Дети военной поры.
презентация к уроку по истории (2 класс) на тему

Седнева Лилия Владимировна

Патриотический час с элементами видеопрезентации.

Цель:  Расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,воспитать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество, на примерах героических поступков пионеров - героев в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voennoy_pory.doc78.5 КБ
Office presentation icon deti_opalyonnye_voynoy.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:

                                      Дети военной поры.

                   Патриотический час с элементами видеопрезентации.

Цель:  Расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,воспитать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество, на примерах героических поступков пионеров - героев в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

                                     Слайд №1

Ведущий 1:       Здравствуйте, ребята.

            Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история.  Сегодня, ребята, мы поговорим о том, как наш народ защищал Родину.

       Война была священной

       В этом не усомниться даже тот,

       Кто, прилетев с другой планеты

       Земли историю прочтет.

        Все началось неожиданно… С сообщения по радио… голосом  Левитана.

                           Слайд  № 2           голос Левитана

Ведущий  2:     На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

        А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен «Священная война». (В. И. Лебедева – Кумача.)

                              Слайд № 3-9 автоматически, песня

        Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила  она пролить...  

Ведущий 1:   Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г. осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж начало отсчета долгих 1418дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

                                          Слайд № 10

        В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.   Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце.

                                     Слайд №11

Ведущий 2:  Есть поговорка: « На войне детей не бывает».  Что ж, верно, несоединимыми кажутся нам сейчас дети и война. Она обрушилась на детей также, как на взрослых,- бомбами, голодом, холодом, разлуками. Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт.  Они рано и быстро взрослели, учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.  

             Была земля и жесткой и метельной,

             Была судьба у всех людей одна.

             У нас и детства не было отдельно,

             А были вместе – детство и война.

                                                                                 Р. Рождественский.

                                         Слайд №12

Ведущий 1:      Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду.  На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина.  В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

                                         Слайд № 13       

         За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову,  Марату Казею, Зине Портновой, и многим другим.  О некоторых сейчас  мы вам расскажем.

         За  особые  заслуги! А ведь они  были  еще мальчишками и девчонками.

                            Клип     «Закаты алые»

                              слайд №14    Л. Голиков  

Ведущий 2: В маленькой деревушке Лукино, что стоит на берегу речки Полы, впадающей в озеро Ильмень, жил веселый  паренек. Звали его Ленька Голиков. Был Ленька ловким и сильным, бесстрашным и озорным. Помогал отцу перегонять по реке большие плоты, дома носил воду из колодца, ухаживал за коровой и овцами, возился с младшими сестренками. Так он и  жил весело и привольно. А когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

                                     Слайд 15

Ведущий 1:       С 1942 года Леонид Голиков активно участвовал в боевых операциях. Лично уничтожил много вражеских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 14 мостов, 9 автомашин  противника. 24 января 1943 года на шоссе  у села Острая Лука Псковской области подорвал легковую машину с фашистским генералом. Уничтожив его, взял портфель. В портфеле оказались очень важные документы. Вскоре из Москвы пришла радиограмма: «Всех, кто принимал участие в операции, представить к самой высокой награде». Так Ленька стал Героем Советского Союза. На месте подвига,  установлена мемориальная  надпись.  

                                    Слайд №16 ,17 автоматически

  Целый год сражался Леня с фашистами. За это время он принял участие в двадцать семи боях. Леня Голиков погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука.  

                слайд №18,  19  автоматически   М.  Казей   

Ведущий 2:     Детство Марата Казея прошло в небольшой белорусской  деревеньке Станьково. Был он обычным мальчишкой – невысоким, озорным, с веселыми и добрыми глазами. Как и все его сверстники, мечтал о подвигах. Хотелось ему быть моряком – героем, и красным командиром, и разведчиком. Когда мальчику не было и семи лет, отец его умер, и Марат остался единственным мужчиной в семье, которая состояла из матери, да старшей сестры.

                                                 Слайд № 20

  Началась война  и   Марат стал партизаном – разведчиком. С нищенской сумкой за плечами, в драной одежде, в лаптях бродил он по дорогам. Заходил в  деревни, запоминал, где стоят вражеские посты и пушки, сколько солдат в гарнизонах.

                                      Слайд №21

Ведущий1:    11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие был окружен гитлеровцам. Отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окружавших его врагов.

 За участие в боевых операциях юный партизан Марат Казей  награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «ЗА отвагу», орденом Отечественной войны I степени.

                                    Слайд №22     памятник

 Марату посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В городе Минске в парке установлен памятник   Марату Казею.

                                 слайд №   23        В. Котик

Ведущий 2:    Дружная семья Котиков – отец, Александр Федосеесвич, мать, Анна Никитична, и два сына, Витя и Валя,- жила в маленьком украинском городке Шепетовка.  Мал был паренек, зато сообразителен, прилежен, да и настойчив не по годам. И Валю приняли сразу во второй класс.

 Время шло, и вот Валя уже с похвальной грамотой окончил пятый класс. Но началась война, отец ушел сразу на фронт. А в 1942 году Валя тоже стал членом подпольной организации и начал выполнять серьезные, взрослые поручения. Вместе с другими ребятами он ходил в разведку и уточнял расположения немецких войск, собирал и прятал в тайник патроны, оружие, минировал дороги, по которым проезжали немецкие легковые машины и грузовики.

                           Слайд № 24

Ведущий 1:   В октябре 1943 года разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. 29 октября, будучи на посту заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

17 февраля 1944 г. в бою за г. Изяслав был тяжело ранен и умер.

 За отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, Валя Котик был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». За участие в боевых операциях юный партизан посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. 27 июня 1958 года Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

                   слайд №25, 26 автоматически    З. Портнова

Ведущий 2: В июне 1941 года Зина и Галя Портновы, две сестренки из Ленинграда, поехали на каникулы в Белоруссию, к бабушке Ефросинье Яблоковой. Здесь и застала  их война.

       В белорусских лесах появились партизаны. Дядя Зины держал с ними  связь. И вскоре девочки стали помогать подпольщикам, распространяя  среди жителей антифашистские листовки и газеты. Почти два года они помогали партизанам пускать под откос фашистские эшелоны, минировать и разрушать железные дороги, взрывать водокачки.

                                            Слайд №27

Ведущий 1:    А потом и  сами стали партизанками. Зина стала разведчицей, а Галя – помощницей санитарки. Зина участвовала в выполнении различных заданий. При Выполнении одного из таких заданий ее арестовали и привели к начальнику полиции. Ее допрашивали, она молчала. И тогда  к допросу приступил начальник гестапо, он перешел к угрозам и вынул  пистолет. Внезапным ударом смелая девочка выбила пистолет из его рук. От неожиданности гестаповец на минуту растерялся. А пистолет был уже в руках Зины, она выстрелила. Офицер был убит.    Больше месяца ее продержали в тюрьме. Но даже под пытками она не сказала ни слова.

           Зину Портнову расстреляли холодным январским утром.

 За боевые подвиги, за мужество и бесстрашие Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

                     слайд №28, 29 автоматически      Н. Богданова      

 Ведущий  2:    Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

        В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом, вместе с бойцами-партизанами, взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.

                                        Слайд №  30

 Ведущий 1:      Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву  расстреливать, сил у неё уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

        Второй раз её схватили в конце 4З-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Ведущий №2:     Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – её командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

        Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

                                     слайд № 31        А. Каманин

Ведущий №1: Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.

        Отец Аркадия, лётчик Николай Петрович Каманин,  участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом был друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было от чего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти».

        Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром, и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

Ведущий 2:        После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

                                             Слайд №32

        Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды.

        К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

        До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

          Мы рассказали о немногих из тех, кто  не достигнув своего совершеннолетия, сражался  с врагом

                                     Слайд 33

Ведущий 1:  Дети    наравне со взрослыми, стояли  у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.            

         Танкоград… Этого названия не было ни на одной карте…. Но его знали и в тылу и на фронте. Под этим названием объединились на Урале эвакуированные заводы. Танки, сделанные в Такограде участвовали в битве под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, проходили по улицам Берлина. Танкоградцев знала вся страна еще и благодаря песне Никиты Богословского на слова Бориса Ласкина. Посвящена эта песня Гусеву Василию Васильевичу, бригадиру токарей.

                                  Слайд   № 34      песня  

 Ведущий 1:   За горы за Уральские

                         Молва о нем идет

                         А он себе работает

                         И бровью не ведет

                         Во всем Урале токаря

                         Пожалуй, лучше нет

                         Василию Васильевичу

                        Всего 15 лет.

           А  ребята  помладше шили кисеты, вязали варежки, готовили подарки на фронт, дежурили в госпиталях, устраивали концерты для раненых бойцов.  Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября, как теряли родителей, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года, забыли, что такое хлеб.
  Ведущий 2:     Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

                               Слайд №35-37 автоматически

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много, тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то  долгие годы жила в сердцах и страшных ночных кошмарах.

                                  Слайд № 38 , песня

Ведущий 1:                            Викторина:

        1. Чем в военной истории знаменит день 24 июня 1945 года?

(В этот день в Москве состоялся парад  Победы.)

        2.  Есть ли у вас родственники, воевавшие в годы Великой Отечественной войны?  Назовите их.

        3. Когда началась Великая Отечественная война?

        4. Когда закончилась Великая Отечественная война?

        5. Назовите города – герои?

        7. Какие ты знаешь книги о Великой Отечественной войне?

     ( «Кортик» А. Рыбаков;  «Твои защитники» Л. Кассиль;  «Огнеопасный груз» Л. Кассиль;  «Главное войско»; Л.Кассиль;«Землянка» А. Митяев; «Рассказ танкиста» А. Твардовский; «Герои Великой Отечественной»  С. Алексеев; «Девять дней  мужества» В. Воскобойников.

        8. Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют «Карманной артиллерией»? (Граната.)

        9. Человек,  который добывает  сведения о  противнике. (Разведчик.)

        10. Кого можно назвать бойцом «невидимого фронта» (Разведчик)
        11. Взлетающий высоко в небо и ярко светящийся снаряд, применяемый для сигнализации и освещения местности. (Ракета.)
        12. Что во время Великой Отечественной  войны называли «катюшами»? (Ракетные установки)
Ведущий 2:   

     13. Стремительное нападение войск на противника. (Атака.)
        14. Главный атрибут морской экипировки — деталь одежды моряка. (Тельняшка.)

       15. Небольшой вооруженный отряд для наблюдения за безопасностью определенного района. (Патруль.)

        16. Как называется торжественное шествие  войск?    (Парад)

     17. Как называются наплечные знаки в русской армии.   (Погоны)

18.Что означала команда «воздух» во время Великой  Отечественной войны.( Тревога, появился вражеский самолет)

19. Сколько длилась блокада Ленинграда. (900 дней)

20.Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о начале войны. (Левитана)

21. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки». «тигры», «пантеры», «леопарды».Что это было? (Военная техника.)

22. Сколько дней длилась война? (1418 дней)

23. Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского это означает «череп». Что это?

24. Во время Великой Отечественной войны был летчик, который летал, не  имея обеих ног. Кто он?  (Маресьев Алексей Петрович)

25.Как назывались люди, которые мужественно сражались в тылу врага? (Партизаны)

                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вам, девчонкам и мальчишкам XX века, чьё детство закончилось с приходом войны, посвящается…

Слайд 2

Мирно страна проснулась В этот июньский день, Только что развернулась В скверах её сирень. Радуясь солнцу и миру, Утро встречала Москва. Вдруг разнеслись по эфиру Памятные слова… Голос уверенно - строгий Сразу узнала страна. Утром у нас на пороге Заполыхала война. С. Маршак «Сорок первый! Июнь»

Слайд 3

Война сделала их сиротами .

Слайд 4

Бараков цепи и песок сыпучий Колючкой сложены кругом. Как будто мы жуки в навозной куче: Здесь копошимся, здесь мы и живём. Чужое солнце всходит за холмами, Но почему нахмурилось оно? Не греет, не ласкает нас лучами, Безжизненное бледное пятно…. Муса Джалиль « Малолетние узники»

Слайд 5

Война отняла у них родину и свободу.

Слайд 6

Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый флаг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать, Но всё равно в бою они умели Не отступать , а побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В 12 лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага - Сыны полков своей страны. В. Суслов «Дети в боевых действиях»

Слайд 7

Саша Бородулин Вася Коробко Война заставила их воевать. Зина Портнова

Слайд 8

Леонид Кеккелев «ЗЕМЛЯЧОК»

Слайд 9

Память, стой, замри - это надо! То из жизни моей, не из книжки! Из блокадного Ленинграда Привезли седого мальчишку… Я смотрела на чуб с перламутром И в глаза его очень взрослые! Среди нас он был самым мудрым, Поседевший от горя, мальчишка подросток. М. Румянцева «Дети Блокадного Ленинграда».

Слайд 10

Война закалила нас.

Слайд 11

«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер13 апреля в 2 часа ночи1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.» Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.

Слайд 12

Война. Страшней нет ничего на свете, «Для фронта всё!» – девиз страны таков, Трудились все: и взрослые, и дети В полях и у мартенов, у станков. Фронт обеспечить! – нет важней задачи, Трудились для победы все в тылу, Бойцам в боях не выстоять иначе, Труд для победы заслужил хвалу. Всё отдавали фронту для победы, Тыл только крохи оставлял себе, Терпели стойко тяжести и беды, Чтоб быстро одолеть врага в борьбе. Тыл обеспечил армию надёжно, Оружие – основа всех основ, Хотя пришлось невероятно сложно, Но армии шли смело на врагов. Фронтовикам в день майский честь и слава! На их груди сверкают ордена, Но тыл в победу сил вложил немало. Фронт трудовой! Была им вся страна! Анатолий Болутенко «Дети - труженики тыла»

Слайд 13

Они рано взрослели.

Слайд 15

Помните! Через века, через года- Помните! О тех, кто уже не придет никогда- Помните! Люди! Покуда сердца стучатся- Помните! Какой ценой завоё вано счастье, Пожалуйста, помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны. Р.Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Воспитательское занятие на тему: "Дети военных лет"

открытое воспитетельское занятие...

Урок мужества "Дети военных лет"

Внеклассное мероприятие, посвященное детям военных лет г. Зернограда....

Программа обучения и развития детей "Предшкольная пора", 2011-2013

В  презентации рассказывается об организации обучения в ШБП, дана структура программы, её краткое описание. Работа с родителями....

Презентация "Этот День Победы! Детям военной поры посвящается..."

Материал предназначен для проведения внеклассного часа в начальной школе...

Классный час "Дети военной поры"

Тема: «Дети военной поры»Цель: Сформировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.Задачи: Мотивировать учащихся к изучению ис...

Конспект классного часа "Дети военной поры"

Тема: «Дети военной поры»Цель: Сформировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.Задачи: Мотивировать учащихся к изучению ис...