Главные вкладки

    "Дети военной поры". Устный журнал.
    методическая разработка по теме

    Аникина Зинаида Николаевна

    Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Stranica.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Устный журнал

    «Дети военной поры»

                                           70-летию Победы

    в Великой Отечественной войне

                             посвящается…

                                      подготовлен и проведён

                                     Аникиной З.Н.

                             

                               

              МОУ Уваровщинская сош

                     Кирсановский район

                    Тамбовская область

    Страница №1      « ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «ВОЙНА»

                   ( дети выходят на фоне музыки)

    1. Роса еще дремала на лафете,

    Когда под громом дрогнул Измаил:

    Трубач полка – у штаба – на рассвете

    В холодный горн тревогу затрубил.

          2.   Набатный звук, кинжальный, резкий, плотный

                Летел к Одессе, за Троянов Вал,

                Как будто он не гарнизон пехотный,

                А всю Россию к бою поднимал.

          3.   22 июня 1941 года на рассвете немцы напали на Советский Союз.

                Тысячи вражеских орудий открыли огонь по нашим пограничным заставам,                                                            

    Железным дорогам, городам.

          4.   Началась Великая Отечественная Война против фашистских захватчиков.

    (  « Вставай страна огромная…» - начало, далее – на фоне музыки.)

    1.  От бескрайней равнины сибирской

    До полесских лесов и болот

    Поднимайся народ богатырский,

    Наш великий народ.

    1.  Выходил он свободный и правый,

    Отвечая войной на войну,

    Постоять за родную державу,

    За могучую нашу страну.

                 ( музыка усиливается, затем выключить.)

    1. К. Симонов.

           Майор привез мальчишку на лафете.

                Погибла мать. Сын не простился с ней.

                За десять лет на том и этом свете

    Ему зачтутся эти десять дней.

                 Его везли из крепости, из Бреста.

    Был исцарапан пулями лафет.

    Отцу казалось, что надежней места

    Отныне в мире для ребенка нет.

    Отец был ранен, и разбита пушка.

    Привязанный к щиту, чтоб не упал,

    Прижав к груди заснувшую игрушку

    Седой мальчишка на лафете спал.

    1.  Мы шли ему навстречу из России.

    Проснувшись, он махал войскам рукой…

    Ты говоришь, что есть еще другие,

    Что я там был и мне пора домой…

                 Ты это горе знаешь понаслышке,

    А нам оно оборвало сердца.

    Кто раз увидел этого мальчишку,

    Домой прийти не сможет до конца.

    1.  Я должен видеть теми же глазами,

           Которыми я плакал там, в пыли,

           Как тот мальчишка возвратится с нами

           И поцелует горсть своей земли.

                За все, чем мы с тобою дорожили,

           Призвал нас к бою воинский закон.

           Теперь мой дом на там, где прежде жили,

           А там, где отнят у мальчишки он.

    Учитель: Война – это страшное бедствие для любого человека, а для детей -  

     вдвойне, втройне. Столько их – мальчишек и девчонок тех огненных лет         расстались с детством, взяв в руки автоматы, встав к заводским станкам, выйдя на полевые работы. Наш устный журнал посвящен детям военной поры.

    Страница № 2       «СЫНЫ ПОЛКОВ»

    ( на фоне музыки)

                                                                                            И. Карпов

         1.    Уходили мальчишки – на плечах шинели,

                Уходили мальчишки храбро песни пели,

                Отступали мальчики пыльными степями,

                Умирали мальчики, где не знали сами.

         2.    Попадали мальчики в страшные бараки,

    Догоняли мальчиков лютые собаки,

    Убивали мальчиков за побег на месте.

    Не продали мальчики совести и чести.

         3.    Не хотели мальчики поддаваться страху,

    Поднимались мальчики по свистку в атаку.

    В черный дым сражений, на броне покатой,

    Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

    1. Повидали мальчики – храбрые солдаты –

    Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

    Показали мальчики за четыре года,

    Кто такие мальчики нашего народа.

    Песня « До свидания, мальчики» - 1 куплет. Исполняют 1, 2, 3, 4 – чтецы.

    1. Труднее и опасней всего было детям, попавшим на фронт.
    2. Как–то за солдатами увязался голодный, босой паренек. Пожалели его бойцы, накормили, обогрели.
    3. Кто–то спросил: - Звать – то тебя как?

    - А родители где?

    Насупился Ванюша, помрачнел и говорит:

    - Наше село, Синьково, немцы захватили, родных всех поубивали. Возьмите меня с собой.

         8.    Сжалился командир, разрешил взять Ванюшку с собой. Так мальчик стал

                сыном полка.

         9.    Вскоре бойцы попали на передовую линию фронта, где шли жестокие бои.

    Вдруг прекратилась телефонная связь, видно перебило провод снарядом.

         10.  Послали налаживать связь одного телефониста, потом другого – но оба

     погибли. Бьют наши пушки, да все мимо, не получает командир наводки,

     куда стрелять.

         11.  А враг подходит все ближе. Тут бойцы увидели, как с телефонной катушкой

     на плечах бежит Ваня.

    1. Под пулями, мальчик полз вперед и, наконец, увидел предательский обрыв

    провода. Связь была восстановлена.

    1. За свой геройский поступок юный воин был награжден боевым орденом.

    Песня « Сыны полков»

    Страница №3 « В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ»

    1. Много отважных юных партизан помнит история той войны:
    2. Сашу Чекалина...
    3. Леню Голикова...
    4. Аркадия Барановского...
    5. Марата Казея и многих – многих других.
    6. До победы дожили не все…

    Песня « Баллада о мальчишке». Исполняют 1,2,3,4,5,6 чтецы.

               ( музыка В. Кикты, слова В. Татаринова)

    1. Мальчишка в войну не играл никогда,

    Мальчишка мечтал возводить города,

    Но коршуном с неба упала война,

    И жизнь, и мечты поломала она.

         2.   Фашисты спалили деревню дотла,

               Мальчишку тропинка в отряд увела.

               Он стал партизаном: героев семья

               С любовью его приняла в сыновья.

         3.   Мальчишка мечтал возводить города,

               Мальчишка пускал под откос поезда.

               Нелегкое дело – солдатская жизнь,

               Держись, мой товарищ! Мальчишка держись!

     

              Страница №4 « ЛЕНИНГРАД»

    Учитель: В августе 1941г город Ленинград оказался в кольце фашистских полчищ.

                 Связь города со страной по суше прервалась.

          На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от

    бомбежек, голода и холода. 900 дней и ночей продолжалась блокада. Всему миру известны строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

              ( на фоне « Ave Maria» или « Реквием», выходят три ребенка, первый и последний  со свечами в руках, в середине девочка с тетрадью; музыка чуть тише)

    1. ( читая)

    « Сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года»

    « Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года »

    « Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

    « Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»

    « Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

    « Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»

    « Умерли все»

    « Осталась одна Таня»

    1. После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на

    большую землю.

    1. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

    ( под музыку уходят)

         

        Страница № 5 « В ТЫЛУ»

    1. В тылу дети наряду со взрослыми несли все тяготы войны.

                                                                                                           

                                                                                                   В. Соколов

     2.    Что делал я тогда? Снопы вязал,

            А может быть, работал на прополке,

            Когда ты тоже полем проползал,

            Где каждый метр изранили осколки.

     3.    Меня поймет, кто был для фронта мал,

            Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

            Он тоже географию сдавал

            По карте, сплошь истыканной флажками.

     4.    Ни на минуту друга не забыв,

      Я жил, ни слова о тебе не зная.

      Прошла война. Коль все ж придет другая,

      Нам без тебя являться на призыв.

     5.    Но как ты жив! Не памятью, не тенью,

            А так, что кажется: ты здесь, вот рядом, сам,

            Погибший на Московском направлении,

            Быть может, самый юный партизан.

     6.    А дни бегут скорее и скорее,

            Они спешат. Они торопят нас.

            Не по годам, а по часам стареют

            Учебники истории сейчас.

     7.    От нас военные года все дальше,

      Все глуше громы незабвенных битв,    

      Но ты спокойно спи, великий мальчик!

      Как и они, не будешь ты забыт.

     8.    А дни бегут. Большой весною дружной

            Украшен мир насколько видит глаз.

            Как дорожить нам нашей жизнью нужно,

            Когда она во столько обошлась!

             ( негромкая музыка)  

                Сценка « Папка»  по рассказу С. Алексеева

    Автор: Погиб у Филиппки отец. В первые дни войны. В боях под городом Минском.

                 Мал Филиппка – четыре года. Скрыла горе от сына мать.

    Филиппка: Наш папка воюет? Нас защищает? Фашистов бьет?

    Мать:   Воюет, сыночек, воюет. Так точно, Филиппка, бьет.

    Филиппка: ( бегает, кричит радостно) Наш папка фашистов бьет. Наш папка

                         фашистов бьет.

    Автор: Живет Филиппка в Московской области. Недалеко от города Рогачева.

                 Отполыхало военное лето. Осень пришла на смену. Навалилась беда на село,        

                   на округу. Черной сворой прорвались сюда фашисты. Танки, пушки вошли

                   в село. Страшно Филиппке…

                    ( грохот, выстрелы, скрежет гусениц и т. д.)

    Филиппка: А где же папка? Спасет нас папка?

    Мать: Спасет.

    Филиппка: ( шепчет друзьям, соседям) Спасет нас папка, побьет фашистов..

    Автор: Ждут, не дождутся колхозники избавления…

                      ( музыка ожидания)

                 И вот радость как ветер в село ворвалась. Разбиты фашисты. Гонят наши

                 врагов от Москвы. Скоро и здесь, под Рогачевым, послышался звук

                  канонады.

                   ( крики « Ура», выстрелы, шаги солдат)

    Филиппка: Папка идет! Папка идет! ( провожает глазами идущих солдат, бросается

                         к матери) Папка пришел? Папка пришел?

    Мать: ( тихо) Пришел…

    Филиппка: Где же папка?

    Мать: Дальше пошел, сынок…

    Филиппка (побежал по улице): Нас папка освободил! Нас папка освободил!

    Гришка ( навстречу): « Освободил!» Да он под Минском еще убитый.

    Филиппка: ( насупившись, сжав кулаки): Освободил! Освободил!

     (Идет старик, Тимофей Данилыч, Филиппка бросается к нему.)

    Филиппка: Дедушка Тимофей! Правда, папка побил фашистов?

    Тим. Данилыч: (после паузы): Правда. Без него, без отца твоего, не было бы нашей,

                           сынок, победы.

    Филиппка: ( убегая): Папка принес победу! Папка принес победу!

    Автор: Кто же скажет, не прав Филиппка?

                    ( грустная музыка, переходящая в торжественную)

    Мать: Не каждому выпало в той грозной войне дожить до великого Дня Победы.

    Гришка: Но каждый, кто бился тогда с врагом под Брестом, под Минском, под

                   Ленинградом, Смоленском, по всем просторам земли советской, был

                    частью великой победы нашей. Каждый – живой и мертвый.

    Тим. Данилыч: Верно кричал Филиппка. Вырастет мальчик, по праву скажет:

    Филиппка: Папка Родине нашей принес победу. Папка Родину нашу от рабства

                     спас.

    Автор: Слава вам, наши отцы и деды.

    Хором: Сыновний поклон героям!  

       Страница № 6    « НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА!»

                   (торжественная, серьезная музыка)

    1. Стоял апрель, взбухали реки,

    Жизнь пробуждалась ото сна.

    Рождалась в каждом человеке

    Одна великая весна.

    1. Не перекликом журавлином

    Она была для нас близка

    Гремел апрель, и шли к Берлину

    Смертельно храбрые войска.

    1. Без малого четыре года

    Гремела грозная война

    И снова русская природа

    Живого трепета полна.

     ( выключить музыку)

    1. Это было в мае, на рассвете,

    Нарастал у стен рейхстага бой.

    Девочку немецкую заметил

    Наш солдат на пыльной мостовой.

    У столба, дрожа, она стояла,

    В голубых глазах застыл испуг…

    А куски свистящего металла

    Смерть и муку сеяли вокруг.

    Тут он вспомнил, как прощаясь, летом,

    Он свою дочурку целовал…

    Может быть, отец, девчонки этой

    Дочь его родную расстрелял.

    Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

    Полз солдат и, телом заслоня

    Девочку, в коротком платье белом

    Осторожно вынес из огня.

    Скольким детям подарили детство,

    Возвратили радость и весну

    Рядовые армии советской,

    Люди, победившие войну.

          5.    Земли российской преданные дети,

                 Бессмертными вы стали на планете.

                 Навстречу солнцу, чистыми руками

                 Победы нашей водрузили знамя.

          6.    В девятый день ликующего мая,  

    Когда легла на землю тишина,

    Промчалась весть от края и до края:

    Мир победил! Окончена война!

    7.    Уже нигде не затемняли света

      В продымленной Европе города.

      Ценою крови куплена Победа,

    Пусть это помнит шар земной всегда!

             ( мелодия детской песенки)

           8.    На нашей планете есть доброе солнце,

    Есть солнце, которое звонко смеется.

          9.    У солнца веснушки, у солнца игрушки,

                 Ему не нужны автоматы и пушки!

         10.   Мы не хотим, чтоб пушки грохотали,

                 И над землей кружился черный дым.

                 Хотим, чтоб всюду голуби летали

                    И небо было ярко голубым.

         11.   Ради счастья и жизни на свете,

                 Ради воинов, павших тогда,

                 Да не будет войны на, планете,

                 Никогда! Никогда! Никогда!

                Песня « Нам этот мир завещано беречь»

    Литература.

    1. «Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» ( Составитель Ю. Н. Афанасьева), М. « Советская Россия», 1985 год.
    2. « Лицом к победе» ( сборник стихотворений), М. « Современник», 1985 год.
    3. « Дети военной поры» М., Издательство политической литературы, 1988 год.
    4. С. Алексеев « Идет война народная», М., « Детская литература», 1986 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дети и война: устный журнал

    Внеклассное мероприятие о пионерах - героях....

    Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

    Разработка "Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»"...

    Устный журнал «Рассказы о детях и для детей».

    Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского, его произведениями....

    Разработка внеклассного мероприятия Устный журнал: « Л.Н. Толстой – детям».

    Разработка составлена так, что дети узнают интересные сведения, факты из жизни великого писателя, об горомном сердце этого человека, открывшего школы для крестьянских детей, о его произведениях из "Аз...

    Дети военной поры.

    Патриотический час с элементами видеопрезентации.Цель:  Расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,воспитать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество, на примерах героических поступков пи...

    Устный журнал "Дети и война"

    Устный журнал  рассказывает детям о таком страшном явлении в жизни любого общества, которое приносит боль, разрушение, страдания и гибель людей. При проведении мероприятия дети выполняют творческ...

    Родительское собрание «Как сохранить психологическое здоровье детей?» (устный журнал)

    Устный журнал- своеобразная форма работы, которая позволяет ярко и эмоционально донести до родителей важную информацию из области психологии. Такая форма позволяет действовать в сотрудничестве- родите...