членов его семьи. Тела сбросили в заброшенную шахту, а через некоторое время достали, расчленили и затем уничтожали в серной кислоте.

14 августа 2000 года император Николай и его семья были канонизированы Русской православной церковью.

С 2000 года начинается возрождение Ганиной Ямы — строятся храмы и здесь возникает мужской монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Строительство монастыря шло быстро, были возведены деревянные храмы и хозяйственные постройки. Сейчас на территории монастыря на Ганиной Яме расположены 7 храмов (по количеству убитых членов царской семьи: императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, великих княжен Ольги, Марии, Татьяны, Анастасии и цесаревича Алексея): Храм во имя Святого Праведного Иова Многострадального, Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная», Храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, Храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского, Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери и Храм во имя Святителя Николая. На территории Монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев также находятся: дом наместника, трапезная для паломников, музей монастыря, церковная лавка, колокольня и Поклонный Крест над шахтой Ганиной Ямы. Этот крест подарен монастырю и установлен в центре всего храмового комплекса — прямо над шахтой, куда были сброшены останки членов царской семьи.

Летом 2012 года  Ганина Яма была повреждена пожаром (зной, постройки из дерева) и подлежала восстановлению. Восстановление продолжалось 5 месяцев.

Вот и подошел к концу наш журнал. Надеемся, он вам пришелся по душе. Вы узнали многое из истории России, вспомнили пройденный материал, даже может быть извлекли из него какой-нибудь урок. На этом мы с вами прощаемся. Будем рады встретиться с вами вновь на страницах нашего устного журнала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма «МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма«МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»...

Внеклассное мероприятие по краеведению на тему:«История моей малой Родины» (Устный журнал)

Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.Задачи:1.Рассказать об истории возникновения родного села.2.Познакомить с историей села.3.Познакомить с достопримечательностями села «Л...

Устный журнал по математике "Из истории математики"

Устный журнал по математике "Из истории математики"...

Познавательное КТД Устный журнал "История одного храма"

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозмож...